Статья
1815 21 мая 2009 0:02

Саммит Россия - ЕС


Президент России Дмитрий Медведев прибыл в Хабаровск  на саммит Россия-ЕС во главе российской делегации. Первую часть своей поездки глава государства посвятил вопросам развития Дальнего Востока.  В частности, глава государства провел совещание, посвященное приграничному сотрудничеству с Китаем и Монголией и задачам развития восточных регионов РФ.

Дмитрий Медведев сообщил о том, что правительство завершает разработку стратегии развития Дальнего Востока и ряда регионов Сибири. По мнению президента,  развитие российского Дальнего Востока должно быть скоординировано с подъемом северо-восточных регионов Китая. Президент подчеркнул, что обсуждал этот вопрос ранее с председателем КНР Ху Цзиньтао. Президент РФ Д.Медведев считает интересной инициативу Китая по переходу на расчеты в национальной валюте при торговых операциях. При этом Дмитрий Медведев констатировал снижение на треть торгового оборота России со всеми зарубежными партнерами с начала года.

Что касается саммита России-ЕС, в Хабаровске уже находятся верховный представитель ЕС по общей внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана и президент Чехии, председательствующей в ЕС, Вацлав Клаус, а также глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу.

Делегации начали общение за торжественным ужином, а сама официальная программа открывается 22 мая.

Главными темами встреч российской и зарубежных делегаций станут энергетика, евробезопасность и противодействие глобальному кризису.

"В рамках саммита Россия-ЕС, который состоится в Хабаровске, будут обсуждаться отношения между Россией и Евросоюзом, ход выполнения "дорожных карт", ряд международных вопросов", - сообщил ранее постоянный представитель России в ЕС Владимир Чижов. По словам В.Чижова, в рамках встречи в верхах "произойдет обмен накопленным опытом противодействия кризису, стороны сопоставят рецепты борьбы с ним и возможности их применения". Он также указал, что важной темой саммита станет энергетика в свете недавней инициативы президента России Дмитрия Медведева, озвученной в Хельсинки.

"Она касается разработки международно-правовой базы мирового энергетического сотрудничества, - напомнил он. - Хотя предложения носит глобальный характер, ни у кого не может вызвать сомнение важность его обсуждения в формате Россия-ЕС".

"Кроме того, планируется обсуждение реформирования структуры евробезопасности, включая российское предложение о новом договоре по евробезопасности", - добавил дипломат. "Эта тема уже присутствует в диалоге Москвы и Брюсселя, - продолжил он. - Первая реакция заинтересованная, но это не означает, что наши предложения принимаются безоговорочно. Есть интерес к обсуждению темы".

В.Чижов также пояснил причины выбора Хабаровска в качестве места проведения саммита. "Символизм выбора места весьма глубокий, - сказал он. - Это наглядно показывает не только размах Российской Федерации, но и исторические достижения наших предков, которые сумели расширить границы европейской цивилизации до побережья Тихого океана".

На саммите Россия - Евросоюз в Хабаровске будет уделено особое внимание текущему кризису и соглашению по сотрудничеству в энергетике, заявил "Интерфаксу" комитета по международной политике Совета Федерации Михаил Маргелов.

"Кроме того, у сторон уже есть опыт проведения антикризисных мероприятий, которым, уверен, они поделятся. И основное внимание на саммите Россия - Евросоюз в Хабаровске стороны уделят текущему кризису и соглашению по сотрудничеству в энергетике. И думаю, что предвидимые трудности будут именно в переговорах по энергетическим проблемам", - полагает М.Маргелов.

По его мнению, эти трудности имеют историю, которая не внушает оптимизма. Глава комитета отметил, что есть два противоположных подхода к вопросу об энергетике.

"Евросоюз проводит тотальную либерализацию этой отрасли. Россия, как и большинство других добывающих углеводороды стран, склонна не упускать добычу и транспорт нефти и газа из-под государственного контроля", - пояснил М.Маргелов, добавив, что это столкновение подходов неизбежно скажется на переговорах в Хабаровске.

"Ясно, что на этот раз Россия не согласится следовать существующей Энергетической хартии, а предложит некую альтернативу, по которой, во всяком случае, не будет требоваться демонополизировать российские трубопроводы. При этом российская инициатива не отменяет хартии", - подчеркнул собеседник агентства.

Он также выразил уверенность в том, что Россия не присоединится к декларации Украины - Евросоюза по модернизации украинской газотранспортной системы, а предложит свой вариант более широкого международного консорциума по этой модернизации.

"Что касается газопровода Набукко, то в Хабаровске повлиять на этот проект Россия не сможет", - сказал сенатор. Он отметил, что в перспективе Евросоюзу потребуется больше входных газопроводов, чем проектируется в настоящее время.

