Статья
9197 3 сентября 2021 19:58

Технологические приемы не заменят человеческую связь: Зверев о новых подходах избирательной кампании

Основной итог текущей кампании заключается в том, что мы опять начинаем формировать некие традиции избирательного процесса. Об этом заявил руководитель департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ Сергей Зверев в подкасте «Выборы-2021», посвященном избирательной кампании депутатов Госдумы. Ведущий подкаста — политолог, руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.

По словам эксперта, в этих традициях появляются дебаты, которые происходят как на федеральном, так и на уровне округов. При этом этот процесс начинает восприниматься, как нормальность.

«Эта избирательная кампания показывает, что ничего не знаменит прямого человеческого общения. Эйфория от того, что мы сейчас технологическими приемами заменим человеческую связь, должна сойти на нет. Надеюсь, что люди, которые сегодня определяют, как будут делаться избирательные кампании, поймут, что человеческие связи в интернете — это друга субстанция. Аудитория, с которой сегодня работают наши политические игроки и кандидаты, тоже этому учится», — подчеркнул Зверев.

Он заметил, что сейчас происходит ситуация, когда изменения традиций происходят быстрее нежели готовность политических игроков соответствовать с точки зрения содержания и технологий. По мнению эксперта, кампания уже закончится через две недели, однако она откроет новую страничку.

«На мой взгляд, происходит некоторый возврат к электоральной кампании. Мы эту традицию начинали развивать условно в 90-ые годы. В конце 80-ых годов появляется некий вкус к электоральной кампании. Все это происходило в течение некоторого периода времени, потом это все начало сходить на нет, а сейчас идет возврат, связанный с несколькими факторами», — заметил он.

По его словам, первый фактор связан с тем, что за последние 20 лет изменилась технологическая составляющая избирательной кампании.

«Я говорю не с точки зрения политтехнологий, а имею в виду технологии создания и распространения контента. Для того, чтобы наш с вами „разговор на кухне“ записать, а потом раздать большому количеству слушателей, еще двадцать лет назад нужно было попасть на классическую радиостанцию. Вот, вам создание совершенно другого продукта, которое 20 лет назад было невозможным. Появление таких факторов, которые нельзя контролировать из некого единого центра приводит к тому, что электоральные процессы начинают возвращаться, потому что до избирателя можно достучаться и начать с ним разговаривать в квази-СМИ, которые не требуют единого рубильника, который можно включить и выключить», — подчеркнул он.

Второй фактор, по мнению Зверева, — это изменение аудитории.

«Привычка жить в информационной среде, именно не потреблять информацию, а именно жить в этой среде, за последние года стала неотъемлемой чертой нашего существования. Мы сейчас потребляем с вами информацию, существуя в информационном потоке так же естественно, как дышим. Раньше концепция медаипотребления предполагала, что ты должен сделать какую-нибудь процедуру: куда-то прийти, сесть в кресло и включить телевизор в определенный момент, достать газету или сделать др. ритуальные действия для употребления информации. Сегодня ты в этой информационной среде живешь. Соответственно, хотим мы или нет, но влияние технологических изменений влияет и на избирательный процесс. Плюс вы должность соответствовать контенту, манере ведения диалога», — сказал эксперт.

Он добавил, что коммуникация с избирателями, коммуникации политических структур и кандидатов с конкретным человеком начали возвращаться. Помимо этого, Зверев подчеркнул, что в современном мире меняется и определение понятия «аудитория».

«Если говорить сегодня об аудитории, то классический социально-демографический подход к ее определению не работает. Сегодня это ценностная история. В аудитории политической партии собираются люди по ценностным характеристикам. Это как изобара, а не вертикаль или горизонталь», — заявил он.

По его словам, коммуникация будет работать только в том случае, если есть содержание, форма и правильные каналы.

«Проблема в том, что у нас содержанием беда. С моей точки зрения, самая запоминающаяся реклама, которую я видел, была у „Партии Роста“. У нас есть возвращение избирательного процесса по форме, но у нас беда с содержанием», — указал Зверев.

