Статья
1659 20 апреля 2012 16:34

Перетряска губернаторов

Президент России Дмитрий Медведев принял отставку губернатора Смоленской области Сергея Антуфьева. Отставка принята по собственному желанию губернатора.

Это решение было ожидаемым. Накануне источник в областной администрации сообщил «Интерфаксу», что Антуфьев подал заявление об отставке. И даже несмотря на заявления пресс-службы губернатора, что «Антуфьев продолжает исполнять свои обязанности», никто не сомневался в уходе руководителя области со своего поста.

А вот то, что временно исполняющим обязанности губернатора станет депутат Госдумы от ЛДПР Алексей Островский, никто предугадать не смог.

Сам глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций заявил, что решение президента стало для него неожиданным, но он сделает все, чтобы оправдать доверие главы государства.

«С одной стороны, это решение президента явилось для меня неожиданным, а с другой стороны - на мой взгляд, логичным, поскольку я несколько лет вхожу в кадровый резерв главы государства и на протяжении последних девяти лет работал на территории Смоленской области и избирался депутатом Госдумы от этого региона», - заявил Островский «Интерфаксу».

«Я хорошо знаю и понимаю проблемы этого региона, и готов взять на себя ответственность за Смоленскую область до того самого момента, когда президент определит кандидатуру губернатора, предложенную партией "Единая Россия", имеющей большинство в региональном парламенте», - добавил он.

При этом, сама партия власти не выступает против столь нестандартной кандидатуры.

Алексей Островский может рассчитывать на поддержку «Единой России», заявил вице-спикер Госдумы, руководитель фракции «Единая Россия» Андрей Воробьев.

«Алексей Островский - опытный современный политик. Несмотря на то, что он представляет оппозицию, он умеет работать с оппонентами, ради достижения общих целей», - сказал Воробьев «Интерфаксу».

Единоросс подчеркнул, что Смоленская область является непростым регионом, и «если президент России доверит руководство областью Алексею Островскому, он может рассчитывать на нашу поддержку».

Решение президента РФ назначить и.о. губернатора Смоленской области депутата Госдумы от фракции ЛДПР, возможно, означает, что ответственные посты в исполнительной власти будут предложены и представителям других парламентских политических сил, и прежде всего, КПРФ, посчитал первый зампред ЦК КПРФ, первый вице-спикер Госдумы Иван Мельников.

«Это весьма любопытная новость из разряда тех, которых не было уже очень давно. И таким образом открывается вопрос о том, будут ли подобные предложения поступить и представителям нашей фракции», - сказал Мельников.

Также позитивно воспринял новость о назначении Островского и замруководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Геннадий Гудков.

«Я приветствую это решение главы государства - доверить пост руководителя исполнительной власти в одном из регионов представителю ЛДПР, но убежден, что следующим шагом должно быть формирование коалиционного правительства, куда, надеюсь, войдут и представители "Справедливой России"», - сказал Гудков.

«Актуальные комментарии» решили уточнить у экспертов и политологов, чем объясняется столь интенсивная смена губернаторов в последнее время, и насколько представители оппозиции могут претендовать на увеличение своего представительства в исполнительных органах власти.

Комментарии экспертов

Ощущение неопределенности кадрового состава исполнительной власти есть, и оно сохраняется как на федеральном, так и на региональном уровнях. На региональном уровне эта неопределенность выливается в дискуссию о том, какие будут перестановки в составе губернаторского корпуса.

В такой атмосфере неизвестности все губернаторы, которые по разным причинам оказываются в уязвимом положении, могут стать фигурантами слухов.
Причин для уязвимого положения может быть несколько: наличие проблем с управляемостью региона, с конфликтностью элит, с выполнением федеральных задач, с поддержанием стабильности... Обобщая, можно сказать, что одна категория регионов - это регионы с недостаточно эффективной властью. Туда как раз относится Смоленская область. Есть и другая категория регионов (к ней относится, к примеру, Ярославская область), в которых периодически также ходят слухи о том, что губернатор может уйти в отставку.

Есть примеры, когда слухи об отставке губернатора были, но они не подтвердились, как это было, например, в случае Архангельской области. Внутриэлитный конфликт очень часто также рождает нестабильность и порождает слухи об отставках. Например, это касается Иркутской области, где достаточно давно уже обсуждается эта тема. Из тех регионов, где отставки подтвердились - Волгоградская и Саратовская области. Там смена власти уже произошла.

Наконец, есть группа губернаторов, у которых в относительно ближайшем будущем истекают полномочия. Они сейчас тоже становятся фигурантами слухов. Например, такими являются главы Ленинградской и Белгородской области. В этих регионах кадровые вопросы будут решаться в плановом порядке, и уже сейчас есть ожидания, что власть там переменится.

Причины столь интенсивной смены губернаторов понятны. Медведев инициировал законопроект о прямых выборах губернаторов, и сейчас власть пытается сменить как можно больше глав регионов.Таким образом новоназначенным дается время поработать, и, соответственно, отложить выборы  в этих регионах на достаточно длительный срок.

