Совет НАТО
Состоялось заседание Совета НАТО на уровне министров иностранных дел. В повестке дня заседания – взаимоотношения НАТО и России. Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер объявил о решении Совета восстановить официальные отношения с Россией. Официальные отношения с Россией были приостановлены НАТО после августовских событий в Южной Осетии. Первая официальная встреча представителей России и НАТО должна состояться после апрельского саммита Североатлантического альянса.
Первоначально против принятия этого решения возражала литовская сторона, однако по итогам переговоров министр иностранных дел Литвы также поддержал решение большинства участников. В поддержку решения о возобновлении сотрудничества высказались все остальные участники саммита, включая госсекретаря США Хиллари Клинтон.
Постоянный представитель РФ при НАТО Дмитрий Рогозин назвал решение о восстановлении полноформатного сотрудничество с Россией «поражением партии холодной войны». Он назвал бесперспективной русофобскую позицию некоторых государств, которые пытаются «скандализировать отношения с Россией» и изобразить из себя «жертв российского империализма». Рогозин констатировал сохранение разногласий между РФ и НАТО по проблематике Грузии, Абхазии и Южной Осетии, однако назвал эти разногласия второстепенными по сравнению с «глобальным интересом видеть Россию в качестве партнера в решении сложнейших вопросов».
Неформальные консультации по восстановлению полноформатных отношений между Россией и НАТО проходили в январе-феврале 2009 года. 25 февраля и 26 января состоялись неформальные переговоры в формате Россия-НАТО с участием постоянного представителя России при НАТО Дмитрия Рогозина. На последнем раунде переговоров была достигнута договорённость о намерении возобновить полномасштабные отношений по линии Совета Россия-НАТО, кроме того, генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер получил приглашение посетить саммит ШОС (Шанхайской организации сотрудничества) 27 марта, который будет посвящён Афганистану.
Вопрос транзита грузов для контингентов НАТО в Афганистане – наиболее существенный для альянса в настоящее время. Ситуация с транзитом грузов для контингента НАТО усугубляется из-за угрозы полного перекрытия движением «Талибан» действующего пакистанского маршрута. В связи с этим обстоятельством, а также выводом из Киргизии американской военной базы, альянс в целом и его страны-участницы усилили свою заинтересованность в использовании транзитных возможностей России. К настоящему времени соглашения о транзите военного персонала и имущества заключены у России с Германией, Францией и Испанией. С НАТО у России есть соглашение о транзите невоенных грузов, в рамках которого в 2009 году была достигнута договоренность с США о железнодорожном транзите невоенных в Афганистан. Напомним, президент США Барак Обама неоднократно заявлял о намерении расширить присутствие американского воинского контингента в Афганистане.
Я не думаю, что сами по себе трудности НАТО с пакистанским транзитом послужат какому-то радикальному потеплению отношений альянса с Россией. Нам оттого, что НАТО теряет грузы в Пакистане в данном случае ни жарко, ни холодно. Но эти затруднения, конечно, могут служить сигналом для самого НАТО, и в новых обстоятельствах они могут предложить нам более выгодные условия сотрудничества, чем предлагали до того. В целом их позиция по отношению к России будет зависеть именно от того, насколько им это сотрудничество нужно. Поэтому с их стороны подобные акции талибов могут что-то ускорить.
Прогнозировать же перспективу отношений Россия-НАТО на долгосрочную перспективу вряд ли возможно. Сотрудничество по Афганистану – далеко не единственный вопрос, и продвижение в нём не обязательно скажется на других, по которым есть объективные противоречия. У нас есть противоречия с НАТО и по вопросу европейской безопасности, и по ПРО, и по вхождению в НАТО Украины и Грузии. Поэтому качество и характер дальнейшего взаимодействия России и НАТО зависит от целого ряда факторов.
Литовское правительство всегда стремится быть «святее Папы Римского». Папой Римским для них всегда был президент США, но они ещё не успели привыкнуть к тому, что президент уже другой. Они действуют в стиле предыдущего президента. То, что Обама сейчас явно дал команду всем своим внешнеполитическим ведомствам умерить тон в отношении России и постараться наладить конструктивное взаимодействие, не вполне ещё дошло до литовского руководства. Для них это неприятная неожиданность, потому что они надеялись на продолжение прежнего курса. Но ждать, что Литва будет всегда брать под козырёк, когда речь касается нормализации отношений с Россией, безусловно, нельзя. Для них это даже более болезненный вопрос, чем вопрос трансатлантической солидарности.
Восстановление же отношений России и НАТО было вопросом лишь времени, и это время наступило. Как выяснилось (и мы об этом всегда говорили), для НАТО отношения с Россией более важны, чем для нас отношения с НАТО.
Строго говоря, для восстановления отношений отношений не нужно какого-то формального решения наподобие принятия очередного основополагающего акта Россия-НАТО. Литва или Польша могли, скажем, блокировать принятие мандата по подготовке нового соглашения о партнёрстве и сотрудничестве России с ЕС. Но здесь ситуация другая: нам не нужен какой-то новый документ для того, чтобы восстановить отношения. Просто это де-факто произойдёт. Да и не было у нас на бумаге никакого прекращения отношений. Было решение одного из подобных форумов НАТО. Поэтому ничего формального в перерыве отношений тоже нет.