Статья
4431 4 июля 2018 18:32

Смерть бюрократии

Каждый год развитие технологий угрожает все новым профессиям. Машины уже научились составлять простые иски, и корпорации сокращают юридические отделы, в некоторых организациях автоматизированы процессы формирования финансовой отчетности, и им не нужны бухгалтеры, даже некоторые тексты в СМИ экспериментально написаны искусственным интеллектом (ИИ), и ходят слухи о полной победе машины над человеком. Так ли это на самом деле, где находятся пределы автоматизации, и когда искусственный интеллект сможет заменить чиновников и депутатов.

Технологическому детерминизму подвержены не только крупные корпорации, но и целые государства. Прорыв, о котором так часто говорит Владимир Путин, не представляется без развития новых технологий, в числе главных президент в рамках последнего послания Федеральному Собранию назвал: каналы связи, большие данные и искусственный интеллект.

Развитие технологий ИИ, по мнению президента, является ключевым условием прогресса во всех остальных областях. Так как именно с помощью искусственного интеллекта мы можем качественно менять привычные процессы работы с данными, принятия решений и организации всей системы госуправления.

Неслучайно ИИ стал одним из элементов важной госпрограммы развития цифровой экономики, на которую правительство потратит несколько миллиардов рублей только в 2018 году. Постепенно эта программа начинает реализовываться в рамках властных решений. Сегодня премьер-министр Дмитрий Медведев поручил ввести в ряде министерств должность заместителя министра по цифровому развитию, который займется модернизацией системы госуправления.

В каких сферах новые технологии могут заменить чиновников и госслужащих?

Важно отметить, что тренд является общемировым. Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (OECED) все большее число стран переходят на новые технологии в системе госуправления. Рутинные процессы все чаще выполняют не люди, а машины.

Сферы применения новых технологий в системе госуправления

Существующие технологии уже сегодня позволяют автоматизировать часть функций, выполняемых чиновниками и госслужащими. Их можно подразделить на несколько больших групп.

Аналитические функции. Практически в любом госоргане существуют аналитические отделы, которые занимаются сбором и обработкой информации для разных задач. Развитие открытых и больших данных, а также автоматизированных инструментов работы с информацией позволяет значительно сократить штаты таких отделов. Сегодня один аналитик данных может сделать больше, чем ранее мог сделать аналитический отдел, состоящий из 5-10 человек. Поэтому новые технологии могут реализовать мечты некоторых политиков, предлагающих сокращать штаты госорганов.

Конституирующие функции. Большое число сотрудников госорганов занимается тем, что так или иначе подтверждает некую информацию. Любой госслужащий, занимающийся верификацией и выдачей неких подтверждений, бланков, справок может быть заменен блокчейн технологией, которая и подразумевает возможность подтверждения достоверности того или иного действия.

Попытки избавиться от обилия справок посредством оптимизации внутренних процессов уже предпринимались ранее. Например, в 2016 году правительство запретило запрашивать у заявителя уже имеющиеся у госорганов документы. Это требование позволило наладить нормальный документооборот между ведомствами, однако так и не позволило сократить число госслужащих, которые эти справки выдают.

Уже известны успешные случаи проведения локальных выборов посредством блокчейн технологии (в таком случае можно было бы в разы сократить штат ЦИК), однако о повсеместности этой практики говорить пока рано.

Функция принятия решений. Здесь речь идет о руководящих звеньях, которые в отдаленной перспективе могут быть заменены искусственным интеллектом. Руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies Юрий Минкин в интервью АК говорил о том, что в недалеком будущем ИИ мог бы заменить депутатов: «Мы все прекрасно понимаем, что человек может не иметь достаточно количества информации. Он может находиться под влиянием некоторых факторов, иметь какие-то корыстные цели. Вот если будет сделано решение, которое будет способно комплексно анализировать информацию, например, следить за динамикой аварий в каком-то регионе. Проводить анализ, определять проблему, например, что она заключается в низкой пропускной способности какого-то перекрестка, из-за него стало хуже. Если найти причину, мы можем на это воздействовать и решить эту проблему», — отмечал эксперт.

