Статья
4524 28 ноября 2014 13:03

СМИ: ИГ вербует в свои ряды детей и женщин из других стран

Газета The Dailу Mail 23 ноября на своем сайте разместила профессионально снятый ролик с детьми из Казахстана, которых завербовали боевики группировки «Исламское государство». 

Ролик появился под заголовком «ИГ опубликовало шокирующее видео с детьми из Казахстана, обучающимися приемам владения АК-47». 

Дети в кадре говорят на казахском языке и утверждают, что они из Казахстана. Местом своего нынешнего проживания называют «Исламский халифат». У этих детей арабские имена, и они умело обращаются с автоматом Калашникова.

Как передает Лента.ру, это не первое свидетельство о детях, воюющих среди исламистов. Информация, что радикальные террористические группировки вербуют в свои ряды детей, проходила в СМИ и раньше. Так, в феврале 2014 года на сайте «Средняя Азия в интернете» была опубликована статья, в которой рассказывалось о новой практике ИГ: обучать военному делу и шариату в интерпретации этой группировки именно детей младшего возраста. Там же приводились скриншоты ролика под заголовком «Послание одного из детей ИГ»: ребенок в черной маске стреляет из АК-47 под крики окружающих. На видео он говорит, что приехал из Узбекистана.

Сайт «Средняя Азия в Интернете» со ссылкой на мнение специалиста по «Аль-Каиде»*, генерал-майора Абдул Карима Ахмеда, пишет, что террористические группировки вербуют детей по двум причинам: «Первая — призыв к молодежи старшего возраста вступать в ряды. Вторая — промывка мозгов тем, кто поддерживает их идеологию, чтобы они отдавали своих детей под знамя "Аль-Каиды" и те становились солдатами с детства».

При этом эксперты-востоковеды уверены: детям участие в террористических группировках наносит психологическую травму. Ребенок, воспитанный в соответствии с идеологией джихада, с годами превращается в идеальную машину «священной войны с неверными». Необходимость убийства или самоубийства у него не вызывает никаких сомнений.

Политолог имеет в виду другой скандальный ролик, распространенный информационным агентством France 24 15 октября. Сюжет содержал экстремистские призывы различного толка на казахском и русском языках. 

По данным казахстанских СМИ, «ролик длится порядка 20 минут, его немалую часть занимают малолетние дети неопределенной этнической принадлежности, читающие нараспев суры Корана и цитирующие различные труды, в том числе на казахском языке. На одном из кадров отчетливо видна группа из 21 ребенка различных возрастов и этнической принадлежности». Но самое главное — это было первое видео, на котором люди из разных областей страны опознали родственников, сообщает Лента.ру.

Между тем, по сведениям главы службы безопасности Германии Ганса-Георга Маассена, за последние несколько лет значительно возросло число женщин, уехавших из Европы в Сирию и Ирак, чтобы выйти замуж за бойцов ИГ*. 

Слова Маассена приводит издание Sputnik со ссылкой на NBC News Thursday.

«Число женщин, уехавших в Сирию и Ирак, значительно возросло, по крайней мере, в сравнении со статистикой несколькими годами ранее, когда молодые люди отправились в Афганистан и Пакистан», — заявил Маассен.

По словам немецкого чиновника, 15-летние девушки ведомы «романтической слепотой», когда принимают решение покинуть отчий дом и отправить в Сирию или Ирак, чтобы там стать второй или третьей женой джихадиста из ИГ.

Остается непонятным, комментирует Ганс Маассен, станут ли эти девочки смертницами для осуществления терактов в Европе или же они видят себя просто в роли исламской жены.

Фото: скриншот видео Al Hayat Media Center

* Террористическая организация.

Комментарии экспертов
Что касается женщин, которые добровольно отправляются в Сирию, могу сказать, что никакая культура тут ни при чем. Они выходят замуж за мусульман, но для этого им полагается сменить веру. Это обязательное условие. Но проблема гораздо глубже, чем кажется.

