1971 5 февраля 2015 8:05

«Левиафан» выходит в российский прокат

5 февраля в российский прокат выходит фильм «Левиафан».

Читайте также «Левиафан» бьет рекорды по кассовым сборам.

В российских кинотеатрах кинокартину покажут с приглушенным звуком в тех сценах, где есть нецензурная лексика, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на компанию-дистрибьютора «A-Company Russia».

Изначально планировалось, что российские зрители смогут увидеть фильм уже в ноябре 2014 года. Но затем дистрибьютор решил отложить релиз до февраля. В «A-Company Russia» не скрывали, что это сделано, чтобы подогреть интерес к кинокартине: именно последний месяц зимы - так называемый сезон наград, когда вручается, в том числе, и престижнейший «Оскар». «Множество фестивальных наград, реакция зрителей и широкий резонанс международной прессы дают нам шанс надеяться и на успешное участие фильма в предстоящих конкурсах, и на удачную прокатную судьбу в России и за рубежом», - сказал ранее гендиректор «A-Company Russia» Александр ван Дюльмен.

Триумф российского фильма

Картина уже заслужила одобрение кинокритиков как российских, так и зарубежных.

Она вошла в основную конкурсную программу 67-го Каннского кинофестиваля.

Впервые в истории российский фильм получил премию «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Отдельным достижением является то, что фильм вошел в число номинантов на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

Сюжет

Сюжет фильма основан на авторской интерпретации истории библейского персонажа Иова в условиях современной России. Иов — библейский праведник, который лишается Божьей милости. После посланных Иову испытаний Бог возвращает ему отнятое: семью, детей, богатство. Таким образом смирение и безграничная вера в Бога приводят Иова к возвращению отнятого как награды за стойкость и веру. История Иова служит примером того, что страдания и испытания могут быть посланы не только в наказание, но и для испытания силы духа.

Левиафан же, вынесенный в заглавие фильма, имеет разные трактовки. От морского чудовища до воплощения сил зла, олицетворения дьявола. Одноименное название книги Томаса Гоббса, вышедшей в середине XVII века, вводит и иное толкование.

Левиафан выступает обобщенным восприятием давящей и неповоротливой силы государственной машины. Хотя сам режиссер А. Звягинцев в интервью телеканалу «Дождь» уточнил, что интерпретация названия по Гоббсу появилась позже, чем возникли параллели с книгой об Иове. Однако гоббсовский Левиафан оказался удачной метафорой по мнению режиссера.

Одобрение и критика

По информации «Ура.Ru», министр культуры РФ Владимир Мединский, ранее негативно отзывавшийся о фильме, тем не менее заявил позже, что хотел бы, чтобы картина получила эту награду. Он подчеркнул: «Для меня это не просто абстрактное кино. Это российское кино, сделанное нашими людьми, выпускниками российских вузов, российской школы… Поэтому и я буду болеть за "Левиафан": это российское кино».

Критике фильм подвергался со стороны РПЦ — в первую очередь за вольность трактовки сюжета Библии и упаднические настроения, проходящие через весь фильм, хотя в среде православной церкви и нет единого мнения.

Так, правящий архиерей Мурманской и Мончегорской епархии РПЦ митрополит Симон (Гетя) в эфире радиостанции «Говорит Москва» так прокомментировал этот вопрос: «В ответ на просьбу дать оценку фильму режиссера Андрея Звягинцева "Левиафан" сообщаю, что отношусь к этому фильму положительно, он мне понравился. Фильм честный». Он также добавил: «Мат, на который в данном случае ссылаются, к большому сожалению, стал нашей позорной действительностью, и в фильме его не больше, чем в жизни, чего уж тут лицемерить».

С ним не согласны другие представители РПЦ. Так, председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) протоиерей Всеволод Чаплин выступил в эфире программы «Вечность и время» на телеканале «Спас» с критикой картины. Он отметил: «Фильм очень пессимистичен. Понятно, что, наверное, у авторов было стремление потрафить западным представлениям о России: водка, какой-то блуд беспорядочный, жуткая государственная система, Церковь какая-то тоже жуткая — такие мифы о России там очень удачно воспроизведены. Я не удивляюсь, что фильм очень популярен на Западе».

Отсутствие однозначности в восприятии фильма характерно не только для представителей церкви.

левиафанВК1-00.jpg

Подчеркивая глубину и способность произвести сильное впечатление, в своем блоге на сайте «Эхо Москвы» известный журналист В. Познер добавляет: «…У меня к Андрею Звягинцеву лишь одна претензия: он лишает меня надежды, он говорит мне, что нет света в конце туннеля, а я с таким убеждением не могу жить».

Тем не менее картина А. Звягинцева стала одним из самых нашумевших российских фильмов. И каким бы ни было авторское видение истории библейского персонажа, сила актерской игры и стремление глубоко проникнуть в суть реалий современной России, могут произвести впечатление даже на самых взыскательных критиков.

Материал подготовили София Закирова и Ольга Доронина

Фото: Анна Матвеева / Группа А.Звягинцева в социальной сети

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".