Комментарий
5738 9 сентября 2020 14:46

Саудиты снова обвалили цены на нефть: какими будут последствия

Рустам Танкаев экспертРустам Танкаев

Рустам Танкаев
экспертРустам Танкаев
Впервые с 25 июня цена нефти Brent упала ниже уровня $40 за баррель. Российская нефть Urals подешевела на 6,5%, опустившись до минимального уровня с начала июня — $38 за баррель. Стремительное снижение цен продолжается пятый день подряд. За это время цены на различные сорта европейской нефти упали на 14–18%.

Корреспондент «Актуальных комментариев» поговорил с экспертом Союза нефтегазопромышленников Рустамом Танкаевым о том, что спровоцировало обвал цен на рынке нефти.

— Поскольку спрос на нефть на мировом рынке начал расти, а оперативной статистики на эту тему не существует, то все участники рынка бросились наращивать добычу, совершенно перестав обращать внимания на квоты, которые установлены соглашением ОПЕК+. Соответственно, цены на нефть упали.

Саудовская Аравия «сдала назад» и решила, не уменьшая добычу, которая уже вышла за пределы квоты, снизить цены для основных потребителей. Они так поступают только лишь потому, что хотят сохранить свою долю рынка. Сейчас, когда идет балансировка нового порядка на нефтяном рынке мира, самое время пытаться изменить свою долю мирового рынка. А так получилось, что за последние месяцы только Россия осталась на своих прежних позициях. Причина очень проста. Дело в том, что у нас основные рынки сбыта связаны с нашими добывающими мощностями при помощи нефтепроводов «Дружба» и «Восточная Сибирь — Тихий океан», ответвление которого идет в Китай. На нефтепроводах не было никаких изменений и скачков, но сильные изменения коснулись фрахтовых судов, которые перевозят нефть. В том момент, когда избыток нефти на рынке был огромным, все нефтяные танкеры были зафрахтованы производителями нефти в качестве хранилищ. Огромные объемы в результате привели к тому, что цены на фрахт нефтяных танкеров очень сильно выросли. По данным Petroleum Argus, цены на фрахт в среднем выросли в пять раз. Это очень много, и все перевозки нефти по морю стали экономически нецелесообразными. Соответственно, основное падение долей рынка было связано с теми странами, которые перевозят нефть танкерами. В первую очередь, это коснулось Саудовской Аравии.

Россия за последние месяцы твердо заняла первое место на нефтяном рынке Китая. Кроме того, Россия вышла на рынок США, и впервые за всю историю заняла на их рынке заметное место, таким образом, потеснив Саудовскую Аравию. Сейчас на рынке происходят большие перекосы. Соглашение ОПЕК+ не соблюдается, все страны борются за свою долю рынка, в результате мы наблюдаем падение цен на нефть. Я думаю, что это временное явление. В конечном итоге, спрос достигнет докризисных значений, и потребуются значительные объемы добычи. Соответственно, цены на нефть выйдут на равновесный уровень. Равновесный уровень зависит от курса доллара по отношению к золоту. Если говорить о привычных, но абсолютно внесистемных единицах, то это где-то $60-70 за баррель. А если говорить о нормальных единицах, то это где-то 10 граммов золота за тонну. Это будет все к концу года. Сейчас идут переходные процессы, которые мы наблюдаем. На них можно реагировать по-разному, но смысл от этого не изменится: в переходный период каждый участник рынка будет тянуть одеяло на себя и не соблюдать никаких соглашений.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".