Именно этим и вызваны многочисленные отставки губернаторов. Пока действует прежний закон,  не имеющий обратной силы, можно назначить губернаторов на стандартный срок полномочий, а это обычно на лет пять.

Что же касается представителей оппозиции, которые могут прийти к власти, думаю, что какие-то уступки могут быть сделаны. Об этом свидетельствует сегодняшнее назначение исполняющего обязанности губернатора Смоленской области представителя ЛДПР. Но в целом оппозиция, скорее всего, никаких существенных должностей не получит. В лучшем случае ее представители могут возглавить какие-то совсем депрессивные регионы.

К сожалению, мы ощущаем нехватку сильных фигур, которые могли бы выиграть губернаторские выборы. Поэтому, проще сейчас кого-нибудь назначить, и не беспокоиться об этом впредь. Тем более, если брать регионы, где, в общем-то, имеются низкие достатки, невысокий уровень поддержки «Единой России», вроде Смоленской области, то логика вполне понятна.

У нас действует крайне непрозрачная система назначений губернаторов. Нет какой-то понятной схемы, по которой было бы ясно, хорошо работает губернатор или плохо, надо его менять или не надо, и если назначать нового, то кого. У нас система назначений не поддается рациональному объяснению. Точнее, это рациональное объяснение есть, но оно такое, что его никто не захочет услышать.

Каким будет закон о выборов губернаторов, до сих пор не ясно. Нам говорят, что еще что-то будет меняться и будут вводиться еще какие-то фильтры. Чтобы сказать что-то определенное, нужно дождаться закона, это – первое. А второе – правоприменительной практики.

Надеюсь, система станет ясна уже через год. Хотя у нас в лучших традициях карточных шулеров, правила игры постоянно меняются.

Такое назначение представителя ЛДПР на должность исполняющего обязанности губернатора Смоленской области свидетельствует о новом тренде, когда представители оппозиционных партий получат возможность вести реальную и практическую работу.

В данном случае, назначение - крайне удачное. Островский является представителем новой генерации энергичных политиков. С другой стороны, он обладает достаточно большим опытом работы на государственных должностях. Островский был три созыва депутатом Госдумы. Возглавлял достаточно сложный комитет по делам СНГ.

Нужно отметит, что Островский всегда был одним из вдумчивых и интеллигентных людей в Либерально-демократической партии. Он показал, что умеет выстраивать корректный диалог с другими политическими силами. Не сомневаюсь, что в Смоленской области он сможет выстроить рациональный диалог между различными политическими группами. Ведь этот регион для него близок и понятен. Он представляет Смоленскую область в Госдуме. Так что, это - крайне удачное назначение.

Что касается тенденции смены губернаторов, то здесь, что называется, вопрос назрел. К тому же, такой тренд связан с предстоящими выборами губернаторов. Те, кого сменили, вряд ли смогли бы эти выборы выиграть.

Тренд, начало которому положил Островский (когда представители оппозиции могут претендовать на высокие посты в регионах), показывает, что те люди, которые думают на государственном уровне, если они обладают опытом, знаниями и компетентностью, даже если их взгляды не совпадают с «Единой Россией», могут занять соответствующее место в органах исполнительной власти. У них появляется кадровый лифт.

Череда губернаторских отставок и назначений в первую очередь связана с тем, что Кремль стремится сменить тех назначенцев, которых вряд ли изберут, на губернаторов, которые имеют хороший электоральный потенциал в своих регионах. Эта причина мне кажется основной.

Речь идет об использовании окна возможностей до вступления в силу Закона о выборности губернаторов. Этим окном возможностей нынешние власти пользуются для того, чтобы вывести на авансцену в регионах избираемых на взгляд Кремля персонажей.

С одной стороны, речь идет о том, чтобы ограничить число регионов, где в ближайшее время будут избирательные кампании. Но, с другой стороны, и о том, чтобы, когда в этих регионах начнутся избирательные кампании, действующий губернатор смог их выиграть. Все ушедшие в отставку руководители вызывали большие сомнения в том, что их могут избрать. Кремлю важно, чтобы устраивающие его действующие губернаторы имели одновременно электоральный потенциал и были способны обеспечить себе поддержку как среди местных элит, так и среди населения.

У оппозиции (прежде всего, у сильных, уже состоявшихся партий) есть шанс в нескольких регионах привести своих кандидатов к власти. Но это потребует жесткой конкурентной борьбы и будет происходить постепенно, учитывая, что ритмика выборных кампаний задана такая, что они будут раз в год.

Принимая во внимание то, что сейчас во многих регионах губернаторы переназначаются и срок выборов существенно откладывается, полагаю, что шансы на победу в некоторых регионах у оппозиционеров будут неплохими. Но пока в силу указанных обстоятельств доля оппозиционных губернаторов будет невелика.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".