Статья
2149 30 ноября 2015 12:11

Шантаж с Россией не сработает

Учитывая непредсказуемую и откровенно конфронтационную линию поведения турецкого руководства, прогнозы по поводу перспектив развития российско-турецких отношений на среднесрочную перспективу вряд ли можно назвать оптимистичными.

Напомним, 28 ноября Президент России подписал Указ о мерах по обеспечению национальной безопасности России и защите граждан России от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турции. Ранее 24 ноября самолёт турецких ВВС сбил над территорией Сирии российский военный самолёт; один из катапультировавшихся пилотов был расстрелян протурецкими террористами прицельным огнём с земли, второго удалось спасти в результате совместной операции российских и сирийских сил спецназначения. При этом боевиками был уничтожен российский военный вертолёт, погиб морской пехотинец.

Несмотря на то, что взаимное раздражение и напряжение в российско-турецких отношениях копилось на протяжении, по крайней мере, нескольких последних лет (по мере разрастания вооружённого противостояния в Сирии, где Анкара поддерживала и продолжает поддерживать наиболее «отмороженные» террористические банды), очевидно, что до 24 ноября вероятность введения мер, предусмотренных Указом Президента № 583 от 28 ноября 2015 года, рассматривалась как незначительная. Однако турецкий лидер, похоже, сделал окончательный выбор.

Можно предположить, что идя на акт прямой и неспровоцированной агрессии против России, в Анкаре могли не просчитать последствий этого как для турецкой экономики, так и для внутриполитической стабильности в стране. Народ и общество ближневосточной страны оказались заложниками безответственной (если не сказать жёстче) националистической идеологии и амбиций, несоразмерных реальным возможностям Турции и её месту в международных отношениях и региональной политике. Вполне вероятно, что Реджеп Эрдоган и далее будет следовать конфронтационному курсу, что только усугубит положение.

Конечно, хотелось бы надеяться на лучшее, и, в частности, на то, что те шаги, о которых говорил Владимир Путин (принесение извинений, возмещение материального ущерба и наказание преступников, сбивших военный самолет), последуют. Однако всё, что мы слышим от турецких лидеров, свидетельствует в пользу пессимистичных сценариев.

Мне представляется, что действия Эрдогана до некоторой степени напоминают памятные события августа 2008 года, когда грузинский президент Саакашвили решил, что похлопыванием по плечу Кондолиза Райс дала ему полный карт-бланш на агрессию против Южной Осетии, включая нападение на российских миротворцев. Однако, увидев четкую и жесткую реакцию российского руководства, США и НАТО не пришли на выручку своему грузинскому вассалу. Это лишний раз подтвердило решающую роль силового фактора в международных делах.

Вот и сейчас, по мере оперативного развёртывания на базе в Латакии зенитно-ракетных комплексов С-400 провокационные полёты турецких самолётов вдоль сирийской границы резко сократились, а голоса одобрения авантюристического курса Анкары из Вашингтона и Брюсселя звучат не столь уверенно. Вспоминая разные исторические аналогии, можно предположить, что западные союзники, не забывая о провокационных действиях против России, борющейся с международным терроризмом в Сирии, предоставят Эрдогану возможность нести полную ответственность за принятые им решения. И это вполне логично, несмотря на то, что в случившемся видна как политическая, так и логистическая поддержка действиям турецкого истребителя F-16 со стороны американских структур, дислоцированных на турецкой территории (в частности, на базе Инджирлик). Следует подчеркнуть, что в любом случае ответственность за подобного рода действия ложится на руководство страны, принявшее соответствующие решения.

Ответные действия России, как это следует из шагов, предпринятых военно-политическим руководством страны, носят сугубо оборонительный и вместе с тем комплексный характер. Мы уже отметили факт оперативной переброски на сирийскую землю силами военно-транспортной авиации до дивизиона ЗРК С-400, закрывших как воздушное пространство в Сирии, так и часть воздушного пространства сопредельных стран, включая Турцию. Это уже привело к резкому снижению военной активности турок не только в воздушном пространстве Сирии, но и Греции.

Можно предположить, что сейчас будет усиливаться воздушная и наземная компоненты российской военной базы в Армении, ибо попытки турецких экстремистов взорвать Кавказ (используя, к примеру, нагорно-карабахский конфликт, где официальная Анкара последовательно поддерживает официальный Баку) вовсе не исключены. В частности, некоторыми экспертами высказывается идея о расширении 102-й российской базы в Гюмри путём создания отдельного соединения, на вооружение которого, учитывая возросшие риски с турецкой стороны, могли бы поступить ОТРК «Искандер» в базовой комплектации.

