Саммит Россия - ЕС
Президент России Дмитрий Медведев прибыл в Хабаровск на саммит Россия-ЕС во главе российской делегации. Первую часть своей поездки глава государства посвятил вопросам развития Дальнего Востока. В частности, глава государства провел совещание, посвященное приграничному сотрудничеству с Китаем и Монголией и задачам развития восточных регионов РФ.
Дмитрий Медведев сообщил о том, что правительство завершает разработку стратегии развития Дальнего Востока и ряда регионов Сибири. По мнению президента, развитие российского Дальнего Востока должно быть скоординировано с подъемом северо-восточных регионов Китая. Президент подчеркнул, что обсуждал этот вопрос ранее с председателем КНР Ху Цзиньтао. Президент РФ Д.Медведев считает интересной инициативу Китая по переходу на расчеты в национальной валюте при торговых операциях. При этом Дмитрий Медведев констатировал снижение на треть торгового оборота России со всеми зарубежными партнерами с начала года.
Что касается саммита России-ЕС, в Хабаровске уже находятся верховный представитель ЕС по общей внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана и президент Чехии, председательствующей в ЕС, Вацлав Клаус, а также глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу.
Делегации начали общение за торжественным ужином, а сама официальная программа открывается 22 мая.
Главными темами встреч российской и зарубежных делегаций станут энергетика, евробезопасность и противодействие глобальному кризису.
"В рамках саммита Россия-ЕС, который состоится в Хабаровске, будут обсуждаться отношения между Россией и Евросоюзом, ход выполнения "дорожных карт", ряд международных вопросов", - сообщил ранее постоянный представитель России в ЕС Владимир Чижов. По словам В.Чижова, в рамках встречи в верхах "произойдет обмен накопленным опытом противодействия кризису, стороны сопоставят рецепты борьбы с ним и возможности их применения". Он также указал, что важной темой саммита станет энергетика в свете недавней инициативы президента России Дмитрия Медведева, озвученной в Хельсинки.
"Она касается разработки международно-правовой базы мирового энергетического сотрудничества, - напомнил он. - Хотя предложения носит глобальный характер, ни у кого не может вызвать сомнение важность его обсуждения в формате Россия-ЕС".
"Кроме того, планируется обсуждение реформирования структуры евробезопасности, включая российское предложение о новом договоре по евробезопасности", - добавил дипломат. "Эта тема уже присутствует в диалоге Москвы и Брюсселя, - продолжил он. - Первая реакция заинтересованная, но это не означает, что наши предложения принимаются безоговорочно. Есть интерес к обсуждению темы".
В.Чижов также пояснил причины выбора Хабаровска в качестве места проведения саммита. "Символизм выбора места весьма глубокий, - сказал он. - Это наглядно показывает не только размах Российской Федерации, но и исторические достижения наших предков, которые сумели расширить границы европейской цивилизации до побережья Тихого океана".
На саммите Россия - Евросоюз в Хабаровске будет уделено особое внимание текущему кризису и соглашению по сотрудничеству в энергетике, заявил "Интерфаксу" комитета по международной политике Совета Федерации Михаил Маргелов.
"Кроме того, у сторон уже есть опыт проведения антикризисных мероприятий, которым, уверен, они поделятся. И основное внимание на саммите Россия - Евросоюз в Хабаровске стороны уделят текущему кризису и соглашению по сотрудничеству в энергетике. И думаю, что предвидимые трудности будут именно в переговорах по энергетическим проблемам", - полагает М.Маргелов.
По его мнению, эти трудности имеют историю, которая не внушает оптимизма. Глава комитета отметил, что есть два противоположных подхода к вопросу об энергетике.
"Евросоюз проводит тотальную либерализацию этой отрасли. Россия, как и большинство других добывающих углеводороды стран, склонна не упускать добычу и транспорт нефти и газа из-под государственного контроля", - пояснил М.Маргелов, добавив, что это столкновение подходов неизбежно скажется на переговорах в Хабаровске.