Надо четко понимать, что все эти люди — это не какие-то несчастные, голодные, нищие и обездоленные граждане. Как показали исследования, террористы — это, в основном, люди из состоятельных семей, а многие даже с хорошим образованием и хорошими перспективами в жизни.

Например, в Лондоне в 2005 году люди, причастные к взрывам в метро и в автобусах, имели пакистанское происхождение, но родились они в Англии: кто-то из них работал врачом, кто-то учителем. Очевидно, что на эти действия их толкнула не какая-то несчастная судьба.

Это были люди, которые постепенно усвоили идеологию, прежде всего через интернет. Если бы не такая мощнейшая интернет-пропаганда, то, возможно, ничего бы этого не было.
А интернет дает возможность моментально общаться между собой людям разных политических и религиозных взглядов.

Тогда возникает вопрос: в чем привлекательность этого движения? Я полагаю, что дело не только в религии как таковой. Если смотреть с чисто религиозной точки зрения, то ислам не так уж отличается, например, от христианства. Ислам — это больше, чем религия: это целая цивилизация, это основа идеологии, это мировоззрение, причем мировоззрение очень простое и ясное.

Человек, который принимает ислам и обещает жить по законам шариата, все видит в очень простом черно-белом свете: вот это добро, вот это зло, вот это хорошо, вот это плохо. Конечно, любая религия состоит из этих основ, но в исламе они выражены более четко и ясно. Все бытие человека определено, от колыбели до могилы. В отношении же христианства можно сказать, что там есть какие-то вещи, которые не каждый поймет. Например, такие понятия, как Святая Троица, Бог-Отец, Бог-Сын, Святой Дух, непорочное зачатие и многое другое. А в исламе ничего такого нет. Это простая и ясная религия, которая обеспечивает человеку правильные поступки, если он будет руководствоваться тем, что сказано в шариате.

Почему образованные молодые люди вступают в ряды ИГ? Здесь я хочу напомнить, что в 30-х годах прошлого столетия образованные интеллектуальные молодые люди, не довольные капитализмом, не довольные мещанским буржуазным обществом, шли в экстремистские организации. Одни шли коммунистам, другие — к фашистам. Образованная интеллектуальная молодежь Запада в значительной части шла именно туда, потому что это давало ей возможность приобщиться к какому-то глобальному мировому движению, которому принадлежит будущее. Тогда человек начинает ощущать, что будущее принадлежит ему и таким как он.

Точно так же думали и фашисты, и нацисты. Для многих молодых людей именно это приобщение к какой-то великой идее, к какому-то мощному движению ассоциировалось с чем-то романтическим, рыцарским и ставилось в противовес расхлябанной обыденности, повседневной буржуазной и мещанской действительности.

Я убежден, что люди стремятся вступить в ряды группировки ИГ исключительно по доброй воле, и ни в какие байки о применении психотропного оружия в вербовке новых сторонников я не верю. Все это происходит в сети интернет, где давно образованы различные кружки и группы по интересам, в которых люди общаются между собой и по ходу общения меняют свои убеждения.

Это верующие люди, по-настоящему верующие. Они знают, что они идут на смерть. Человек, который едет в Сирию, прекрасно понимает, что он, скорее всего, не вернется. Значит, нужно до такой степени проникнуться сознанием своей правоты и правоты своей религии, чтобы быть готовым отдать жизнь ради этого. Некоторые верят, что они попадут прямо в рай.

Есть и другая категория людей, которые считают, что ислам находится под ударом, и тем самым пытаются защитить свою религию. Чужаки — империалисты, колонизаторы, американцы, сионисты — с их точки зрения, хотят подорвать ислам, поэтому люди, исповедующие радикальный ислам, готовы сражаться за свою веру и отдать за нее жизнь.

Так происходит, когда человеку без конца внушают, что американцы убивают мусульман в Ираке, в Афганистане, в Ливии. Это защита ислама от врагов и неверных, защита от тех, кто хочет подорвать, разрушить, уничтожить ислам. Вот когда человек себе это все внушит, у него появляется великая цель в жизни: он приобщен к глобальному мировому движению единомышленников, он солдат великой армии, которой принадлежит будущее, вот ради этого можно идти даже на смерть.

