Комментарий
1371 10 февраля 2025 12:10

Стратегические перспективы и вызовы глобальной безопасности борьбы РФ, США и Китая в сфере ИИ

Виктория Совгирь аналитик Виктория Совгирь

Виктория Совгирь
аналитик Виктория Совгирь
В последние десятилетия технологический прогресс стал основным фактором глобального противостояния между Россией, США и Китаем, существенно меняя контуры международной безопасности. Соперничество за лидерство в области искусственного интеллекта ярко иллюстрирует это противостояние, в котором ключевую роль играют инновации и регулирование технологий. В результате, технологическая конкуренция не только порождает новые вызовы, но и способствует перераспределению глобального влияния, создавая новые центры силы.

США: Оборона с рисками для лидерства

Соединенные Штаты традиционно занимают лидирующую позицию в разработке и внедрении технологий ИИ, обладая крупнейшими технологическими корпорациями, которые активно внедряют инновации и разрабатывают решения, основанные на высокопроизводительных вычислениях. Однако в последние годы наблюдается изменение в стратегическом подходе Вашингтона, направленное на сдерживание распространения передовых технологий ИИ и вычислительных мощностей за пределы США. Примером такой стратегии стали экспортные ограничения, введенные в 2022 году в отношении полупроводников и облачных технологий, с последующим расширением этих мер в 2023 и 2024 годах. Главной целью данных ограничений является препятствование доступу Китая и других стран, которые считаются угрозой для национальной безопасности США, к ключевым технологиям, чтобы минимизировать риск их использования в военных и иных противозаконных целях.

Тем не менее подобная стратегия несет в себе несколько потенциальных рисков. Во-первых, сдерживание доступа к технологиям стимулирует Китай к разработке альтернативных ИТ-решений и систем ИИ, что создает угрозу для доминирования США в этой области. Во-вторых, несмотря на усилия США по созданию прочной коалиции с Японией, Южной Кореей и Тайванем, жесткие экспортные ограничения могут привести к недовольству среди союзников. Сдерживание технологий без учета уровня развития стран может вызвать трения и поставить под угрозу долгосрочную стабильность международных альянсов.

Китай: Экспансия и новые стратегии

В отличие от США, Китай стремится к глобальному лидерству, делая акцент на масштабирование и создавая конкурентоспособные альтернативы западным решениям. Страна демонстрирует гибкость и умение адаптироваться к изменяющимся условиям международного технологического ландшафта. Несмотря на внешние ограничения, включая доступ к передовым чипам, Пекин существенно увеличивает инвестиции в развитие собственных производственных мощностей, уделяя особое внимание редкоземельным элементам, обработка которых уже находится под контролем Китая на мировом рынке. Одновременно развиваются внутренние инновационные экосистемы, включая национальные программы поддержки ИИ и стратегическую инициативу «Сделано в Китае 2025», что также направлено на снижение зависимости от внешних технологий и укрепление национальных компетенций в стратегически важных отраслях. 

Признавая, что для достижения уровня США в области высокопроизводительных вычислений потребуется время, Китай делает ставку на доступность. Подобный подход позволяет занимать рыночные ниши там, где США вводит ограничения. Важным элементом этой стратегии является разработка открытых моделей ИИ, доступных широкому кругу пользователей и предприятий. Например, китайская модель DeepSeek-R1, аналог OpenAI, несмотря на меньшую вычислительную мощность, выигрывает за счет открытости, что способствует ее внедрению в странах, где негативное отношение к западной политике создает благоприятную среду для выбора китайских решений как альтернативы.

Вдобавок, Китай активно продвигает инициативу «Цифрового Шёлкового пути», направленную на расширение влияния китайских технологий в развивающихся странах через инфраструктурные проекты, включая облачные вычисления, центры обработки данных и другие критически важные цифровые ресурсы. Пекин предлагает альтернативу в виде более дешевых технологий, что не только помогает Китаю укрепить позиции на новых рынках, но и дает возможность контролировать ключевые элементы глобальной цифровой инфраструктуры.

