Статья
1293 22 апреля 2011 16:00

Российский вектор Генсека ООН

Пробемы безопасности, ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также ядерные проблемы Корейского полуострова и пиратство вошли в повестку переговоров Дмитрия Медведева с генсеком ООН Пан Ги Муном в Москве.

Дмитрий Медведев принимал генсека ООН в своей подмосковной резиденции в горках. Стороны обсудили необходимость соблюдения мандатов Организации в ходе силовых операций.

«Президент подчеркнул нашу последовательную неконъюнктурную позицию в поддержку ООН, поддержку последовательного укрепления правовых начал ее деятельности на основе строго соблюдения устава Организации», - сообщил глава МИД РФ Сергей Лавров по итогам встречи президента РФ Дмитрия Медведева с генсеком ООН Пан Ги Муном.

«Мы подробно обсудили такие вопросы как необходимость строго соблюдения мандатов, которые принимаются ООН, особенно в том, что касается ситуаций, сопряженных с применением силы, и вопросы более четкого формулирования самих мандатов», - подчеркнул Лавров.

Как сообщил глава МИД РФ, в ходе встречи президент России и генсек ООН обменялись мнениями по ситуации в Йемене, Ливии, Кот-д'Ивуаре и обсудили необходимость возобновления шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова.

Кроме того, на встрече с российским президентом Пан Ги Мун обратился к нему с просьбой поддержать вторичное выдвижение своей кандидатуры на пост генерального секретаря Организации, хотя ранее заявлял, что не намерен просить поддержки у Медведева. 

«Я хотел бы рассчитывать на вашу поддержку и лидирующие позиции в продвижении моей дальнейшей деятельности как генерального секретаря ООН», - сказал Пан Ги Мун на встрече с президентом РФ.

Отметим, что экспертами как раз высказывалось мнение, что одной из целей нынешнего визита Пан Ги Муна в Москву является его обращение к российскому руководству с просьбой поддержать его выдвижение на посту генсека ООН на второй срок.

Но все же ливийская проблематика - наиболее животрепещущая тема, т. к. разность подходов к решению этой проблемы обсуждается на страницах мировых СМИ с начала военной операции в Ливии.

Не воспользовавшись правом вето, Россия неоднократно выступала с критикой резолюции ООН 1973, которая дала зеленый свет военному вмешательству международной военной коалиции в противостояние в Ливии. В результате военное противостояние затянулось.

Президент РФ, находясь на прошлой неделе с рабочей поездкой в Китае, заявил, что у России есть серьезные вопросы к руководству ООН в связи с попытками превышения полномочий по ряду резолюций и назвал это опасной тенденцией в международных отношениях.

Эту позицию неоднократно старался донести мировому сообществу глава российского МИД Сергей Лавров. В его заявлениях неоднократно подчеркивалось, что согласие давалось на закрытие воздушного пространства, а не на военную операцию.

Стоит отметить, что Франция, по инициативе которой во многом и принималась 19 марта резолюция ООН 1973, ныне намерена обсудить вопрос и ведении наземной операции, что запрещено существующей резолюцией.

Российский министр буквально накануне также заявил, что последние события в Ливии можно расценить как «втягивание в конфликт на земле» и это чревато рискованными последствиями.

Напомним, военная операция «Одиссея. Рассвет» началась после принятия СБ ООН резолюции 19 марта. В ней приняли участие коалиционные силы Великобритании, Франции, США, Канады, Бельгии, Италии и других стран. Затем руководство операцией взяло на себя НАТО. Вскоре вооруженные силы США объявили о прекращении своего непосредственного участия в военной операции. Однако военное противостояние продолжается, - в ней по-прежнему участвуют Франция, Великобритания, Италия и и другие союзники по НАТО.

ООН, которая и санкционировала принятие резолюции по Ливии, в последнее время неоднократно выступала за решение конфликта в Ливии мирным путем. Буквально накануне, уже по прибытию в Москву, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун высказался за прекращение огня в Ливии и налаживание политического диалога в этой стране.

«Сейчас наш приоритет - достижение эффективного прекращения огня, чтобы мы могли предоставлять гуманитарную помощь и в дальнейшем мы хотели бы политического диалога в Ливии», - цитируют его информагентства.

По его словам, приоритет ООН - это предоставление гуманитарной помощи мирному населению, более половины миллиона человек уже уехали. «Еще более 3,5 млн могут покинуть страну, а мы этого не хотим», - сказал генсек.

У экспертов нет единого мнения относительно способности ООН изменить на данном этапе ход событий в Ливии.

