Статья
2360 26 февраля 2024 11:31

Российское социальное государство

Одной из долгосрочных и самых сложных проблем современной России является совершенствование социального государства, купирование вызовов, с которыми оно сталкивается уже сейчас и будет сталкиваться в обозримом будущем. 

Что такое социальное государство?

Социальное государство (Sozialstaat, или welfare state) — это, согласно современному пониманию, «демократическое государство, стремящееся обеспечить экономическую безопасность своих граждан и сбалансировать социальные различия внутри общества». 

Считается, что концепция социального государства восходит к реформам, который производил во второй половине Германии конца XIX Отто фон Бисмарк (сам термин Sozialstaat ввел в 1850 году немецкий экономист Лоренц фон Штейн). Именно при Бисмарке в Германии впервые в Европе, да и в мире (!) появились страхование по болезни, от несчастных случаев на производстве, пенсии по инвалидности и страховые пенсии по старости. Немецкий «социальный капитализм» (который называли даже «немецкий госсоциализм») стал альтернативной английскому пути неолиберализма и «государства — ночного сторожа». После реформ президента Ф. Рузвельта социальное государство, очень специфичное и не похожее на европейское (оно даже получило другое название — welfare state, или «государство благосостояния»), стали строить в США, а после второй мировой войны и основные европейские страны (и особенно — страны севера Европы, такие как Швеция, Норвегия, Дания) превратились в социальные государства. 

Главная цель социального государства — предотвратить социальный взрыв и хаос, который может вызвать (и несколько раз в истории европейского капитализма вызывало!) значительное расслоение по уровню потребления, к которому приводит «дикий», свободный от государственного вмешательства капиталистический рынок. Делается это путем государственного распределения суммы произведенных общественных благ в пользу представителей слабозащищенных слоев общества. Но социальное государство было вызвано к жизни не просто политической прагматикой. В основе его идеологии лежит парадигма социальной справедливости, которую возводят к мыслям Аристотеля из его «Политики» (концепция «распределительной справедливости»). 
Основными функциями социального государства являются пять следующих:

— финансовая поддержка пенсионеров, инвалидов, сирот, беженцев, малоимущих, безработных и т.д.;
— обеспечение доступного социального жилья для тех, кто не имеет средств, чтоб купить его на рынке жилья;
— социальная защита семьи, материнства, детства; 
— обеспечение доступности медицинских услуг для всех категорий граждан;
— обеспечение доступности образования (в том числе и высшей его ступени) для всех категорий граждан.

Разумеется, этими главными функциями не исчерпывается деятельность институтов социального государства. 

Российское социальное государство сегодня 

Постсоветская Россия тоже прошла свой путь от «дикого капитализма» к социальному государству, но на это ей понадобилось не несколько веков, как Европе, а 10-15 лет. Специфика российского социального государства в том, что ему предшествовала эпоха «реального социализма» («суперсоциального государства»), социальные программы которого до сих пор остаются образцом для многих россиян, главным образом — представителей старшего поколения. 

После резкого провала в области социальной политики в эпоху «шоковой терапии» (начала 1990-х) власть встала на путь формирования постсоветского социального государства. Конституция, принятая в 1993 году, декларировала в статье 7 существование социального государства в РФ (что резко контрастировало с предшествовавшей неолиберальной программой «правительства Гайдара»). В 1990-е годы был принят ряд законов, касающихся социальной политики, но не имелось финансовых средств для обеспечения их действия. Ситуация изменилась в 2000-е. С одной стороны, рост цен на углеводороды наполнил бюджет России, с другой — в первые два срока правления второго президента РФ был принят ряд законопроектов, который в целом завершил контуры российского социального государства. 

В частности, были приняты законы о пенсионном и медицинском страховании. В законах об образовании были сохранены положения о получении образования за счет бюджета (наряду с «платным образованием»), а в Жилищном Кодексе — о социальном жилье для малоимущих и граждан, лишенных возможностей приобрести жилье на рынке труда. Появилась льготная ипотека. Стали регулярно и бесперебойно выплачиваться пособия женщинам по беременности и родам, пособия на детей, стипендии студентам. 

