Статья
800 24 мая 2012 11:22

Ротация во власти

Основным трендом недели стало кадровая ротация в правительстве и Администрации президента. Ключевым фактором нового Кабмина станет ослабление существующей «пирамиды вице-премьеров», которая шатается с августа прошлого года.

Новая система государственного управления экономикой, отличительной чертой которой стало перемещение центра принятия решений в правительство, сформировалась в период президентства Медведева. Именно усиление аппаратных позиций правительства, вице-премьеров и министерств стало «визитной карточкой» новой модели. Тогда рост влияния и консолидация структур госуправления привели к пропорциональному ослаблению позиций топ-менеджмента бизнес-структур, в том числе, государственных. Изменение политической конъюнктуры подтолкнуло элитные группы к неожиданным альянсам, призванным сохранить влияние компаний с государственным участием.

В период второго президентства Путина большинство проектов в стратегических отраслях лоббировались, либо поддерживались по линии Администрации президента (АП). Там же де-факто были сосредоточены основные рычаги управления госсектором. При этом в большинстве отраслей в руках правительства оставался лишь номинальный контроль. Исключение составлял рынок финансовых услуг, который был закреплен за Минфином и аффилированным с ним ЦБ, а также сельское хозяйство, в прошлом подконтрольное Виктору Зубкову. Остальные сферы либо напрямую курировались представителями АП, либо серьезно зависели от решений, принятых на этом уровне.

Таким образом, к началу премьерства Владимира Путина система государственного управления представляла собой систему «премьер-министр-министры-руководители служб/агентств». Основные стратегические решения принимались на уровне АП и главы правительства (в редких случаях), а тактические решения - на уровне агентств и служб. При этом аппаратный вес министерств оказывался незначительным по отношению к основным центрам принятия решений. В результате в системе исполнительной власти сформировался разрыв, что с одной стороны снижало эффективность управления государственной собственностью и повышало автономность бизнес-структур. Но, с другой, обеспечивало баланс экономической политики.

Ситуация стала меняться в кабинете Владимира Путина. Переход в правительство политика привел к серьезной коррекции модели управления государственным имуществом. На смену разорванной президентско-министерской модели пришла «пирамида вице-премьеров». Фактически была сформирована новая схема принятия и согласования экономических решений, предполагающая разделение сфер компетенции между правительством и президентом. Она исходила из создания штабной (проектной) системы управления экономикой, в рамках которой глава государства формулирует стратегию развития экономики, а правительство через пирамидальную систему (премьер - вице-премьер - министр) отвечает за реализацию общих задач развития в рамках действующих хозяйственных комплексов и отраслей. При этом ключевую роль в новых условиях стали играть именно вице-премьеры.

Изменение структуры сказалось на аппаратной борьбе за стратегические направления развития отечественной экономики. Они стали носить многоуровневый и фронтальный характер. Борьба за стратегические активы проходила во всех «пирамидах», что существенно укрепляла тактические союзы вице-премьеров и министров. Однако, несмотря на укрепление связок между вторыми и третьими звеньями, вертикальные конфликты в вопросах управления собственностью сохранились. Во многом исход противостояния вице-премьера и министра определяется горизонтальными альянсами, экономическими активами (контроль над государственными бизнес-структурами), клиентелой и политической конъюнктурой. Так, наиболее сильные вице-премьеры Шувалов, Кудрин и Сечин (покинули правительство) имели достаточно сильные позиции в подконтрольных министерствах и профильных госкомпаниях.

Ситуация стала меняться на неделе. В «президентскую вертикаль» вернулся не только контроль над ТЭКом (вместе с Сечиным), но и над другими стратегическими отраслями. Пропорциональное ослабление профильных вице-премьеров уже привело к ренессансу госсектора. Топ-менеджеры госкомпаний (включая Сечина на позиции главы «Роснефти») начали формирование собственных групп влияние в депутатском корпусе в обход членов Кабмина.

Дмитрий АБЗАЛОВ, Центр политической конъюнктуры
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".