Для того, чтобы противостоять распространению радикального ислама, необходимо чтобы в самом исламском сообществе появилось достаточное количество здравомыслящих людей, которые могли бы популярно объяснять, что терроризм — это тупиковый путь, и что такая агрессивная деятельность вредит в первую очередь только исламу. Такая деятельность уже принесла свои плоды: слово «мусульманин» во многих странах мира уже становится синонимом слова «террорист».

Пока что в исламском сообществе недостаточно людей, которые могли бы говорить о вреде таких радикальных выступлений. Большинство мусульман бояться выступать против, потому что их сразу обвинят в том, что они агенты Америки или агенты сионизма. Они предстанут в образе предателей и врагов ислама, поэтому естественно, что все боятся открыто говорить об этом.

Поэтому, я считаю, до тех пор, пока не произойдет коренной перелом в самом мусульманском сообществе, никакие попытки пропаганды, а тем более, военных экспедиций ничего не дадут, а число людей, пополняющих ряды ИГ будет только расти.
Согласно недавно озвученным Председателем Комитета национальной безопасности Республики Казахстан Нуртаем Абыкаевым данным, в рядах войск ИГИЛ 300 человек казахов. Из них создан так называемый «Казахский жамагат». Половину из трехсот боевиков составляют женщины. Как правило, они попадают туда, следуя за мужчинами, за мужьями, братьями, отцами. Поэтому, естественно, в «Казахском жамагате» есть и дети. Но среди выходцев из России, Узбекистана, Таджикистана и других стран тоже есть дети.

Дети, воспитанные в террористической среде, — это ужасно. Это не только антигуманно по всем моральным понятиям, но еще и является угрозой безопасности. Малолетние шахиды или боевики 12-14 лет — это дети, вообще не имеющие ни жалости, ни страха. И вполне реально, что они вернутся обратно и будут совершать теракты. В Африке уже много случаев, когда целые армии комплектуются детьми 10-12 лет. Такие дети — безжалостные убийцы. Подобное нас тоже ожидает уже в недалеком будущем. Надо предвидеть и готовиться.

Казахи, уходящие в «Казахский жамагат», делятся на две категории людей. Бедные, кто идет за деньгами, а также те, кто идет за поиском «смысла жизни». Они часто делают это из-за протеста перед лицемерием общества, отсутствием какой-то духовной перспективы в повседневной жизни и коррупцией властей.

Африканские страны и государства Юго-Восточной и Южной Азии уже давно сталкиваются с проблемой ухода их граждан в ИГИЛ. В ближайшей перспективе с этим столкнутся и постсоветские страны — российский Северный Кавказ и постсоветская Центральная Азия в первую очередь.

Рецепт борьбы с этими явлениями может быть только комплексным. Первое — борьба с нищетой, неустроенностью, социальной и культурной маргинализацией, необразованностью молодежи.

Второе — продолжение поступательных реформ в обществе, обеспечивающих социальный оптимизм и веру в будущее. Если люди видят, что власти обеспечивают экономическое развитие и гарантируют им какое-то будущее, строят правовое государство, борются с коррупцией (а именно недовольство коррупцией, как правило, ключевой повод ухода молодых людей в боевики и в исламистское подполье), то они становятся менее чувствительными к пропаганде радикального ислама. Пропагандой ИГИЛ предлагаются очень простые, чтобы быть реализованными на практике, рецепты победы над несправедливостью и коррупцией, но при этом внешне очень убедительные — в этом и сила экстремизма. Ситуация в Казахстане в этом плане намного лучше, чем в соседних центральноазиатских странах, потому и потенциал экстремистской деятельности существенно ниже.

Третье — нужна информационно-образовательная, просветительская работа, причем, как по светской, так и по религиозной линии. Как правило, вербуются люди, даже если и состоятельные, то малообразованные, не знакомые толком ни с религией, ни с мировой культурой, маргиналы, растерявшиеся и не способные найти, понять свое место в мире.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".