Как отметил М.Маргелов, на этом энергетическом форуме острота других вопросов, таких как ситуация на Южном Кавказе, "несколько блекнет".

"Наша страна также согласна продолжать диалог в рамках женевских консультаций, так что саммит в Хабаровске политику России на Южном Кавказе не изменит", - добавил он.

 

Комментарии экспертов

В ходе саммита Россия–ЕС вряд ли будут приняты какие-то согласованные решения, потому что европейские программы сами по себе достаточно разрознены. Мы видим много спорных позиций относительно того, каким образом нужно бороться с кризисом, видим большое количество национальных программ: английских, немецких, испанских, французских. То есть Европа сама по себе в данном случае не выступает чем-то единым на фронте борьбы с кризисом. Тем более, очень сложно будет принять какие-то согласованные меры с российской стороной.

Поэтому я думаю, что здесь будут скорее декларативные вещи, связанные с увеличением прозрачности финансовой отчётности, большим регулированием банковско-финансовой сферы, и не более того. Я думаю, что больше ничего мы не увидим, и надеяться на то, что здесь будут таким образом решены  какие-то радикальные проблемы, вряд ли можно.

Скорее, можно говорить, допустим, о  сотрудничестве в энергетической сфере. Может быть, будут пусть не прорывные, но какие-то решения в области работы в нефтегазовой сфере. Но в целом по экономическим вопросам, я думаю, ничего ждать не приходится.

Сейчас стратегический диалог о безопасности развивается сразу на нескольких площадках – и с новой администрацией Обамы, и с европейцами. Я думаю, что надо рассматривать этот диалог как в каком-то смысле новую волну, новый шаг в общении России и Запада. Возникла, безусловно, какая-то новая атмосфера, которая позволяет в каком-то смысле увязывать разные вопросы, которые раньше существовали отдельно, такие как вопрос о противоракетной обороне, третьей позиционной площадке, вопросы о безопасности на Кавказе, инициативы Медведева.

Это связано с тем, что есть понимание, что надо рискнуть строить новую сцену мировой политики, потому что старая неуправляема. Американцы как бы уходят с капитанского мостика, на котором, впрочем, штурвал и так не вращался. И возникает задача выработки новых правил. Эти правила, с точки зрения России, должны исключать устойчивую американскую и европейскую тенденцию отбрасывать Россию к итогам холодной войны, отбрасывать нас к состоянию, в котором Россия находилась после конца Советского Союза.

На самом деле большинство российско-европейских тем не могут быть урегулированы исключительно внутри двусторонних отношений России с европейскими странами и даже в отношениях России и ЕС. В особенности вопросы безопасности. Сталкиваются разные системы безопасности. Я имею в виду прежние системы коллективной безопасности, западные и восточные. Они сегодня нуждаются в правилах, которые исключали бы их столкновение, попытки использования их для сдерживания друг друга. В этом сегодня состоит задача.

Собственно говоря, в отношениях с Европой есть проблема недопонимания на Кавказе, трещины которой старается расширять английское руководство, и определённые круги в Европе и США. Есть проблема нового договора. Россия ждёт более интенсивных переговоров по этому вопросу. Есть проблема и энерготранзита, где упорно пытаются тормозить развитие диверсификации соответствующих российских проектов.

Но мне кажется, что сегодня России надо сосредоточиться на формулировке своих стратегических задач по безопасности в Европе. Нельзя позволить, чтобы начались какие-то тактические решения или просто новый, более мягкий, стиль дипломатии заменил нам решение наших задач на постсоветском пространстве и в Восточной Европе.

24 июля 2024 Новости  Безопасность на районе Показатель ощущаемой безопасности среди россиян довольно высокий, свидетельствуют результаты опроса, проведенного 29 июня Всероссийским центром изучения общественного мнение (ВЦИОМ) среди 1600 граждан РФ старше 18 лет. 28 января 2022 Новости
Лавров: Россия не позволит игнорировать собственные интересы
 Лавров: Россия не позволит игнорировать собственные интересы Россия не хочет обострения отношений и войны с США, однако Москва не позволит игнорировать интересы нашей страны. Об этом заявил Сергей Лавров в интервью радиостанциям Sputnik, «Эхо Москвы», «Говорит Москва» и радио «Комсомольская правда». По словам министра иностранных дел, переговоры по гарантиям безопасности еще не завершены, поскольку РФ получила ответ несколько дней назад.
7 сентября 2021 Колонки
Кибер-конфликт ФРГ и РФ: немецкие СМИ о взаимных обвинениях в кибератаках
 Кибер-конфликт ФРГ и РФ: немецкие СМИ о взаимных обвинениях в кибератаках Берлин обвинил Россию в причастности к кибератакам и серии попыток получить личные данные немецких законодателей. Об этом сообщил телеканал Deutsche Welle.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".