Дифференцированный подход
Вопросы децентрализации власти, перераспределения полномочий и доходов между регионами и центром стали темами обсуждания на Госсовете. Президент России Дмитрий Медведев предложил дифференцированный подход к регионам в вопросах децентрализации власти.
«Проводя децентрализацию, мы просто обязаны учитывать, что у нас большая страна с разным географическим положением территорий, уровнем их экономического развития», - сказал Медведев, выступая на заседании Госсовета РФ, передаёт «Интерфакс».
По его словам, регионам нужен больший простор для проведения эффективных решений для повышения уровня жизни людей. «Решать такие вопросы нужно с полным пониманием последствий как в краткосрочной, так и в более отдаленной перспективе. Возможно, потребуется дифференцированный подход в зависимости от готовности регионов принимать дополнительные полномочия. Можно было бы начать и с каких-то "пилотных проектов"», - сказал президент.
Говоря о совершенствовании межбюджетных отношений, глава государства подчеркнул, что в этом вопросе не должно быть формального подхода. «Финансовая децентрализация должна дать регионам не какие-то крохи, которые впоследствии все мы будем совместно делить, а существенные дополнительные средства для полноценной работы», - подчеркнул Медведев.
По его словам, регионы должны получить больше самостоятельности в распоряжении средствами федеральных субсидий. Президент подчеркнул, что необходимо продумать механизм реализации и степень этой самостоятельности.
«Нужно избавить регионы от опасений, что не все переданные полномочия будут обеспечены необходимыми финансами. Этого категорически допустить нельзя», - отметил Медведев.
Среди главных вопросов он назвал расширение источников доходов региональных и местных бюджетов. «Но эти источники мы еще с вами должны найти», - сказал глава государства.
Взамен она предложила создать представительства Минрегиона. С учетом курса на децентрализацию власти, по мнению Матвиенко, можно ввести «министров по делам территорий».
«При этом министры по территориям не должны вмешиваться в компетенцию региональных властей», - считает спикер Совфеда.
Кроме того Матвиенко выступила за передачу регионам управления федеральным имуществом.
«При распределении полномочий надо идти смелее и дальше. Например, я считаю, необходимым передать регионам управление госимуществом, в том числе федеральным», - сказала она.
Матвиенко пояснила, что речь идет об имуществе, которое не является стратегическим, добавив, что десятилетиями в каждом субъекте стоят разрушенные здания.
По словам спикера, зачастую происходит неэффективное управление федеральным имуществом. Именно поэтому она призвала Росимущество «не сидеть, как собака на сене».
Дмитрий Медведев в свою очередь заявил, что надо создавать дифференцированные правовые и налоговые режимы для регионов России.
Глава рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений Дмитрий Козак вице-премьер предлагает рассмотреть возможность передачи на региональный уровень налогового администрирования.
«Уместно также рассмотреть возможность оставления на территориях части получаемых дополнительных доходов от федеральных налогов и сборов не нефтегазового характера. В связи с этим считаю возможным в перспективе рассмотреть вопрос о передаче на региональный уровень и налогового администрирования», - сказал вице-премьер, передаёт «Интерфакс».
Он предложил при передаче полномочий от федерального центра регионам упор сделать на делегирование контрольно-надзорных и исполнительно-распорядительных функций. Речь идет об эпидемиологическом, ветеринарном надзоре, экологическом контроле и других функциях.
Еще одно предложение Козака - наделить руководителей федеральных органов исполнительной власти правом вносить представление руководству страны о досрочном прекращении полномочий губернаторов.
В частности, Козак отметил, что в связи с передачей ряда полномочий из центра в регионы одновременно предлагается усилить влияние федеральных органов исполнительной власти, чьи полномочия передаются в регионы.
«В крайних случаях, когда закон не выполняется, вносить представление в правительство, а правительство - президенту РФ о досрочном прекращении полномочий руководителя соответствующего региона. Это может стать одним из оснований досрочного прекращения полномочий руководителей регионов, в том числе и будущих выборных руководителей», - сказал Козак.
Он добавил, что у руководителей федеральных органов исполнительной власти должна быть возможность давать поручения региональным органам исполнительной власти, отменять явно незаконные акты, координировать действия руководителей регионов в тех случаях, когда требуются синхронные действия нескольких субъектов РФ.
По его словам, предлагается также наделить руководителей федеральных органов исполнительной власти полномочиями вносить представления руководителям регионов с тем, чтобы отстранять от должности назначенных ими же руководителей своих структурных подразделений, которые систематически нарушают закон», - сообщил вице-премьер.