Так, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов считает, ООН не может изменить ситуацию в Ливии

Для того, чтобы  ее изменить в направлении расширения миссии, то нужна новая резолюция, новую резолюцию уже не примут. Понятно, что тот консенсус, который был на момент принятия резолюции 1973, когда ряд ведущих стран, как элегантно сказал Медведев "пропустили эту резолюцию", то есть воздержались,  сейчас уже достигнут- не будет», сказал Лукьянов «Актуальным комментариям».

 Эксперт напомнил, что в резолюции СБ ОООН по Ливии 1973 четко  запрещает сухопутная операция, наземное вторжение в Ливию. 

«Чтобы это осуществить придется резолюцию камуфлировать как-то под гуманитарную операцию, либо принимать новую, но это нереально», - отметил Лукьянов, подчеркнув, что пока нет вторжения наземного, ничего и не изменится.

По словам политолога, чтобы ни говорила  ООН, теперь уже на карте репутация крупных стран. «Прежде всего европейских, но и США тоже, которые, сказав «А», должны уже довести до какого-то результата эту кампанию. И ООН здесь их никак не остановит, потому что в противном случае получится, что они все политически проиграли», - сказал Лукьянов.

Заместитель генерального директора ЦПКР Александр Шатилов в свою очередь высказал предположение, что у ООН есть определенные возможности как-то прекратить конфликт. «Может быть организовать военно-гуманитарную  миссию в Ливии, может быть выставить там подразделение независимых миротворцев между враждующими сторонами и прочее», - сказал Шатилов.

 При этом, по словам Шатилова, США нацелены «на добивание Каддафи и не факт, что они будут рады миротворческим инициативам ООН». 

Так или иначе, но именно эта тема обозначена в повестке сегодняшних переговоров. ООН – не может не считаться с позицией России, и соответственно, предстоит вырабатывать компромиссные подходы к решению этой проблемы.

Ядерная безопасность - также немаловажный вопрос дя обсуждения с генсеком ООН. С последствиями аварии в Японии специалисты не могут справиться по сей день. Отныне люди в разных странах мира вновь пристально следят за уровнем радиации в стране. Особую актуальность обрел вопрос о безопасности АЭС.

Эта же тема обсуждалась Пан Ги Муном во время поездки на Украину, где он принял участие в саммите по ядерной безопасности в Киеве 19 апреля.

По его словам, правительства стран при строительстве новых атомных электростанций в первую очередь должны учитывать климатические факторы, «ядерные объекты должны быть готовы к тому, чтобы противостоять и землетрясениям, и цунами, и пожарам, и наводнениям».

Россия – является одним из ключевых игроков на рынке атомной энергетики. Руководство России после аварии на японской АЭС поручило более пристально изучить ситуации на отечественных станциях. Не смотря на рост » в мире антиядерных настроений, Россия не намерена отказываться от ядерной энергетики.

Так, премьер страны Владимир Путин, комментируя сложившуюся ситуацию, отметил, что Россия «сделает выводы в связи с ситуацией на АЭС в Японии после землетрясения, но сворачивать свои программы в атомной отрасли не планирует».

При этом Россия намерена представить свою концепции по предотвращению техногенных катастроф. По словам помощника президента РФ Аркадия Дворковича, глава государства уже в ближайшее время озвучит ряд инициатив по предотвращению техногенных катастроф. При этом Москва рассчитывает, что российские инициативы будут рассмотрены лидерами стран «восьмерки» и «двадцатки», после чего будут приняты конкретные решения.

Накануне визита в Москву Пан Ги Мун отметил, что обсуждал несколько раз с генеральным директором МАГАТЭ Юкия Амано, а также с сотрудниками системы ООН вопрос о том, какими могут быть новые стандарты атомной безопасности. "Конечно, я все еще верю, что ядерная энергетика может быть важным элементом для получения источников энергии, особенно в борьбе с изменениями климата", - сказал генсек ООН, отметив, что в свете ядерных аварий, которые произошли за последние десятилетия, необходимо пересмотреть стандарты безопасности в атомной энергетике.

Помимо саммита в Киеве, сообщил Пан Ги Мун, МАГАТЭ также созывает в июне в Вене встречу на высоком уровне по этой проблематике. «Мы надеемся, что через эти консультации международное сообщество сможет выработать усиленные стандарты безопасности», - заключил Пан Ги Мун.

Это не весь спектр вопросов, которые входят в круг обсуждеия во время визита Пан Ги Муна в Россию.

По мнению экспертов, будет обсуждаться и вопрос реформирования ООН. Эта тема активно обсуждается с 2009 года.

ООН прилагает все усилия для перехода от практики «тушения» вооруженных конфликтов к формированию культуры их предотвращения. С этой целью была укреплена роль Секретариата ООН в оказании посреднических услуг.

