Русская готическая повесть ХIХ века
История русских литературных страшилок с конца XVIII века, или привычка заимствовать.
Безусловно, уникальное издание, настоящая мечта филолога.
Собственно, в самом формате антологии страшной отечественной прозы ничего нового нет. Аналогичные опыты проводились ещё в СССР, впрочем, уже на его «излёте», в
Составители антологии, конечно, лукавят. Самый старый текст антологии, «Остров Борнгхольм» Карамзина, относится к восемнадцатому веку, а самые новые — к двадцатому. Но эту неточность надо не только простить, но и низко за неё поклонится. Тот же «Остров...» (написанный молодым Карамзиным, когда тот возвращался из своей европейской поездки) стал настоящим литературным прорывом для своего времени. Во всяком случае, для России, в которой до этого жанр страшных рассказов существовал исключительно в форме рождественских историй про деревенские кладбища и бани.
Термин «готическая проза» относится, конечно (и исключительно, если говорить честно) к европейской, к английской литературе. В своё время великий Бёрг очертил её границы и с тех пор леди и джентльмены по всей Европе слышали вздохи на лестнице, бродили в тумане и видели таинственный свет в окнах. Причём «Европа» — это тег однозначно неотделимый от термина «готики». Это накладывало на русских авторов определённые ограничения. Например, давно ли вы видели в России замки?
Поэтому, вся антология, несмотря на вялые попытки Сомова и Данилевского ещё в середине XIX века перенести жуть на российские просторы на плечах загрызенных священников и т.д. - это памятник русской стилизации... Если чувство патриотизма или что-то иное и не позволяет авторам писать как Карамзину или Толстому о Европе, то во всяком случае, автор географически к Европе повествование приближал как мог, развернув сюжет в Польше или в Украине. Польские замки — кто видел — это сама по себе пародия на замки Западной Европы, с текстами выходило почти так же.
Тем не менее, эта проблема сохраняется в российской литературе даже сейчас. На наше провинциальное счастье, готик-панк позволил современным авторам перенести сюжет в город. А современный город — он везде одинаковый и у современной российской готики проблем её предшественницы XIX века не будет.
«Русская готическая повесть XIX века», антология, М.: Три квадрата, 2008. — 448 с.