Президент Дмитрий Медведев, со своей стороны, выступил за общественное обсуждение вопросов децентрализации власти. По мнению главы государства, эти вопросы следовало бы обсудить с общественными и предпринимательскими кругами. «Я предлагаю перенести обсуждение этой проблематики в настоящий момент в эти социальные слои (граждан и бизнеса - ред.) для того, чтобы окончательно определиться, что будет срабатывать, а что - нет», - сказал президент, выступая на заседании Госсовета.
Глава государства полагает, что только после этого должны быть приняты «максимально сбалансированные решения». Медведев согласился с министром экономического развития России Эльвирой Набиуллиной в том, что необходимо обсудить вопрос передачи полномочий регионам не только с представителями органов власти, но и с потребителями государственных услуг - гражданами и бизнесом. «Они сами нам должны сказать: вот, нам кажется, что это будет работать, а вот это не будет работать», - заметил президент.
«Я вообще ничего не исключаю из того, что здесь прозвучало, но все нужно самым внимательным образом просчитывать», - заявил Путин.
Выступая с заключительным словом, Дмитрий Медведев заявил, что государство в период глобальной экономической депрессии должно честно сказать гражданам о предстоящих трудностях.
«Все наши решения, которые мы с вами принимаем, должны сообразовываться с тем, как обстоят дела в мировой экономике», - сказал президент.
Он заметил, что Россия «очень неплохо» прошла кризис 2008-2009 годов. «Но впереди не менее существенные испытания, и мы должны об этом абсолютно откровенно, честно, на простом, но хорошем русском языке говорить нашим гражданам. Они должны понимать: впереди трудности», - подчеркул глава государства.
Идеи по децентрализации власти у нас хорошие, а вот механизм их реализации - крайне скверный. Качество работы федеральных ведомств вызывает повсеместную критику, в том числе, и со стороны премьера и президента. Понятно, что, если политическая реформа будет проведена, но на своих постах останутся те же самые чиновники, те же самые министры, то ничего хорошего из этой затеи не выйдет.
Что касается децентрализации, о которой говорил президент, то совершенно очевидно, что децентрализация должна предполагать, в том числе, и повышение в регионах уровня демократичности, понятности принимаемых решений.
Если сегодня губернатор и лицо, назначаемое из Москвы без учета мнения региона, будет принимать решения, то каков будет механизм реализации данного решения? Опять из Москвы кто-то будет по своему усмотрению определять, какой регион заслуживает налоговых льгот, а какой – нет.
Как мы знаем, в последние годы это приводило к тому, что все основные льготы получали либо национальные республики Поволжья, либо Северный Кавказ. А русские территории, и индустриальные города, как правило, оказывались в менее выгодном экономическом положении.
Во многих регионах существуют разные экономические условия и разные льготы, которые предоставлялись, например, в режимах особых зон или иных каких-то льготных режимах. Эти льготы до сих пор не всегда работали в полной мере. Но в дальнейшем, в зависимости от структуры экономики, вполне возможно, что дифференцированный подход будет вполне успешен. Потому что сейчас регионы заинтересованы в том, чтобы максимально пополнить свои доходы. Им предстоит получить новые полномочия и, конечно же, они хотят получить не только ответственность, но и финансовое обеспечение. И федеральный центр готов им в этом помочь. За счет дифференцированной налоговой политики вполне может быть эта задача решена. По крайней мере, регионы получат больше возможностей для пополнения своих бюджетов. В общем, эта мера, я думаю, найдет поддержку на региональном уровне.
Что касается отставок губернаторов и заявления Дмитрия Козака относительно того, что федеральным ведомствам предлагается дать право инициировать досрочную отставку глав регионов, то этот вопрос решается давно. Идея о том, что федеральный центр должен иметь возможность контролировать работу губернаторов, присутствует постоянно, и каждый раз предлагаются новые способы воплощения этой идеи в жизнь. Сегодня существует система критериев, их много, они касаются того, как именно следует оценивать работу губернаторов. Но напрямую, как мы видим, они не влияют на кадровую политику и на кадровые отставки, которые случаются. То есть, эти решения принимаются по другим основаниям, эти основания не прозрачны в довольно большой степени, что вызывает вопросы и с точки зрения эффективности управления в общефедеральном масштабе. Для региональных элит сложилась такая ситуация, когда распространяются всевозможные слухи, транслируются ожидания, как вот сейчас, например, в ряде регионов страны есть ожидания отставок перед выборами. То есть, в целом, некое уточнение правил игры в этой области, оно, я думаю, было бы на пользу, если мы говорим об отношениях между центром и регионами.
