Комментарий
1921 27 февраля 2015 17:00

Сокращения части расходов министерств не покроют дефицит

Константин Андрианов экономистКонстантин Андрианов

Константин Андрианов
экономистКонстантин Андрианов
Глава Минфина призвал сократить расходы министерств и ведомств на 10%.

Читайте также Расходы министерств урежут на 10%

Ситуацию с сокращением расходов «Актуальным комментариям» прокомментировал Константин Андрианов, профессор кафедры государственного и муниципального управления РЭУ им. Г.В. Плеханова, заместитель директора ИНИР РАН:

«Согласно бюджету на 2015 год, доходы запланированы на уровне 15,1 триллиона рублей. Расходы — чуть более 15,5 триллиона рублей. Таким образом, бюджет изначально запланирован с дефицитом в объёме почти 431 миллиард рублей, что составляет 0,6% ВВП.

Первоначально этот дефицит планировалось покрыть в основном за счёт займов, прежде всего, внешних финансовых займов, поступлений от приватизации, дополнительных нефтегазовых доходов. Но данные показатели планировались совсем в иной макроэкономической и внешнеэкономической ситуации. Бюджетный процесс, планирование, проектировка бюджета на будущий год начинаются весной предыдущего года. 
Главное — не допустить сокращения производства и роста безработицы.

В марте-апреле 2014 года мы имели совсем иную макроэкономическую конъюнктуру, не были введены ещё антироссийские санкции, ни торгово-экономические, ни финансовые, которые наложили существенные ограничения на доступ России к международным рынкам капитала. Те показатели, которые закладывались тогда, труднореализуемы в настоящее время. Это стало поводом к заявлению о сокращении части расходов на 10%. 

Минфин уже подготовил предложения по секвестру бюджета. Ведомство предлагает сократить расходы на 1,3 триллиона рублей, также привлечь из Резервного фонда 2,7 триллиона рублей. От упомянутого сокращения части расходов на 10% ожидается экономия чуть более 909 миллиардов рублей. 

Но этого крайне недостаточно для покрытия дефицита. По прогнозам, в частности, министра экономического развития, господина Улюкаева, дефицит будет существенно больше и достигнет 3,8% ВВП. В этой ситуации необходимо либо продолжать секвестр бюджета и производить его в более значительных масштабах, либо изыскивать какие-то дополнительные источники дохода. 
Министерство финансов — это не коммерческий банк. И зарабатывание денег не является его функцией.

Реакция общественности, экспертного сообщества на данные планы по секвестру бюджета уже последовала. Эксперты сходятся во мнении, что главное — не допустить сокращения производства и роста безработицы. Если будет экономия на инвестиционных проектах, как уже было заявлено, которые, кстати, легче всего урезать, это повлечёт крайне негативные последствия для стратегического развития экономики. 

Глава Минэкономразвития предложил вообще не сокращать бюджетные расходы, а согласиться на увеличение дефицита, и я согласен с этой позицией. Это менее вредно для экономики, чем секвестирование, которое может повлечь за собой гораздо больший его дефицит, и, соответственно, привести к возникновению больших потребностей, большего объёма средств для латания дыр в бюджете.

Министр финансов России заявил о готовности предоставить дополнительные бюджетные кредиты, причём не только регионам, но и муниципалитетам уже в текущем году. Это может только усилить дефицит бюджетов российских регионов, которые уже в этом году оцениваются потенциально в 600 миллиардов рублей. 
Минфин располагает более чем достаточными средствами для покрытия дефицита.

В отчёте Минфина говорится, что в прошлом году министерство разместило свыше триллиона рублей свободных денежных средств, заработав при этом около 48 миллиардов рублей. Министерство финансов — это не коммерческий банк. И зарабатывание денег не является его функцией. 

Главной задачей Минфина должно быть обеспечение социально-экономической, и в частности, финансовой стабильности страны и её регионов. Поэтому кредитование регионов и муниципалитетов не представляется адекватным в кризисных условиях, так как способно привести к усилению долговой нагрузки на бюджеты регионов, и здесь гораздо более целесообразно и актуально выделение за счёт бюджетных средств Минфином субсидий, дотаций, субвенций регионам. 

Резервный фонд к настоящему времени составляет почти 5,6 триллиона рублей. Фонд национального благосостояния — 4,9 триллиона рублей, согласно заявлению самого Силуанова. Поэтому Минфин располагает более чем достаточными средствами для покрытия дефицита, даже при самом пессимистичном сценарии, даже если он составит почти 4% ВВП, как ожидает Улюкаев».

Подготовила Лина Вискушенко
Цифра дняЦифра дня 70 процентов составит увеличение оборонного бюджета РФ в 2024 году 30 июня 2023 Новости  Дефицит военного бюджета США: проект Палаты представителей на 2024 год сокращает расходы Комитет по делам Вооруженных сил Палаты представителей Конгресса США принял собственную версию военного бюджета на следующий финансовый год. Проект сокращает расходы на оборону на общую сумму $4 млрд на те закупки, которые уже недофинансированы, отмечает старший научный сотрудник американского аналитического центра American Enterprise Institution (Американский институт предпринимательства, AEI) Элейн МакКаскер.  9 декабря 2022 Новости  Проблемы оборонного бюджета США: оценки экспертов В тексте американского закона об оборонном бюджете есть ряд недостатков, считает старший научный сотрудник американского аналитического центра The Heritage Foundation Майя Кларк. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".