Статья
840 15 октября 2008 9:46

Российско-белорусский бюджет

16 октября Парламенсткое собрание союзного государства России и Белоруссии рассмотрело бюджет на следующий год

Комментарии экспертов

Бюджет РФ и Белоруссии является сугубо номинальным – то есть он не является финансовым планом двух связанных между собой государств. Основные статьи этого бюджета - культурные мероприятия, совместная оборона и научные исследования. Вместе с тем, вопрос о бюджете Союзного государства существует давно. Изначально одним из основных положений должно было быть введение единой валюты Союзного государства – рубля. Но Лукашенко «затормозил» эту инициативу, так как переход на единую валюту мог быть невыгоден для финансовой системе Белоруссии и экономических позиций Минска. После этого Москва несколько охладела к Лукашенко, после чего бюджетное планирование в Союзном государстве приобрело номинальный характер.

Без единой финансовой системы в рамках такого номинального бюджета возможно финансирование только локальных инициатив, связанных с таможенным союзом, с возможными частичными преференциями по налогообложению, которые уже сейчас действуют в отношении Белоруссии. Но без единой финансовой системы говорить о едином бюджете Союзного государства проблематично, так как его идея заключается в том, что он должен функционировать на территории двух государств одновременно. Соответственно, до создания единой валютной системы Союзного государства он не будет представлять серьёзного значения.

Союзное государство существует больше в экономическом, чем в политическом плане. Действительно, между Белоруссией и Россией минимальное количество таможенных и других экономических барьеров, что в значительной степени приносит выгоду белорусской экономике. Но при этом Союзное государство недостроено. Кроме Союзного парламента, который должен был быть сформирован по этому договору, отсутствуют такие важные вещи, как Счетная палата Союзного государства, которая должна контролировать расходование средств в рамках союзного бюджета, и Высший суд Союзного государства, который должен решать экономические споры между двумя странами. В реальности экономические и энергетические споры между Россией и Белоруссией решаются на уровне президентов. Де-факто союз России и Белоруссии существует, но оформлен он так, будто мы в этом совместном доме не живём, а живём как-то по-иному.

Что же касается возможности включения в состав Союзного государства Южной Осетии, то прежде, чем принимать в Союзное государство кого-то ещё, оно должно быть достроено. Кроме того, для этого необходимо признание Южной Осетии Белоруссией. Этот вопрос будет обсуждаться на первых заседаниях недавно избранного парламента Белоруссии – но также я считаю, что немедленного признания Южной Осетии и Абхазии не будет, на это потребуется некоторое время.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".