Все эти технологические изменения в системе госуправления расположены в порядке убывания их распространенности: аналитические функции уже замещаются машиной, а полноценный ИИ, по оценкам экспертов, может быть создан через 5-15 лет.

При этом каждая новая технология сталкивается со своим набором проблем. Если бы их внедрение не было сопряжено с различными трудностями, то эти инновации были бы внедрены и в России, и в других странах мира, однако пока существует целый ряд объективных ограничений.

Ограничения

Низкий уровень информационной грамотности чиновников. Средний возраст политиков и чиновников в России составляет 55,5 года, сообщает Reuters. И, как правило, в таком возрасте сложно осваивать новые технологии и изменять привычные схемы работы. Поэтому часто прогрессивные задумки власти разбиваются о низовой уровень демократии, которая просто не в состоянии выполнить поставленные перед ней задачи. Нечто подобное произошло, например, с открытыми государственными данными в некоторых регионах, где их по-прежнему нет.

Высококвалифицированные кадры не идут на госслужбу, потому что в частной сфере они смогут заработать гораздо больше.

Цифровой нигилизм населения. Помимо кадровых трудностей в госорганах существует и цифровой нигилизм граждан, которые с опаской воспринимают новые технологии. Например, в крупных городах России несколько лет функционирует онлайн запись на прием к врачу, но многие граждане продолжают стоять в очереди. На сайте Госуслуги зарегистрированы десятки миллионов человек, но очень часто граждане используют этот сервис только для быстрого оформления загранпаспорта. Поэтому иногда созданные технологические условия остаются невостребованными самими гражданами.

Финансовые ограничения. В условиях финансового кризиса, который, согласно прогнозам аналитиков Bank of America, может случиться уже в начале 2019 года, власть старается избавиться от затратных проектов, без которых система сможет функционировать. Все технологические новшества приносят эффект в долгосрочной перспективе, а во время переходного период эффективность госуправления может даже снижаться, так как процесс трансфера инновации неминуемо несет с собой издержки.

Границы внедрения ИИ. Это ограничение в большей степени справедливо для функций принятия решений. Вообще, границы внедрения искусственного интеллекта в политических и социальных процессах изучаются достаточно давно. Здесь в качестве примера можно вспомнить работу первопроходца в области машинного обучения Артура Сэмюэла «Искусственный интеллект: граница автоматизации», которая была опубликована в 1962 году.

Парадокс, по мнению Сэмюэла, заключается в том, что человек, который создает такие машины, будет всегда более развитым, чем конечный продукт. Человек, обладающий определенными навыками не в состоянии создать машину, которая бы обладала всем набором навыков и действовала бы лучше его. Каждый раз, когда человечество создает что-то новое, оно само по себе становится лучше, потому что для нового, ему пришлось измениться самому.

Поэтому до сих пор ходят споры о том, сможет ли искусственный интеллект когда-нибудь по-настоящему заменить человека.

Перспективы

Госпрограмма «Цифровая экономика», заместители министров по цифровому развитию и инновационные технологии стали новым трендом во властной риторике, однако пока все эти новшества встречают слишком большое сопротивление.

Ограничения, которые мы перечислили, — далеко не единственные трудности, с которыми сталкиваются инноваторы во власти. Достижение результата зачастую не помогают и многомиллиардные вливания из бюджета. Пока проект построения Цифровой экономики рискует повторить судьбу Открытого правительства, которое весной этого года после 6 лет работы было упразднено.

Конечно, это не значит, что инновации в российской системе госуправления обречены на провал и абсолютно бесперспективны. Речь идет о большом количестве вызовов, на которые у правительства должны быть подготовлены ответы. Иначе блокчейн и ИИ так и останутся модными словами в документах к госпрограммам, и так и не станут реально действующими инструментами.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".