Эффективная посредническая деятельность международного сообщества позволит предотвращать вспышки вооруженных конфликтов и добиваться их скорейшего разрешения без направления туда миротворцев.

Еще три года назад Пан Ги Мун отметил, что ООН не пытается монополизировать эту сферу деятельности, но исходит из того, что региональная политика может сыграть как позитивную, так и негативную роль.

За это время мир изменился, по миру прокатилась волна конфликтов, заметно перекроившая привычную карту мира. Роль ООН , как известно, не всегда была позитивной. Эксперты говорят о том, что международное право дало трещину и соответственно, нужны новые механизмы взаимодействия. Отсюда вытекают и новые направления реформы ООН,

Многие страны мира в последнее время достаточно часто критикуют ООН за ее неспособность влиять на международные процессы. Проблема в том, что организация постепенно утрачивает свой статус «последней инстанции». Эксперты отмечают и то, что Дискуссионным по-прежнему остается вопрос о реформировании ООН. Подчеркнуто Совбез ООН занимает откровенно прозападную позиции, как это было, скажем в случае с резолюцией по Ливии.

Критики Совбеза  ООН  заявляют о том, что его структура закрепляет доминирующую роль мировых держав в решении глобальных вопросов, оставляя прочим государствам не много возможностей влиять на принятие принципиальных решений.

Россия также предлагала свою концепцию реформировании ООН.

Так, еще в 2009 году президент РФ Дмитрий Медведев предлагожил провести реформу ООН в целях защиты интересов африканских государств.

«Когда мы встречаемся с нашими коллегами, с руководством африканских стран, мы, конечно, говорим о том, каким образом, африканские страны будут отстаивать свои интересы. Для этого необходима реформа Организации Объединенных Наций. И в этом смысле мы наших африканских партнеров поддерживаем. Конечно, при соблюдении норм Устава ООН», - заявил Медведев в своем видеоблоге.

Эксперты полагают, что вопрос возможности интеграции в Совет безопасности ООН каких-то новых членов и прочее.

Однако вряд ли на этот раз удастся выработать единую позицию. Например, Шатилов высказал предположение, что Россия по последнему вопросу (расширение состава СБ ООН) выразит официальную заинтересованность, но «де-факто заблокирует такое решение, потому что оно явно сокращает возможности  России в рамках Организаций объединенных наций».

С другой стороны, именно Россия неоднократно выступала за реформирование и ООН просто не может не реагировать на ООН. Понятно, что Организация объединенных наций обязана считаться с голосов с России.

Так, Шатилов отметил, первые лица организации ( ООН) должны считаться с Россией, если они хотят сохранить объединение в качестве одной из топовых структур на наднациональном уровне. «Руководство ООН чаще всего держится на условии, что интерес сильных мира сего - прежде всего. Но сбрасывать со счетов позицию Российской Федерации собственно руководство национальных институтов не могут. Россия имеет политическое, военное и экономическое влияние в мире», - сказал Шатилов.

При этом эксперты отмечают, кризис организации как таковой. Так, коснувшись роли ООН как надцационального объединения, вырабатывающего решения на основе позиций многих государств, Лукьянов отметил, что организация отражает состояние международных отношений  как таковых. 

«Организация не очень располагает к достижению каких-то договоренностей или дипломатических прорывов. ООН ведь не может быть более эффективной, чем ей позволяют страны-члены, особенно крупные страны», - отметил эксперт. 

По его словам, ООН - как зеркало, в котором отражается реальность. «Зеркало не может ничего изменить, оно отражает то, что есть», - сказал Лукьянов.

Эксперт также сказал, что генсек ООН Пан Ги Мун не стал какой-то очень влиятельной международной фигурой. «Во время пребывания на этом посту он не проявил себя в каких-то очень крупных инициативах», - пояснил Лукьянов. При этом, по его словам, это обусловлено и позицией самой организацией. «ООН такая, какой ей позволяют быть крупные страны. Поскольку сейчас вообще мало стремления к конструктивным компромиссам  где бы то ни было, и организация не может реализовывать такого рода инициативы», - резюмировал Лукьянов.

Комментарии экспертов
В условиях сохранения монополярности в мире межнациональные институты, по крайней мере, их руководство стремятся чаще всего угодить, что называется, главному патрону. Поэтому, как мы видим, в последнее время ООН все чаще и чаще санкционирует именно однозначные проекты Америки. Тоже самое касается Совета безопасности ООН. Не говоря уже о том, что в том же самом Кот-д'Ивуаре миротворцы ООН выступили откровенно на стороне оппозиционных сил, обеспечив перевес над противником.
 