Россия: Путь к технологической независимости

Россия, сталкиваясь с международными санкциями, вынуждена пересматривать стратегические подходы для обеспечения технологического суверенитета и конкурентоспособности. Особый акцент сделан на развитие отечественных решений в области ИИ, микроэлектроники и облачных платформ. Например, российские компании «Яндекс» и Сбер уже успешно запустили собственные модели нейросетей, а государственные инвестиции в развитие ИИ на 2024 год составили 5,2 млрд рублей. В оборонной сфере создан технополис «ЭРА» и специализированные подразделения по разработке ИИ в Минобороны, что позволяет интегрировать нейросети в системы разведки и принятия решений. 

Помимо самостоятельных усилий по преодолению санкций, Россия стремится к укреплению технологических связей с партнерами, также испытывающими международное давление, в частности с Китаем. Для обеих стран ИИ представляет собой не только инструмент экономического роста, но и важный элемент обеспечения национальной безопасности. Партнерство затрагивает как гражданские, так и военные разработки, включая автономные системы вооружения, анализ больших данных и алгоритмы, предназначенные для гибридных конфликтов. В частности, недавняя инициатива президента В.Путина, поручившая правительству и Сберу наладить тесное взаимодействие с китайскими компаниями и научными учреждениями, направлена на ускоренное внедрение передовых технологий, что свидетельствует о достаточно высоком уровне стратегической кооперации между двумя странами.

Однако подобное сотрудничество имеет и долгосрочные риски. Несмотря на прагматизм текущего союза, исторически сложные отношения и ограниченная готовность Китая делиться передовыми разработками создают объективные барьеры для углубления партнерства. Тем не менее в условиях усиливающейся геополитической конфронтации с Западом и возрастающей стратегической значимости ИИ для обороны данное взаимодействие приобретает ключевое значение, оставаясь взаимовыгодным, несмотря на существующие ограничения и потенциальные противоречия.

Перспективы сотрудничества

Хотя между странами продолжается очевидная техническая гонка, им всё же удаётся находить точки соприкосновения на международной арене. Так, в марте 2024 года на Генассамблее ООН более чем 120 стран поддержали инициативу США «Использование возможностей безопасных, защищенных и надежных систем ИИ для устойчивого развития», а в июне того же года под руководством Китая была принята резолюция «Укрепление международного сотрудничества в наращивании потенциала в области ИИ». Оба документа подчеркивали схожие приоритеты — защиту от злонамеренного использования ИИ и разработку универсальных стандартов регулирования нейросетей.

Россия также проявляет интерес к международному сотрудничеству в области регулирования ИИ, но её участие ограничено политическими реалиями. Санкции и геополитическая изоляция сужают возможности для полноценного диалога с западными странами, однако Москва активно взаимодействует с Китаем и партнерами по БРИКС. В 2023 году Россия поддержала инициативу Китая Global AI Governance Initiative, направленную на создание альтернативной модели регулирования ИИ, которая учитывает интересы развивающихся стран. Кроме того, Россия укрепляет сотрудничество с Ираном и Индией в области кибербезопасности и обмена данными, что может усилить её позиции в этой сфере.

Тем не менее различия в национальных подходах создают ощутимые препятствия для международного сотрудничества. В то время как инициатива G7 по регулированию ИИ опирается на принципы добровольного регулирования, прозрачности и рыночных механизмов, Global AI Governance Initiative ориентирована на выработку универсальных норм с учетом интересов Глобального Юга. Если в рамках G7 приоритет отдается этическим стандартам, защите прав человека и ответственности частного сектора, то глобальная инициатива рассматривает регулирование ИИ сквозь призму государственного суверенитета, национальной безопасности и централизованного контроля, что делает ее подход более созвучным позициям Китая и России. Следовательно, в условиях геополитической напряженности, роста киберугроз и взаимного недоверия между государствами достижение консенсуса по единому международному механизму остается затруднительным.

Виктория Совгирь, аналитик Центра политической конъюнктуры

#ВикторияСовгирь
© 2008 - 2025 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".