Комментарий
1365 27 февраля 2015 17:00

Сокращения части расходов министерств не покроют дефицит

Константин Андрианов экономистКонстантин Андрианов

Константин Андрианов
экономистКонстантин Андрианов
Глава Минфина призвал сократить расходы министерств и ведомств на 10%.

Читайте также Расходы министерств урежут на 10%

Ситуацию с сокращением расходов «Актуальным комментариям» прокомментировал Константин Андрианов, профессор кафедры государственного и муниципального управления РЭУ им. Г.В. Плеханова, заместитель директора ИНИР РАН:

«Согласно бюджету на 2015 год, доходы запланированы на уровне 15,1 триллиона рублей. Расходы — чуть более 15,5 триллиона рублей. Таким образом, бюджет изначально запланирован с дефицитом в объёме почти 431 миллиард рублей, что составляет 0,6% ВВП.

Первоначально этот дефицит планировалось покрыть в основном за счёт займов, прежде всего, внешних финансовых займов, поступлений от приватизации, дополнительных нефтегазовых доходов. Но данные показатели планировались совсем в иной макроэкономической и внешнеэкономической ситуации. Бюджетный процесс, планирование, проектировка бюджета на будущий год начинаются весной предыдущего года. 
Главное — не допустить сокращения производства и роста безработицы.

В марте-апреле 2014 года мы имели совсем иную макроэкономическую конъюнктуру, не были введены ещё антироссийские санкции, ни торгово-экономические, ни финансовые, которые наложили существенные ограничения на доступ России к международным рынкам капитала. Те показатели, которые закладывались тогда, труднореализуемы в настоящее время. Это стало поводом к заявлению о сокращении части расходов на 10%. 

Минфин уже подготовил предложения по секвестру бюджета. Ведомство предлагает сократить расходы на 1,3 триллиона рублей, также привлечь из Резервного фонда 2,7 триллиона рублей. От упомянутого сокращения части расходов на 10% ожидается экономия чуть более 909 миллиардов рублей. 

Но этого крайне недостаточно для покрытия дефицита. По прогнозам, в частности, министра экономического развития, господина Улюкаева, дефицит будет существенно больше и достигнет 3,8% ВВП. В этой ситуации необходимо либо продолжать секвестр бюджета и производить его в более значительных масштабах, либо изыскивать какие-то дополнительные источники дохода. 
Министерство финансов — это не коммерческий банк. И зарабатывание денег не является его функцией.

Реакция общественности, экспертного сообщества на данные планы по секвестру бюджета уже последовала. Эксперты сходятся во мнении, что главное — не допустить сокращения производства и роста безработицы. Если будет экономия на инвестиционных проектах, как уже было заявлено, которые, кстати, легче всего урезать, это повлечёт крайне негативные последствия для стратегического развития экономики. 

Глава Минэкономразвития предложил вообще не сокращать бюджетные расходы, а согласиться на увеличение дефицита, и я согласен с этой позицией. Это менее вредно для экономики, чем секвестирование, которое может повлечь за собой гораздо больший его дефицит, и, соответственно, привести к возникновению больших потребностей, большего объёма средств для латания дыр в бюджете.

Министр финансов России заявил о готовности предоставить дополнительные бюджетные кредиты, причём не только регионам, но и муниципалитетам уже в текущем году. Это может только усилить дефицит бюджетов российских регионов, которые уже в этом году оцениваются потенциально в 600 миллиардов рублей. 
Минфин располагает более чем достаточными средствами для покрытия дефицита.

В отчёте Минфина говорится, что в прошлом году министерство разместило свыше триллиона рублей свободных денежных средств, заработав при этом около 48 миллиардов рублей. Министерство финансов — это не коммерческий банк. И зарабатывание денег не является его функцией. 

Главной задачей Минфина должно быть обеспечение социально-экономической, и в частности, финансовой стабильности страны и её регионов. Поэтому кредитование регионов и муниципалитетов не представляется адекватным в кризисных условиях, так как способно привести к усилению долговой нагрузки на бюджеты регионов, и здесь гораздо более целесообразно и актуально выделение за счёт бюджетных средств Минфином субсидий, дотаций, субвенций регионам. 

Резервный фонд к настоящему времени составляет почти 5,6 триллиона рублей. Фонд национального благосостояния — 4,9 триллиона рублей, согласно заявлению самого Силуанова. Поэтому Минфин располагает более чем достаточными средствами для покрытия дефицита, даже при самом пессимистичном сценарии, даже если он составит почти 4% ВВП, как ожидает Улюкаев».

Подготовила Лина Вискушенко
29 октября 2021 Новости
Семьи, образование, инфраструктура: «Единая Россия» о приоритетах бюджета
 Семьи, образование, инфраструктура: «Единая Россия» о приоритетах бюджета Члены партийной фракции «Единой России» подготовят ряд поправок ко второму чтению проекта бюджета в Госдуме. Так, Анна Кузнецова обратила внимание, что в финансовом документе необходимо предусмотреть изменения, касающиеся индексации маткапитала на основании фактической инфляции.
28 октября 2021 Новости
Проект бюджета: кого коснутся меры соцподдержки
 Проект бюджета: кого коснутся меры соцподдержки Госдума приняла в первом чтении проекта федерального бюджета на следующие три года. В проекте на 2022-2024 годы увеличены расходы на здравоохранение, образование и социальную поддержку, на эти цели будет выделено 22 трлн рублей. Кроме этого, бюджет способен выполнить поручения президента, данные на съезде «Единой России», отметил глава комитета Госдумы по бюджету Андрей Макаров.
27 октября 2021 Новости
Неуместная соцподдержка: за что парламентские партии критикуют проект бюджета
 Неуместная соцподдержка: за что парламентские партии критикуют проект бюджета Госдума 28 октября рассмотрит в первом чтении проект федерального бюджета на 2022-2024 годы. Проект бюджета сверстан на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития РФ с ежегодным ростом экономики на 3% течение ближайших трех лет.
© 2008 - 2022 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".