"Ясно, что на этот раз Россия не согласится следовать существующей Энергетической хартии, а предложит некую альтернативу, по которой, во всяком случае, не будет требоваться демонополизировать российские трубопроводы. При этом российская инициатива не отменяет хартии", - подчеркнул собеседник агентства.
Он также выразил уверенность в том, что Россия не присоединится к декларации Украины - Евросоюза по модернизации украинской газотранспортной системы, а предложит свой вариант более широкого международного консорциума по этой модернизации.
"Что касается газопровода Набукко, то в Хабаровске повлиять на этот проект Россия не сможет", - сказал сенатор. Он отметил, что в перспективе Евросоюзу потребуется больше входных газопроводов, чем проектируется в настоящее время.
Как отметил М.Маргелов, на этом энергетическом форуме острота других вопросов, таких как ситуация на Южном Кавказе, "несколько блекнет".
"Наша страна также согласна продолжать диалог в рамках женевских консультаций, так что саммит в Хабаровске политику России на Южном Кавказе не изменит", - добавил он.
В ходе саммита Россия–ЕС вряд ли будут приняты какие-то согласованные решения, потому что европейские программы сами по себе достаточно разрознены. Мы видим много спорных позиций относительно того, каким образом нужно бороться с кризисом, видим большое количество национальных программ: английских, немецких, испанских, французских. То есть Европа сама по себе в данном случае не выступает чем-то единым на фронте борьбы с кризисом. Тем более, очень сложно будет принять какие-то согласованные меры с российской стороной.
Поэтому я думаю, что здесь будут скорее декларативные вещи, связанные с увеличением прозрачности финансовой отчётности, большим регулированием банковско-финансовой сферы, и не более того. Я думаю, что больше ничего мы не увидим, и надеяться на то, что здесь будут таким образом решены какие-то радикальные проблемы, вряд ли можно.
Скорее, можно говорить, допустим, о сотрудничестве в энергетической сфере. Может быть, будут пусть не прорывные, но какие-то решения в области работы в нефтегазовой сфере. Но в целом по экономическим вопросам, я думаю, ничего ждать не приходится.
Сейчас стратегический диалог о безопасности развивается сразу на нескольких площадках – и с новой администрацией Обамы, и с европейцами. Я думаю, что надо рассматривать этот диалог как в каком-то смысле новую волну, новый шаг в общении России и Запада. Возникла, безусловно, какая-то новая атмосфера, которая позволяет в каком-то смысле увязывать разные вопросы, которые раньше существовали отдельно, такие как вопрос о противоракетной обороне, третьей позиционной площадке, вопросы о безопасности на Кавказе, инициативы Медведева.
Это связано с тем, что есть понимание, что надо рискнуть строить новую сцену мировой политики, потому что старая неуправляема. Американцы как бы уходят с капитанского мостика, на котором, впрочем, штурвал и так не вращался. И возникает задача выработки новых правил. Эти правила, с точки зрения России, должны исключать устойчивую американскую и европейскую тенденцию отбрасывать Россию к итогам холодной войны, отбрасывать нас к состоянию, в котором Россия находилась после конца Советского Союза.
На самом деле большинство российско-европейских тем не могут быть урегулированы исключительно внутри двусторонних отношений России с европейскими странами и даже в отношениях России и ЕС. В особенности вопросы безопасности. Сталкиваются разные системы безопасности. Я имею в виду прежние системы коллективной безопасности, западные и восточные. Они сегодня нуждаются в правилах, которые исключали бы их столкновение, попытки использования их для сдерживания друг друга. В этом сегодня состоит задача.
Собственно говоря, в отношениях с Европой есть проблема недопонимания на Кавказе, трещины которой старается расширять английское руководство, и определённые круги в Европе и США. Есть проблема нового договора. Россия ждёт более интенсивных переговоров по этому вопросу. Есть проблема и энерготранзита, где упорно пытаются тормозить развитие диверсификации соответствующих российских проектов.
Но мне кажется, что сегодня России надо сосредоточиться на формулировке своих стратегических задач по безопасности в Европе. Нельзя позволить, чтобы начались какие-то тактические решения или просто новый, более мягкий, стиль дипломатии заменил нам решение наших задач на постсоветском пространстве и в Восточной Европе.