Эксперт заметил, что на сегодняшний день нет ярких фигур, которые могли бы привлекать к себе внимание в том числе популизмом.

«Владимир Вольфович разлива середины 90-ых годов, тогда это было эпатажно. Это популизм, но это было по форме. У нас на сегодняшний день нет ярких фигур, которые могли бы взять на себя популистскую историю. Я ожидал, что „Новые люди“ в этом смысле займут нишу, потому что они могут на популистской волне обещать все на свете, но не работает», — подчеркнул он.

По его словам, с проблемой содержания сталкиваются практические все партии.

«На самом деле электората не существует, нет такого понятия, как электорат. Это мифический зверь, который живет в мифическом лесу. Есть конкретные люди, которые слушают, смотрят, воспринимают или не делают этого. Когда мы начинаем ориентироваться на этот мифический электорат, то мы забываем о конкретном человеке», — сказал он.

Зверев заметил, что в этом смысле человек ощущает себя, как в театре во время политического спектакля, где работают те же законы.

«Твой зритель смотрит, точно понимает и чувствует: верит он или нет. И когда создается какое-то искусственное создание, и в него собираются люди, которые приходят туда не потому, что они действительно искренне верят в это, то в какой-то момент времени аудитория, зрители этого спектакля не верят», — отметил эксперт.

Между тем Чеснаков заметил, что у многих политических партий нет полноценного исследовательского института, которые бы проводили исследования, касающиеся электоральной семантики.

«У нас отсутствуют школы серьезных, политологических исследований. В основном торжествуют ремесленники. Те самые технологи, которые знают как из пункта „А“ в пункт „Б“ при наименьших расходах сделать тот или иной шаг. За рубежом повестка меняется капитально, то есть язык тех месседжей, которые ты посылаешь, он изменился колоссально. Если взять язык политических партий двадцатилетней давности и нынешний, это разные вещи. А у нас, что было двадцать лет назад, то и сейчас», — указал политолог.

Комментируя этот тезис, Зверев подчеркнул, что за последние тридцать лет в России не изменились основные политические игроки.

«Геннадий Андреевич был 30 лет назад, Владимир Вольфович — 30 лет назад, Григорий Алексеевич — 30 лет назад. Всё! У нас катастрофический дефицит идей прежде всего со стороны оппозиционной линейки, оппонентов власти, потому что оппозицией многих из этих людей назвать можно с крайней натяжкой. Вторая проблема — это проблема актеров. Среди кандидатов в одномандатных округах появляются яркие новые молодые фигуры, с точки зрения оппонентов, которые пытаются вести свои кампании. Но они же не выходят на верх, потому что там существуют понятные шлюзы для роста», — заявил эксперт.

В свою очередь, Зверев дал несколько советов тем, кто собирается как-то связать свою профессиональную деятельность с коммуникациями.

«Коммуникации имеют смысл только в том случае, если они реально соответствуют чаяниям и тем задачам, которые перед собой ставит та кампания или тот субъект, который эти коммуникации пытается проводить, то есть они не могут висеть в воздухе. Прежде чем приступать к любым действиям нужно точно ответить себе на некоторые вопросы: Почему? Зачем? Что ты хочешь делать\сделать?», — сказал он.

По его словам, самое важное для специалиста в сфере коммуникаций — не смотреть на процесс со своего личного угла, исходя из своих политических, технологических, возрастных предпочтений.

«Ты должен научиться абстрагироваться и холодно смотреть на этот процесс во всем его многообразии и сложности. Ты не имеешь права отказываться от изучения чего-то потому, что тебе это кажется неправильным или неинтересным. Для этого ты должен читать газеты и смотреть телевизор, потому что огромное количество людей в этой стране смотрят телевизор и читают газеты. Я бы рекомендовал молодым специалистам читать, смотреть и впитывать в себя информацию, не замыкаясь на удобных для тебя форматах и площадках», — резюмировал Зверев.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".