Помимо чисто военного, данный сюжет имеет и политико-дипломатический аспект. Провокацией 24 ноября Турция высказала своё подлинное отношение к хрупкому венскому процессу, призванному хотя бы робко наметить контуры будущего государственного устройства Сирии. Нельзя исключить, что в случае с Нагорным Карабахом будет предпринята попытка аналогичным образом торпедировать дипломатические усилия сопредседателей Минской группы ОБСЕ, и без того не очень эффективные. Напомним, что резкая эскалация напряжённости вокруг нагорного Карабаха и на армяно-азербайджанской границе (в том числе с применением турецкого оружия) пришлась на рубеж сентября – октября 2015 года, после возвращения Эрдогана из Москвы, где до него, очевидно, было доведено решение о начале контртеррористической операции в Сирии по просьбе легитимного руководства этой страны.

Вот и сейчас мы видим агрессивные заявления посещающих Баку турецких лидеров, которые не скрывают своей заинтересованности в дальнейшем обострении карабахского конфликта. В начале октября турецкие самолёты уже залетали на территорию Армении. Так что, к сожалению, новые провокации с целью создания для России дополнительных проблем, к сожалению, возможны. Однако Кавказ географически находится ближе, чем Сирия, и он не является удаленным театром военных действий…

Возвращаясь к российско-турецким отношениям, следует заметить, что их явным недостатком все эти годы была сосредоточенность на работе исключительно с правящей командой Эрдогана, придерживавшейся в диалоге с Россией, как мы теперь ясно понимаем, весьма специфического стиля поведения. При этом, несмотря на отдельные исключения, работе с представителями иных (в том числе оппозиционных правящей Партии справедливости и развития) партий, общественных организаций, этноконфессиональных и этносоциальных групп уделялось явно недостаточное внимание.

Будем надеяться, что ситуация начнёт меняться, и что контакты с силами, как противостоящими поддержке террористов, так и выступающими за нормальные отношения с Россией, получат дополнительный импульс. Целиком и полностью оправданные меры по ограничению экономического сотрудничества породят как у турецкого бизнеса, так и в обществе в целом неприятные вопросы к Эрдогану и Давутоглу по поводу адекватности их политики, причём вовсе не только по отношению к России. Попытки же педалировать националистический психоз, безумные угрозы создать России проблемы на Кавказе или в Крыму не только с неизбежностью встретят ответные меры, ещё более болезненные для турецкой экономики, но и станут лишним подтверждением необходимости и своевременности приостановки отмены безвизового режима и других шагов, предпринятых российской стороной.

Хотелось бы подчеркнуть, что Российская Федерация ни в коем случае не ссорится с турецким народом, наработанные контакты будут сохранены, а через какое-то время, возможно, в какой-то степени восстановятся. Но это произойдет только тогда, когда Турция перестанет быть угрозой трансграничной безопасности и источником экспорта международного терроризма.

Выскажу свою личную точку зрения: необходимость введения визового режима с Турцией стала для меня очевидной ещё в 2012 году, когда турецкие лидеры ясно дали понять, кого они в поддерживают в Сирии. К сожалению, наверное, должно было случиться то, что случилось, чтобы в России окончательно осознали, с каким партнером мы имеем дело, и как дальнейшее расслабленное состояние может сказаться на национальной безопасности нашего государства, в том числе и на Северном Кавказе. Напомним, в ходе двух чеченских войн факты участия на стороне вооружённых бандформирований (примерно таких же, как и те, что орудуют сегодня на территории Сирии и Ирака) граждан с турецкими паспортами носили отнюдь не единичный характер.

Применяемое турецкими властями геополитическое оружие в виде потоков беженцев хорошо ощущает на себе и Европа, и, в частности, Германия, у которых турецкое руководство успешно выбивает деньги на отражение угрозы, им же самим инициированной и направляемой. Что же касается России, то с ней подобная тактика шантажа и провокаций не пройдёт, и это всем заинтересованным сторонам необходимо чётко осознавать.

Андрей Арешев, политолог, научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН специально для «Актуальных комментариев»

Другие материалы автора

____________

Читайте также:


© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".