Статья
1674 26 декабря 2011 17:18

Дифференцированный подход

Вопросы децентрализации власти, перераспределения полномочий и доходов между регионами и центром стали темами обсуждания на Госсовете.  Президент России Дмитрий Медведев предложил дифференцированный подход к регионам в вопросах децентрализации власти.

«Проводя децентрализацию, мы просто обязаны учитывать, что у нас большая страна с разным географическим положением территорий, уровнем их экономического развития», - сказал Медведев, выступая на заседании Госсовета РФ, передаёт «Интерфакс».

По его словам, регионам нужен больший простор для проведения эффективных решений для повышения уровня жизни людей. «Решать такие вопросы нужно с полным пониманием последствий как в краткосрочной, так и в более отдаленной перспективе. Возможно, потребуется дифференцированный подход в зависимости от готовности регионов принимать дополнительные полномочия. Можно было бы начать и с каких-то "пилотных проектов"», - сказал президент.

Говоря о совершенствовании межбюджетных отношений, глава государства подчеркнул, что в этом вопросе не должно быть формального подхода. «Финансовая децентрализация должна дать регионам не какие-то крохи, которые впоследствии все мы будем совместно делить, а существенные дополнительные средства для полноценной работы», - подчеркнул Медведев.

По его словам, регионы должны получить больше самостоятельности в распоряжении средствами федеральных субсидий. Президент подчеркнул, что необходимо продумать механизм реализации и степень этой самостоятельности.

«Нужно избавить регионы от опасений, что не все переданные полномочия будут обеспечены необходимыми финансами. Этого категорически допустить нельзя», - отметил Медведев.

Среди главных вопросов он назвал расширение источников доходов региональных и местных бюджетов. «Но эти источники мы еще с вами должны найти», - сказал глава государства.

Институт полномочных представителей президента в федеральных округах себя изжил, заявила со своей стороны спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Взамен она предложила создать представительства Минрегиона. С учетом курса на децентрализацию власти, по мнению Матвиенко, можно ввести «министров по делам территорий».

«При этом министры по территориям не должны вмешиваться в компетенцию региональных властей», - считает спикер Совфеда.

Кроме того Матвиенко выступила за передачу регионам управления федеральным имуществом.


«При распределении полномочий надо идти смелее и дальше. Например, я считаю, необходимым передать регионам управление госимуществом, в том числе федеральным», - сказала она.

Матвиенко пояснила, что речь идет об имуществе, которое не является стратегическим, добавив, что десятилетиями в каждом субъекте стоят разрушенные здания.

По словам спикера, зачастую происходит неэффективное управление федеральным имуществом. Именно поэтому она призвала Росимущество «не сидеть, как собака на сене».

Дмитрий Медведев в свою очередь заявил, что надо создавать дифференцированные правовые и налоговые режимы для регионов России.

Глава рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений Дмитрий Козак вице-премьер предлагает рассмотреть возможность передачи на региональный уровень налогового администрирования.

«Уместно также рассмотреть возможность оставления на территориях части получаемых дополнительных доходов от федеральных налогов и сборов не нефтегазового характера. В связи с этим считаю возможным в перспективе рассмотреть вопрос о передаче на региональный уровень и налогового администрирования», - сказал вице-премьер, передаёт «Интерфакс».

Он предложил при передаче полномочий от федерального центра регионам упор сделать на делегирование контрольно-надзорных и исполнительно-распорядительных функций.  Речь идет об эпидемиологическом, ветеринарном надзоре, экологическом контроле и других функциях.

Еще одно предложение Козака - наделить руководителей федеральных органов исполнительной власти правом вносить представление руководству страны о досрочном прекращении полномочий губернаторов.

В частности, Козак отметил, что в связи с передачей ряда полномочий из центра в регионы одновременно предлагается усилить влияние федеральных органов исполнительной власти, чьи полномочия передаются в регионы.

«В крайних случаях, когда закон не выполняется, вносить представление в правительство, а правительство - президенту РФ о досрочном прекращении полномочий руководителя соответствующего региона. Это может стать одним из оснований досрочного прекращения полномочий руководителей регионов, в том числе и будущих выборных руководителей», - сказал Козак.

Он добавил, что у руководителей федеральных органов исполнительной власти должна быть возможность давать поручения региональным органам исполнительной власти, отменять явно незаконные акты, координировать действия руководителей регионов в тех случаях, когда требуются синхронные действия нескольких субъектов РФ.

По его словам, предлагается также наделить руководителей федеральных органов исполнительной власти полномочиями вносить представления руководителям регионов с тем, чтобы отстранять от должности назначенных ими же руководителей своих структурных подразделений, которые систематически нарушают закон», - сообщил вице-премьер.  

