Статья
1266 18 марта 2012 22:11

Стократ

Новый роман Марины и Сергея Дяченко, словно канатоходец, балансирует на грани фэнтези-притчи и провала. Чего в нем больше и почему - решать читателю.
Комментарии экспертов

По дороге из края в край шагает странный человек с мечом, нигде особо не задерживается. Просто приходит в деревню и если им нужна помощь, включая магическую, оказывает ее, чтобы наутро продолжить свой путь. В своем путешествии он раздумывает, что ему делать с девочкой, от судьбы которой зависит выживания всего мира. Девушку так и зовут Мир, а бродягу кличут совсем не Герольтом из Ривии, как вы могли подумать, а Стократом.

Перед нами очередной текст супругов Марины и Сергея Дяченко. В соавторстве они написали не один десяток книг и получили все мыслимые европейские премии для фантастов. Вот только со «Стократом» у них вышла осечка и проблема не только в копировании мира Сапковского: странный бродяга, человек не от мира сего — излюбленный персонаж авторов героических фэнтэзи. Ходячие деревья тоже регулярно попадаются ещё со времен «Макбета», а «закос» исторического периода под Средневековье — вообще штамп, для которого пора ввести отдельный термин.

Все гораздо хуже, по сравнению с лучшими произведениями супругов, например, «Долиной совести» — в «Стократе» ощутимо провисает сюжет. Авторы сосредоточили все свое внимание на придумках разных неведомых зверушек и неразрешимых проблем. Одна тень, заменяющая собой своего хозяина, чего стоит или сложное ремесло языкознания, искусство передачи посланий с помощью оттенков вкуса. Но придумав эти детали, авторы не затрудняли себя задачей вписать это как-то в сюжет, дать какое-то развитие. Главный герой решил проблему, победил чудище страшное и... все, пора в путь-дорогу, решать новые проблемы. А об этих чудищах мы уже никогда и не услышим и не узнаем. Зачем была нужна та или иная история, что он из нее вынес — тоже. Авторов эти вопросы, кажется, даже не интересовали.

Вторая проблема — главный герой. Колдун Стократ — идеальная иллюстрация ошибки многочисленных любителей писать фэнтэзи для себя и про себя. Перед нами классический Мэри (точнее уж Марти) Сью — то есть персонаж—идеал, он умеет все, никогда не совершает ошибки и решает любые проблемы с помощью своего незаурядного ума, физической силы и высокой нравственной позиции. Стократ вышел настолько одномерным, что ему даже сопереживать не получается.

И, наконец, третья проблема — финал. Да, у Дяченко всегда была склонность решать все проблемы в конце книги с помощью какого-нибудь «Бога из машины», но в «Стократе» супруги превзошли сами себя. Главный герой оказался пришельцев и ему даже предложили покинуть сей ущербный мир и вернуться на историческую родину. Это, конечно, спойлер, но что-то такое ждешь, начиная с середины книги.

В общем единственное, что осталось у супругов Дяченко с их золотого периода, это ориентация на женскую аудиторию (она же «розовые сопли») и «философия» (мир всегда кончается со смертью одного человека). И многие все простят авторам за сохранение такой, пускай, весьма относительной стабильности. И таких консерваторов среди поклонников Дяченко явное большинство. И они все равно пойдут и проголосуют рублем за привычные ценности. Наверное, будут правы. Народ вообще редко ошибается.

Марина и Сергей Дяченко, «Стократ», М: Эксмо, 2012 — 416 с.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".