Мы видим, что руководство ООН чаще всего держится на условии, что интерес сильных мира сего - прежде всего. Но сбрасывать со счетов позицию Российской Федерации собственно руководство национальных институтов не могут. Россия имеет политическое, военное и экономическое влияние в мире. Россия является постоянным членом Совета безопасности ООН. В любом случае, первые лица ООН должны считаться с Россией, если они хотят сохранить организацию в качестве одной из таких топовых структур на наднациональном уровне.
 
Поэтому я думаю, Пан Ги Мун приезжает в Россию и будет в ходе встреч высшими элитами Российской Федерации обсуждать ряд  актуальных международных вопросов. Прежде всего - ливийский кризис, возможности второй волны экономического кризиса, роль России в ООН, возможности интеграции в Совет безопасности ООН каких-то новых членов и прочее.  
 
Другое дело, что Россия по последнему вопросу выразит официальную заинтересованность в расширении пула Совета безопасности ООН, но де-факто заблокирует такое решение, потому что оно явно сокращает возможности России в рамках Организаций объединенных наций. 
 
Россия, скорее всего, также попытается как-то прощупать настроение руководства ОНН по целому ряду вопросов, в том числе и по позиции ООН по прекращению ливийского конфликта. Потому что этот конфликт стал уже принимать долгоиграющий характер, становясь похожим чуть ли не на арабо-израильское противостояние. Поэтому здесь, я думаю, с обеих сторон будет, скорее всего, зондирующий характер. 
 

Здесь в настоящий момент Каддафи достаточно активно играет с ООН, выполняя определенные гуманитарные требования Организации объединенных наций, допуская на свою территорию представителей миссии ООН и т.д.  Я думаю, что у ООН есть определенные возможности как-то прекратить конфликт. Может быть организовать военно-гуманитарную  миссию в Ливии, может быть выставить там подразделение независимых миротворцев между враждующими сторонами и прочее. Другое дело, что здесь Соединенные Штаты Америки явно нацелены на добивание Кадаффи и не факт даже то, что миротворческим инициативам ООН в общем-то будут рады. 

Вообще, роль генерального секретаря ООН, конечно, сама по себе велика. Но, фактически, то состояние, в котором находятся международные отношения, отражается на состоянии ООН. Организация не очень располагает к достижению каких-то договоренностей или дипломатических прорывов. ООН ведь не может быть более эффективной, чем ей позволяют страны-члены, особенно, крупные страны.  
 
ООН - как зеркало, в котором отражается реальное. Зеркало не может ничего изменить, оно отражает то, что есть.  
 
Что кается Пан Ги Муна, он не стал какой-то очень влиятельной международной фигурой. Вообще, его назначение было встречено не всеми с большим энтузиазмом, считали что можно найти и ярче человека. И во время пребывания на этом посту он не проявил себя в каких-то очень крупных инициативах. Так что, пожалуй, сказать, что это наиболее заметный генеральный секретарь нельзя. Но его ли это вина, я не уверен. Потому что ООН такая, какой ей позволяют быть крупные страны. Поскольку сейчас вообще мало стремления к конструктивным компромиссам где бы то ни было, и организация не может реализовывать такого рода инициативы. 
 
Что касается заявлений ООН о том, что ситуацию в Ливии нужно решать мирным путем, я думаю, что ООН вряд ли изменит ситуацию. Для того, чтобы ее изменить в направлении расширения миссии, то нужна новая резолюция, новую резолюцию уже не примут. Понятно, что тот консенсус, который был на момент принятия резолюции 1973, когда ряд ведущих стран, как элегантно сказал Медведев, «пропустили эту резолюцию», то есть воздержались, сейчас уже достигнут не будет. Сейчас уже очевидно, что вся эта ливийская кампания была очень странная и непонятно, какова ее цель.
 
Что касается попыток вернуть участников коалиции в антирезолюцию, то, когда резолюцию принимали, то было понятно сразу, зачем это было сделано.То есть, страны, которые воздержались, это тоже понимали, но они, тем не менее, думали, что и так сойдет. 
 
Так что теперь говорить о том, что резолюция не выполняется можно, но возникает вопрос - раньше о чем думали. Есть. конечно момент, который жестко запрещен резолюцией – это сухопутная операция, наземное вторжение в Ливию.  
 

Чтобы это осуществить, придется резолюцию камуфлировать как-то под гуманитарную операцию, либо принимать новую, но это нереально. Так что до тех пор, пока нет вторжения наземного, я думаю, что ничего и не изменится. ООН что бы ни говорила, теперь уже на карте репутация крупных стран. Прежде всего, европейских, но и США тоже, которые, сказав «А», должны уже довести до какого-то результата эту кампанию. И ООН здесь их никак не остановит, потому что в противном случае получится, что они все политически проиграли. 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".