Президент Дмитрий Медведев, со своей стороны, выступил  за общественное обсуждение вопросов децентрализации власти.  По мнению главы государства, эти вопросы следовало бы обсудить с общественными и предпринимательскими кругами. «Я предлагаю перенести обсуждение этой проблематики в настоящий момент в эти социальные слои (граждан и бизнеса - ред.) для того, чтобы окончательно определиться, что будет срабатывать, а что - нет», - сказал президент, выступая на заседании Госсовета.

Глава государства полагает, что только после этого должны быть приняты «максимально сбалансированные решения». Медведев согласился с министром экономического развития России Эльвирой Набиуллиной в том, что необходимо обсудить вопрос передачи полномочий регионам не только с представителями органов власти, но и с потребителями государственных услуг - гражданами и бизнесом. «Они сами нам должны сказать: вот, нам кажется, что это будет работать, а вот это не будет работать», - заметил президент.

Премьер-министр Владимир Путин между тем считает своевременной идею о децентрализации полномочий, но заявляет, что прежде чем делегировать регионам полномочия федерального центра, необходимо все тщательно взвесить.

«Я вообще ничего не исключаю из того, что здесь прозвучало, но все нужно самым внимательным образом просчитывать», - заявил Путин.

Выступая с заключительным словом, Дмитрий Медведев заявил, что государство в период глобальной экономической депрессии должно честно сказать гражданам о предстоящих трудностях.

«Все наши решения, которые мы с вами принимаем, должны сообразовываться с тем, как обстоят дела в мировой экономике», - сказал президент.

Он заметил, что Россия «очень неплохо» прошла кризис 2008-2009 годов. «Но впереди не менее существенные испытания, и мы должны об этом абсолютно откровенно, честно, на простом, но хорошем русском языке говорить нашим гражданам. Они должны понимать: впереди трудности», - подчеркул глава государства. 

Комментарии экспертов

Идеи по децентрализации власти у нас хорошие, а вот механизм их реализации - крайне скверный. Качество работы федеральных ведомств вызывает повсеместную критику, в том числе, и со стороны премьера и президента. Понятно, что, если политическая реформа будет проведена, но на своих постах останутся те же самые чиновники, те же самые министры, то ничего хорошего из этой затеи не выйдет.

Что касается децентрализации, о которой говорил президент, то совершенно очевидно, что децентрализация должна предполагать, в том числе, и повышение в регионах уровня демократичности, понятности принимаемых решений.

Если сегодня губернатор и лицо, назначаемое из Москвы без учета мнения региона, будет принимать решения, то каков будет механизм реализации данного решения? Опять из Москвы кто-то будет по своему усмотрению определять, какой регион заслуживает налоговых льгот, а какой – нет.

Как мы знаем, в последние годы это приводило к тому, что все основные льготы получали либо национальные республики Поволжья, либо Северный Кавказ. А русские территории, и индустриальные города, как правило, оказывались в менее выгодном экономическом положении.

Во многих регионах существуют разные экономические условия и разные льготы, которые предоставлялись, например, в режимах особых зон или иных каких-то льготных режимах. Эти льготы до сих пор не всегда работали в полной мере. Но в дальнейшем, в зависимости от структуры экономики, вполне возможно, что дифференцированный подход будет вполне успешен. Потому что сейчас регионы заинтересованы в том, чтобы максимально пополнить свои доходы. Им предстоит получить новые полномочия и, конечно же, они хотят получить не только ответственность, но и финансовое обеспечение. И федеральный центр готов им в этом помочь. За счет дифференцированной налоговой политики вполне может быть эта задача решена. По крайней мере, регионы получат больше возможностей для пополнения своих бюджетов. В общем, эта мера, я думаю, найдет поддержку на региональном уровне.

Что касается отставок губернаторов и заявления Дмитрия Козака относительно того, что федеральным ведомствам предлагается дать право инициировать досрочную отставку глав регионов, то этот вопрос решается давно. Идея о том, что федеральный центр должен иметь возможность контролировать работу губернаторов, присутствует постоянно, и каждый раз предлагаются новые способы воплощения этой идеи в жизнь. Сегодня существует система критериев, их много, они касаются того, как именно следует оценивать работу губернаторов. Но напрямую, как мы видим, они не влияют на кадровую политику и на кадровые отставки, которые случаются. То есть, эти решения принимаются по другим основаниям, эти основания не прозрачны в довольно большой степени, что вызывает вопросы и с точки зрения эффективности управления в общефедеральном масштабе. Для региональных элит сложилась такая ситуация, когда распространяются всевозможные слухи, транслируются ожидания, как вот сейчас, например, в ряде регионов страны есть ожидания отставок перед выборами. То есть, в целом, некое уточнение правил игры в этой области, оно, я думаю, было бы на пользу, если мы говорим об отношениях между центром и регионами.