Что же касается того, кто будет принимать решения, какие меры будут применяться для того, чтобы признать работу региона недостаточно эффективной, и как снятие с постов губернаторов будет осуществляться на федеральном уровне, то, я думаю, еще предстоит эту процедуру уточнить. Но как мне кажется, делать некоторые исключения, то есть, применять такие меры для одних регионов, и не применять для других, было бы неверно, с точки зрения того, что Российская Федерация формально юридически является симметричной, то есть все субъекты имеют равный статус. В этом плане какие-то особые меры, например, для республик, которые не будут касаться отдельных областей, краев, будут, соответственно, нарушать этот принцип равенства. Поэтому, я думаю, что на практике должен быть выработан компромиссный механизм, который может быть применим ко всем субъектам федерации.
А в целом идея повышения ответственности и усиления контроля за работой региональных властей, она целесообразна и актуальна.
Предложенные меры по дифференциации правового, инвестиционного и налогового режимов для отдельных регионов не могут служить успокоению общества. На Болотной площади и на проспекте Сахарова собираются москвичи, которые не совсем понимают ситуацию в регионах.
В регионах протест практически незаметен. Чтобы вы ни делали с регионом, на проспект Сахарова это не влияет никак. С другой стороны, даже если бы в регионах существовал сколько-нибудь массовый протест на уровне среднего класса, он бы не был связан с финансовыми отношениями регионов и Москвы. Это слишком сложная тема для публики. Это специальная тема для финансовых политических аналитиков. В самом лучшем случае для федерального центра, можно было бы сказать, что перенос, допустим, прироста НДС в региональные доходы - это жест в сторону региональных политических элит. Они в значительно большей степени заинтересованы в том, чтобы самим себе выбирать губернатора, чем в чем бы то ни было еще. В этом смысле жест сделан. И в этом смысле можно сказать, что да, федеральное правительство повернулись лицом к региональным элитам, и роль региональных элит в российской политике резко возросла.
Те нововведения, о которых говорится и которые анонсированы, это фактически блокирование возможности приглашения варягов на регионы. Ситуация, в которой руководитель районной администрации Московской области приезжает к губернаторам в какую-нибудь область или край, больше невозможна. В ситуации выборов губернаторов со сколь угодно фильтруемыми кандидатурами на уровне президента такого быть не может.
Теперь мы возвращаемся к вопросу об экономике, о финансах, о развитии регионов. Вообще говоря, проблема перераспределения средств между центром и регионами стоит очень остро. Причем, чем более экономически развит регион, тем острее стоит эта проблема. Если взять регионы, которые считаются лидерами экономического и социального развития, то можно услышать: «Слушайте, мы добываем 100, отдаем в Москву из этих ста – шестьдесят, и после этого ждем подачек. Ребята, так не может больше продолжаться».
Вот коль скоро это вопрос политической и экономической стабильности, то его обсуждение очень своевременно. Но очень большой вопрос, насколько это своевременно в условиях экономического кризиса, и насколько в условиях экономического кризиса это может быть поддержано именно теми, кто сегодня является сторонниками путинского курса. Очень характерно, что человеком, который выступил с критикой этого подхода, оказался Кудрин. Он отметил в «Коммерсанте», что непонятно откуда брать в условиях экономического кризиса триллион рублей, чтобы передать их в регионы. Действительно, откуда мы должны брать деньги? Нарисовать? Взять из Госфонда?
Я думаю, что кудринский подход найдет очень глубокое понимание и в российском правительстве, и вообще в федеральном центре. Более того, в условиях, когда от возможности направлять на регионы варягов из Москвы мы переходим к возможности выборов губернаторов из местных элит, то это станет дополнительным предметом политического спора. Если они сами себе выбирают вождей, то простите, за что же им деньги-то давать? Где элемент лояльности по отношению к федеральному центру? Поэтому, вопрос очень дискуссионный.
А вот что касается именно регионального развития, то существует десяток или два десятка регионов Российской Федерации, которые, если им дать возможность распоряжаться своими деньгами, смогут жить значительно лучше, чем сейчас, и развиваться гораздо быстрее. И существует в два раза больше регионов, которые совершено точно станут жить хуже без федеральной дотации.
Есть какой-нибудь резон в том, чтобы люди во Пскове жили хуже чем в Самаре ? Вот о чем идет речь. И поэтому самое опасное, что может быть сейчас, это поспешное принятие решений в пользу регионов под влиянием политических событий. Тем более, что никакая оппозиция о пересмотре финансовой политики в отношении регионов как раз и не упоминала.
Та финансовая политика, которая имела место быть до сегодняшнего исторического заседания Госсовета, была ровно следствием такого вот расчета, сколько надо взять нам у доноров с тем, чтобы всем реципиентам хватило. И то, что, собственно, имело место быть в России, и что вызывало огромное недовольство, и откуда возник этот лозунг- «Хватит кормить Кавказ», - все это - полное следствие политики бюджетного выравнивания. Да, давайте выровняем более или менее государственные расходы на душу населения в каждом регионе. А то, что происходит сейчас, как раз может ознаменовать отказ от этой замечательной политики, вот в чем проблема.