Статья
2954 21 мая 2012 9:05

Новое правительство

Президент России Владимир Путин подписал указ о составе правительства РФ.

«Все указы подписаны. Как и договаривались, все проработано с каждым кандидатом», - сказал Владимир Путин на встрече с премьером Дмитрием Медведевым.
«Я хотел бы пожелать вам и всем коллегам удачи, сейчас соберемся с новым кабинетом правительства», - сказал Владимир Путин.

Президент заявил, что новому правительству предстоит решать задачи развития России на фоне неопределенности в мировой экономике.

«Ситуация, в которой находится мировая экономика, - неопределенная. Очень много факторов и неопределенности. В этих условиях вам придется осуществлять программу развития России», - заявил Путин.

Он сказал, что правительству необходимо не останавливаться на достигнутом. «Сделано немало было в последнее время, но не все, что мы планировали, завершено, не все реализовано, и предстоит сделать еще больше», - заявил Путин.

Премьер Дмитрий Медведев, в свою очередь, сообщил, что в правительство РФ придут новые люди, его состав значительно обновится, передает «Интерфакс».
«Правительство обновляется где-то на три четверти примерно. Это новые люди, которые появились совсем недавно, либо впервые работают в правительстве», - сказал Дмитрий Медведев.

Он поблагодарил Путина за «внимательное отношение» к новому составу кабинета. «Для будущих членов правительства внимание президента - это очень важно», - сказал Медведев.

В новом кабинете министров сохранилось прежнее число вице-премьеров - семь человек.

При этом, в отличие от прежнего кабинета, в новом остался лишь один первый вице-премьер - Игорь Шувалов. В предыдущем кабинете еще одним первым вице-премьером был Виктор Зубков, он не вошел в состав нового правительства.

Подтвердили свои посты вице-премьеры Дмитрий Козак, Дмитрий Рогозин, Владислав Сурков и Александр Хлопонин.

Сурков также назначен руководителем аппарата правительства РФ

Новым вице-премьером назначены Аркадий Дворкович и Ольга Голодец.

Сохранили свои посты министр финансов Антон Силуанов, глава МИД Сергей Лавров, министр обороны Анатолий Сердюков, министр спорта Виталий Мутко, министр юстиции Александр Коновалов.

Новыми министрами стали Владимир Пучков (МЧС), Денис Мантуров (Минпромторг), Владимир Колокольцев (МВД), Андрей Белоусов (министр экономического развития), Николай Никифоров (Минкомсвязи), Александр Новак (министр энергетики), Максим Соколов (министр транспорта), Сергей Донской (Минприроды), Николай Федоров (Минсельхоз), Дмитрий Ливанов (Минобрнауки), Виктор Ишаев (министр по развитию Дальнего Востока), Олег Говорун (министр регионального развития), Максим Топилин (министр труда и социального развития), Вероника Скворцова (Минздрав), Михаил Абызов (министр по связям с Открытым правительством), Владимир Мединский (министр культуры).

 

Свои предложения по обновленному составу правительства России и проект указа о его структуре премьер РФ Дмитрий Медведев передал президенту Владимиру Путину 15 мая

- в строгом соответствии с Конституцией, которая отводит на это новому главе правительства семь дней с момента вступления в должность (с 8 мая).

После этого закрытые консультации с кандидатами в новый кабинет начал Владимир Путин. По сообщению пресс-службы Кремля, именно задача завершить в сжатые сроки формирование правительства заставила президента отменить поездку на саммит «большой восьмерки» в США, куда вместо него отправился Дмитрий Медведев.

Всю прошлую неделю эксперты строили предположения о том, откуда могут быть рекрутированы новые министры и вице-премьеры. К числу таких источников причисляли «президентскую сотню», федеральный кадровый резерв, губернаторский корпус, крупный бизнес, «Единую Россию», Общероссийский народный фронт, «открытое правительство» и даже оппозицию.

Сам Дмитрий Медведев не раз заявлял о своем намерении существенно изменить, прежде всего, «омолодить», кадровый состав кабинета.