Что же касается того, кто будет принимать решения, какие меры будут применяться для того, чтобы признать работу региона недостаточно эффективной, и как снятие с постов губернаторов будет осуществляться на федеральном уровне, то, я думаю, еще предстоит эту процедуру уточнить. Но как мне кажется, делать некоторые исключения, то есть, применять такие меры для одних регионов, и не применять для других, было бы неверно, с точки зрения того, что Российская Федерация формально юридически является симметричной, то есть все субъекты имеют равный статус. В этом плане какие-то особые меры, например, для республик, которые не будут касаться отдельных областей, краев, будут, соответственно, нарушать этот принцип равенства. Поэтому, я думаю, что на практике должен быть выработан компромиссный механизм, который может быть применим ко всем субъектам федерации.

А в целом идея  повышения ответственности и усиления контроля за работой региональных властей, она целесообразна и актуальна.
 

Предложенные меры по дифференциации правового, инвестиционного и налогового режимов для отдельных регионов  не могут служить успокоению общества. На Болотной площади и на проспекте Сахарова собираются москвичи, которые не совсем понимают ситуацию в регионах.

В регионах протест практически незаметен. Чтобы вы ни делали с регионом, на проспект Сахарова это не влияет никак. С другой стороны, даже если бы в регионах существовал сколько-нибудь  массовый протест на уровне среднего класса,  он бы не был связан с финансовыми отношениями регионов и Москвы. Это слишком сложная тема для публики. Это специальная тема для финансовых политических аналитиков. В самом лучшем случае для федерального центра, можно было бы сказать, что перенос, допустим, прироста НДС в региональные доходы  - это жест в сторону региональных политических элит. Они в значительно большей степени заинтересованы в том, чтобы самим себе выбирать губернатора, чем в чем бы то ни было еще. В этом смысле жест сделан. И в этом смысле можно сказать, что да, федеральное правительство повернулись лицом к региональным элитам, и роль региональных элит в российской политике резко возросла.

Те нововведения, о которых говорится и которые анонсированы, это фактически блокирование возможности приглашения варягов на регионы. Ситуация, в которой руководитель районной администрации Московской области приезжает к губернаторам в  какую-нибудь область или край, больше невозможна. В ситуации выборов губернаторов со сколь угодно фильтруемыми кандидатурами  на уровне президента такого быть не может.

Теперь мы возвращаемся к вопросу об экономике, о финансах, о развитии регионов. Вообще говоря, проблема перераспределения средств между центром и регионами стоит очень остро. Причем, чем более экономически развит регион, тем острее стоит эта проблема. Если взять регионы, которые считаются лидерами экономического и социального развития, то можно услышать: «Слушайте, мы добываем 100, отдаем в Москву из этих ста – шестьдесят, и после этого ждем подачек. Ребята, так не может больше продолжаться».

Вот коль скоро это вопрос политической  и экономической стабильности, то его обсуждение очень своевременно. Но очень большой вопрос, насколько это своевременно в условиях экономического кризиса, и насколько в условиях экономического кризиса это может быть поддержано именно теми, кто сегодня является сторонниками путинского курса. Очень характерно, что человеком, который выступил с критикой этого подхода, оказался Кудрин. Он отметил в  «Коммерсанте»,  что непонятно откуда брать в условиях экономического кризиса триллион рублей, чтобы передать их в регионы.  Действительно, откуда мы должны брать деньги?  Нарисовать? Взять из Госфонда?

Я думаю, что кудринский подход найдет очень глубокое понимание и в российском правительстве, и вообще в федеральном центре. Более того, в условиях, когда от возможности направлять на регионы варягов из Москвы мы переходим к возможности выборов губернаторов из местных элит, то это станет дополнительным предметом политического спора. Если они сами себе выбирают вождей, то простите, за что же им деньги-то давать? Где элемент лояльности по отношению к федеральному центру? Поэтому, вопрос очень дискуссионный.

А вот что касается именно регионального развития, то существует десяток или два десятка регионов Российской Федерации, которые, если им дать возможность распоряжаться своими деньгами, смогут жить значительно лучше, чем сейчас, и развиваться гораздо быстрее. И существует в два раза больше регионов, которые совершено точно станут жить хуже без федеральной дотации.

Есть какой-нибудь резон в том, чтобы люди во Пскове жили хуже чем в Самаре ? Вот о чем идет речь. И поэтому самое опасное, что может быть сейчас, это поспешное принятие решений в пользу регионов под влиянием политических событий. Тем более, что никакая оппозиция о пересмотре финансовой политики в отношении регионов как раз и не упоминала.

Та финансовая политика, которая имела место быть до сегодняшнего исторического заседания Госсовета, была ровно следствием такого вот расчета, сколько надо взять нам у доноров с тем, чтобы всем реципиентам хватило. И то, что, собственно, имело место быть в России, и что вызывало огромное недовольство, и откуда возник этот лозунг- «Хватит кормить Кавказ», - все  это - полное следствие политики бюджетного выравнивания. Да, давайте выровняем более или менее государственные расходы на душу населения в каждом регионе. А то, что происходит сейчас, как раз может ознаменовать отказ от этой замечательной политики, вот в чем проблема.

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".