Статья
627 26 марта 2009 0:01

Сессия МАГАТЭ

На сессии совета управляющих МАГАТЭ (Международного агентства по атомной энергии) состоятся выборы нового генерального директора агентства. Полномочия действующего генерального директора, Мухаммеда аль-Барадеи, истекают в ноябре – тогда новоизбранный генеральный директор агентства вступит в должность.

Как сообщает агентство ПРАЙМ-ТАСС, на должность в настоящее время претендуют постоянный представитель Японии при международных организациях в Вене Юкия Амано и его коллега из ЮАР Абдул Самад Минти. В организации нет единства позиций: в поддержку японского дипломата выступают США и их союзники, в поддержку кандидата от ЮАР – представители развивающихся стран.

Выбор наиболее подходящего кандидата производится путем тайного голосования, в ходе которого победитель должен набрать не менее двух третей голосов членов совета управляющих. Процедура голосования может проводиться трижды с перерывами между каждым туром для консультаций с целью обеспечения результата, максимально близкого к консенсусу. Если никто из кандидатов не наберет положенного числа голосов, то состоится так называемое «рейтинговое» голосование. При этом сначала будет предложена для утверждения только кандидатура, получившая на предыдущих турах наибольшую поддержку. Если «лидер» не преодолеет необходимый рубеж в две трети голосов, то на голосование будет выставлена кандидатура его соперника. Если тот тоже потерпит неудачу, то председатель совета управляющих будет вынужден объявить о безрезультатности выборов. В этом случае будет объявлено о новой регистрации претендентов на пост генерального директора МАГАТЭ.

Интерес к деятельности МАГАТЭ связан с контрольными функциями этой организации, направленными на предотвращение появление ядерного оружия у государств, осуществляющих ядерные программы. Согласно договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) на МАГАТЭ возложена проверка выполнения обязательств его участников. Целью контрольных функций (так называемых гарантий МАГАТЭ) является недопущение использования ядерной энергетики в целях «двойного назначения» с целью последующего использования её возможностей для создания ядерного оружия. Договор о нераспространении ядерного оружия был разработан Комитетом по разоружению ООН и открыт для подписания 1 июля 1968 в Москве, Вашингтоне и Лондоне. Участниками договора являются почти все независимые государства мира, за исключением Израиля, Индии, Пакистана и КНДР.

Как известно, США подозревают Иран в планах по созданию собственного ядерного оружия, при этом МАГАТЭ выступала с критикой иранской ядерной программы. Позиция МАГАТЭ имеет особое значение для переговоров вокруг проблематики Ирана, Северной Кореи и Сирии, которая также подозревается США в планах по созданию собственного ядерного оружия.

Комментарии экспертов

Мне кажется, важно зафиксировать тотальный кризис МАГАТЭ как структуры, которая занимается управлением отраслью. Здесь ситуация очень похожа на ООН. Как ООН находится в глубочайшем кризисе, так в него попало и МАГАТЭ. По сути дела, кризис сейчас коснулся всех глобальных структур: и ООН, и МВФ, и ОПЕК.

МАГАТЭ совершенно не справляется с ролью регулятора. Ряд событий поставил под сомнение вопрос о целесообразности существования МАГАТЭ как отдельной структуры. Наиболее ярко импотенцию МАГАТЭ показала ситуация вокруг Ирана. В ней проявилась полнейшая дезориентация МАГАТЭ и полная её неспособность решить какие-то реальные вопросы. Все комиссии этой организации были, по существу, бесполезной тратой денег.

Одна из основных задач МАГАТЭ как структуры – контролировать ситуацию с распространением двойных технологий, делать так, чтобы атом, как бы пафосно это ни звучало, оставался прежде всего мирным. Но в Иране все вопросы решаются исключительно в треугольнике Россия-США-Иран. Аналогичная ситуация и по Северной Корее, ключевые решения по взаимодействию с которой принимают США и Китай. Получается, что все серьёзные и политически значимые проблемы решаются в другом формате, и МАГАТЭ оказывается лишней структурой.

Можно попытаться найти какие-то различия между кандидатами на пост гендиректора агентства и, соответственно, определённую интригу. Япония и ЮАР – это представители разных групп влияния на атомном рынке. ЮАР – это прежде всего крупный добытчик урана. Поэтому представляется логичным, что развивающиеся страны выступают за представителя ЮАР. Это, скорее, позиция не только развивающихся стран, но всех сырьевых стран, являющихся крупными производителями урана и оценивающих ядерный рынок с позиции сырьевого комплекса.

Япония – это один из лидеров производства атомной энергии, в том числе и по технологиям. Интересно, что Япония – это одна из тех стран, которые не понаслышке знают, что такое двойные технологии. В действительности, Япония способна произвести «атомную бомбу» за 3 недели, то есть, Япония – это фактически теневой обладатель ядерного оружия. По оценкам западных экспертов, которые мне неоднократно доводилось слышать, уровень технологий, которые наработала Япония в процессе работы с атомной энергетикой, позволяет собрать «атомную бомбу» в весьма короткий срок.

По-видимому, представитель Японии – фаворит «предвыборной кампании». Между тем, мы видим, что ни один из кандидатов и ни одна из поддерживающих их сторон не предлагают никакой внятной концепции реформы МАГАТЭ. Кто бы не встал во главе этой структуры – он не будет проводить никакую реструктуризацию агентства. А значит, пока нет оснований ожидать от МАГАТЭ, что оно станет серьёзным регулятором атомной отрасли в глобальном масштабе.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".