Конечно, сформировавшееся в России социальное государство несовершенно и нуждается в улучшении, реформировании, развитии. Нельзя не согласиться с критиками из левого лагеря, которые указывают на низкие, недостаточные суммы пособий и выплат. Но нельзя отрицать и очевидного: вопреки призывам лидеров неолиберализма 90-х, Россия не пошла по пути строительства «государства — ночного сторожа», социальное государство существует, и не просто по воле того или иного политического руководителя, но как институция, опирающаяся на солидную базу законов и подзаконных актов. 

Мы не должны преуменьшать заслуги нашего государства в этой области (как и не должны удовлетворяться ими!). За последние годы приняты и действуют ряд программ, которые положительно себя зарекомендовали. Так, специалисты утверждают, что в результате введения программы материнского капитала «доля рождений вторых и третьих детей выросла почти в 2 раза». В последние годы в вузах растет количество бюджетных мест (которые многие годы значительно сокращались), предусмотрены особые программы для «целевиков». 

В январе этого года размер именной президентской стипендии (2 тысячи номинантов по стране) был поднят с 2 400 до 30 000 рублей. В вузах и ссузах создается комфортабельное пространство для обучающихся там инвалидов. Многочисленные положительные отзывы вызывают курсы по бесплатному переобучению граждан (включая обучение по востребованным специальностям в области IT), которые организовывает государство в рамках проекта «Демография». 

Нельзя забывать и о таких социальных достижениях, к которым мы привыкли как к чему-то самоочевидному еще с советских времен, но которые беспрецедентны при сравнении с мировым опытом. Например, россияне бесплатно пользуются услугами «Скорой помощи» (в США один вызов «Скорой помощи» стоит не менее 800 долларов). Оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком у нас составляет 3 года (в США — несколько месяцев). Централизованная подача в квартиры горячей воды, которая у нас — обычное дело, — роскошь для жителей Парижа и Лондона. 

Такие феномены тоже включены в каркас нашего социального государства, обеспечивающий удовлетворительный уровень жизни граждан и стабильность самого государства и общества. 

Вместе с тем в ближайшие десятилетия Россия столкнется (и уже начинает сталкиваться) с вызовами, которые, вероятно, болезненно ударят по социальному государству РФ и его институциям. Что это за вызовы? 

Вызовы, грозящие нашему социальному государству

Начнем с того, что российское общество постепенно «стареет», то есть в составе населения страны увеличивается доля пожилых людей с пониженной трудоспособностью и нетрудоспособных и снижается доля людей трудоспособного возраста. 

В 1989 году средний возраст россиян был 34,9 лет, в 2015 — уже 39,5 лет, а в 2023 — 40,4 года. По последним данным социологов, в России сегодня 41,78 миллиона пенсионеров (т.е. более трети всего населения!) и 75,6 миллионов трудоспособных граждан. Таким образом, соотношение тех, кто работает и из чьих зарплат пополняется бюджет и Пенсионный фонд, и тех, кто получает выплаты из бюджета и Пенсионного фонда, — 2 к 1. В реальности оно еще меньше, так как не все работоспособные граждане трудятся легально и платят налоги и выплаты государству. Очевидно, что чем меньше количество легально работающих, тем меньше пенсии и другие госпособия. 

Именно по этой причине государство пошло в 2018 году на повышение пенсионного возраста, понимая, какую негативную реакцию это вызовет у населения. Правительственные эксперты-экономисты посчитали, что эта непопулярная мера позволит увеличить к 2030 году соотношение работающих к пенсионерам до 3 к 1. Но, во-первых, эти подсчеты оказались некорректными (не учли бегство работающих в «серую» сферу в результате реформы и увеличение поддержки предпенсионеров, предпринятое для того, чтобы загасить социальные протесты), а во-вторых, после 2030 года эта проблема снова встанет в прежнем, угрожающем виде, если не предпринимать никаких других мер. 

Необходимо добавить, что старение населения — это вызов не только для пенсионной системы. Увеличивается нагрузка на страховую и ведомственную, бюджетную медицину, так как с возрастом здоровье естественным образом ухудшается. Кроме того, значительное количество российских «стариков» живут отдельно, получают недостаточную помощь от детей либо вообще не имеют таковой, следовательно, необходимы социальные работники и соответствующие службы, чей труд также оплачивается из бюджета. 

Второй вызов, о котором мы уже упомянули, — огромный нелегальный и полулегальный рынок труда. В 2017 году специалисты — экономисты и социологи — утверждали, что около 70 % фрилансеров работают без заключения официальных договоров и, соответственно, налоговых и социальных отчислений из зарплат. 

