Стуруа выступает за возрождение отношений РФ и Грузии
Легендарный грузинский режиссер Роберт Стуруа заявил, что отказывается от предложения стать главным режиссером Театра имени Вахтангова. При этом он высказался за восстановление отношений Москвы и Тбилиси, передает корреспондент деловой газеты «Взгляд» в Тбилиси.
В интервью еженедельнику «Все новости» он сообщил, что отклонил предложение из Москвы ради продолжения работы в Театре имени Руставели, но при этом не исключил, что в будущем будет ставить спектакли в России.
«У отношений театров России и Грузии глубокие корни», – сказал он.
Комментируя критику представителей грузинских властей за то, что он поставил недавно в Москве шекспировскую «Бурю», Роберт Стуруа сказал, что ныне политики сами «ищут пути в Россию, нас они не спрашивают».
«Пройдет два–три года, и мы увидим, как целуются президенты России и Грузии», – сказал Роберт Стуруа.
«Когда у тебя такой сосед, который может тебя раздавить, надо же думать, какие шаги делаешь», – отметил Роберт Стуруа.
Как писали «Актуальные комментарии», ранее бывший грузинский президент Эдуард Шеварднадзе посоветовал нынешнему лидеру страны Михаилу Саакашвили наладить диалог с Россией.
В интервью газете«Асавал-дасавали» Шеварднадзе рассказал, что бы он сделал на месте действующего главы государства для налаживания диалога с Россией.
«Если мы реально хотим восстановить территориальную целостность, то остается единственный путь – добиться от России диалога. Если бы я был президентом Грузии, даже не имея на это разрешения, даже под угрозой ареста, вылетел бы в Москву и не сделал бы оттуда ни шагу, пока меня не приняли бы президент Дмитрий Медведев или премьер-министр Владимир Путин», - заявил он.
«С Россией все и всегда считаются, - подчеркнул Шеварднадзе. – Из-за Грузии никто не обидит Россию».
Нино Варсаладзе, обозреватель:
По большому счету, Стуруа выразил мнение большинства грузинской интеллигенции. Так думает практически вся культурная элита Грузии, так как режиссеры, актеры, писатели, поэты, особенно старшего поколения практически спаяны с российской культурной жизнью. Именно здесь они находят своего зрителя, слушателя и почитателей талантов.
Именно творческая интеллигенция Грузии прорвала по большому счету ту блокаду, которая возникла после августовских событий 2008 года. Они вопреки политической конъюнктуре начали приезжать в Россию, восстанавливать разрушенные связи.
Другой вопрос, что в Грузии это, мягко говоря, не поощряется. Все, кто так или иначе продолжает деятельность в России, подвергается прессингу, по крайней мере, на уровне СМИ. Стуруа и не скрывает, что его критиковали за постановку в России. Другое дело, что по складу характера Роберт Стуруа не привык оглядываться на окрики по партийной линии. Он так вел себя и в советские времена и сейчас.
Таких людей среди грузинской интеллигенции достаточно много. В этом смысле, конечно, хотелось бы, чтобы они получали поддержку и в России. Здесь тоже должны осознавать, что приглашая того или иного деятеля культуры из Грузии, нужно создать какие-то определенные условия. Иначе человек может по возвращению в Грузии столкнуться с неприятностями, которые станут препятствием для дальнейших контактов с российскими коллегами. В конце концов , не все обладают таким громким именем как Стуруа. И поэтому не могут себе позволить делать то, что пожелает душа творца.
В этом смысле, на мой взгляд, нужно реализовывать больше культурных проектов по линии грузино-российских отношений. Ведь проблема в том, что время, по большому счету, - жестоко, людей, для которых российская и грузинская культура были крепко спаяны – все меньше. В этом смысле нужно создавать новые проекты, чтобы творческая молодежь двух стран узнала друг друга и не оказалась жертвой политических проблем.
Ведь общеизвестно, что культура обладает свойством объединять людей, причем людей творческих, думающих. Если страны и общественные деятели не будут постоянно пытаться найти точки соприкосновения исключительно на прошлом, а будут развивать культурные связи, то тогда слова Стуруа, что сближение двух стран неминуемо произойдет – станут пророческими, как и его спектакли. Вопрос лишь во времени – когда это произойдет. Это зависит от мудрой и гибкой политики, которую могут проводить различные культурные фонды.
Кстати, сближение двух стран по линии культурного сотрудничества может состояться и без «поцелуев двух президентов», о которых говорит Стуруа. Ведь культурное пространство испокон веков выходит за рамки политики и территориальных границ государств.