Согласно исследованиям социологов из фонда «Хамовники», около 20 миллионов семей в провинциальных городах РФ живут за счет «отхожего промысла». «Отходники» — преимущественно мужчины среднего возраста, которые уезжают на заработки в крупные города. Две трети из них получают зарплату «в конвертах», а по месту прописки часто числятся безработными. Они не имеют официального трудового стажа, от их доходов ничего не получает пенсионный фонд, но сами они в старости смогут рассчитывать на социальную пению. Это значит, что через 10-15 лет мы получим изрядно «похудевший» пенсионный фонд и миллионы пожилых граждан, которым нужно будет платить «социальные пенсии». 

Третий вызов — изношенность жилищного фонда (и инфраструктуры ЖКХ). Многоквартирные дома, построенные еще в советский период, в которых живет значительное количество россиян до сих пор, ветшают. Несмотря на высокие темпы строительства, введение льготной ипотеки, выделение социального жилья, жилищная проблема с каждым годом обостряется. Специалисты ИНП РАН прогнозируют, что «к 2030 году прирост объема устаревающего жилья составит 54 млн кв. м, а к 2040 году — 216 млн кв. м». Цены на жилье растут, и поэтому решить проблему собственников ветшающего и аварийного жилья исключительно рыночными средствами не удастся. Эта нагрузка также ляжет на тот сегмент социального государства, который предназначен для обеспечения малоимущих граждан социальным жильем. 

Наконец, четвертый вызов — изменения во внешней политике и на мировом рынке углеводородов. Напомним, что в 2000-е годы удалось решить проблемы невыплат зарплат и пособий и запустить механизмы социального государства, благодаря беспрецедентному росту мировых цен на нефть и газ. Российские нефте- и газодобывающие компании получили сверхдоходы, налоги потекли в бюджет государства, и государство пустило их на «социалку». Сегодня наша страна переживает цивилизационный конфликт с Западом, в результате которого началась переориентация нашей экономики на торговлю с Востоком и глобальным Югом. Пока это серьезно не отразилось на нашей экономике, но в перспективе ведет к некоторым рискам и возможным потерям, что может ударить по бюджету. К тому же этот конфликт ведет к увеличению финансирования оборонной сферы и возможному перераспределению финансовых средств из социального сегмента бюджета. 

Перспективы решения проблем

Разумеется, этим вызовам можно и нужно противостоять. Государство уже сейчас предприняло ряд мер к укреплению семьи и улучшению демографической ситуации. Речь об индексации пособий, о так называемом «материнском капитале», о мероприятиях в рамках нацпроекта «Демография» (о чем мы уже упомянули). 

Свою положительную роль может сыграть привлечение мигрантов, но, разумеется, если к этому подходить разумно и осторожно. Здесь важно не впасть в ту или иную крайность — либо мигрантофобии, либо безбрежного либерализма в этом отношении. Опыт европейских стран показывает, что при помощи мигрантов можно выправить экономические последствия старения общества (эта проблема существует и на Западе), но тот же опыт показывает, что увлечение этими мерами приводит к отрицательным и нежелательным явлениям. 

Финансовую базу для социального государства может составить удачная переориентация на другие рынки углеводородов, а также сельскохозяйственный экспорт, который сейчас показывает положительную динамику и дает хорошие денежные вливания в бюджет. Развитие собственных производств, выход на новые рынки для российских товаров — тоже прекрасная перспектива для наполнения российского бюджета, но для этого нужны инвестиции и кадры. 

Но есть еще одно условие — банальное, но в то же время часто упускаемое из виду. Социальное государство — не самодостаточно, это лишь важный, но элемент государства как такового. Следовательно, существование и динамическое развитие социального государства зависит от существования и развития государства как такового. Для совершенствования структур, упрочения финансовой базы нашего социального государства, нужна стабильность государственных институтов, их поступательное, нормальное, спокойное функционирование. Причем достаточно длительный срок. Нельзя допускать разлад, шатания, политический кризис, которые неизбежно приведут к обрушению институтов социальной помощи гражданам. Как это, увы, уже было в нашей недавней истории. 

Рустем Вахитов, кандидат философских наук, политический публицист

#РустемВахитов

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".