В ходе консультаций с думскими фракциями перед утверждением его на должность председателя правительства Дмитрий Медведев сообщил, что из каждых пяти нынешних членов правительства четверо должке будут уйти. «В новом правительстве один должен остаться, четверо должны быть заменены», - процитировал Медведева депутат-«справоросс» Антон Беляков после встречи в Думе 8 мая. «То есть на 80% будет обновление состава правительства», - добавил со своей стороны его коллега по фракции Геннадий Гудков.

В минувшее воскресенье на пресс-конференции по итогам саммита G8 Медведев вновь подтвердил, что правительство России существенно обновится, и будет принципиально отличаться от двух предыдущих составов кабинета.

Премьер отметил, что именно кардинальным обновлением правительства объясняется достаточно длительный период его формирования. «Правительство должно обновиться очень существенно, и с этим как раз и связано то, что формирование идет несколько дольше, чем в предыдущие периоды», - сказал глава правительства.

Как отметил Медведев, «с каждым из кандидатов в правительство необходимо встретиться, понять позицию, программу человека, его готовность к исполнению тех или иных должностных обязанностей». «Почему раньше этого не было в таком объеме? Причина вполне очевидна - потому что предыдущие правительства и правительство, которое работало до предыдущего, гораздо в меньшей степени обновлялось. Там были хорошо известные люди, которые по 10, 12, 15 лет работали в составе правительства», - сказал премьер.

По мнению Медведева, длительные консультации – «это нормально». «Мы имеем право позволить себе такую роскошь: один раз в четыре года или на более длительный цикл, проводить такие консультации, сколько потребуется. От этого зависит качественная работа правительства», - подчеркнул он.

Между тем президент РФ Путин, еще будучи премьером, предостерегал от уничтожения «кадрового костяка, профессионалов» в правительстве. Учел ли Медведев это пожелание, станет известно в самое ближайшее время.

Еще 10 мая в ходе встречи с экспертами в формате «Открытого правительства» Медведев признался, что уже определился с ключевыми фигурами своего будущего кабинета.

А накануне встречи с президентом, 14 мая премьер провел заключительную серию совещаний и встреч по вопросам формирования будущей структуры правительства и кадровых назначений. Он, в частности, встретился с помощником президента РФ - главой Государственного правового управления Кремля Ларисой Брычевой, помощником президента Аркадием Дворковичем, и.о. главы аппарата правительства РФ - министром Антоном Вайно и с и.о. вице-премьера Владиславом Сурковым.

Комментарии экспертов

Объявленный состав правительства свидетельствует о том, что обещанное обновление реализовано. Многие сомневались в обновлении, считая его предвыборным пиаром. Но власть относлась к данному обещанию не как к пиару, а как к очень серьезной стратегической задаче.

Правительство сформировано под реализацию того плана Путина, который он объявил в своих семи статьях в период избирательной кампании. Это очень напряженный амбициозный план, реализация которого требует профессионалов, людей мотивированных и амбициозных. С этой точки зрения, произошло очень серьезное обновление.

Одному министру  - двадцать девять лет. Это свидетельствует о том, что новая генерация политиков приходит в исполнительную власть. Важно также широкое региональное представительство. Учитывая, что Россия – это федеративное государство, важно, чтобы профессиональная элита исполнительной власти формировалась не только за счет столичного кадрового резерва.

Существенны и такие детали, как появление новых структурных направлений. Скажем, назначение Михаила Абызова министром по связям с «открытым правительством» говорит о том, что эта идея Медведева о расширенном правительстве также реализована.

Последний факт говорит о том, что правительство будет работать во взаимодействии с очень разными средами, с различными социальными и политическими группами. Что, конечно, придаст новые качества работе правительства.

Существенно то, что появляется новая позиция министра, ответственного за развитие Дальнего Востока. Это означает реализацию курса на интеграцию российских регионов.

Это главные и основные свойства сформированного правительства. И, конечно, важно, что в правительство не вошли непопулярные министры. Это хороший признак, свидетельствующий, что власть понимает: политические должности должны опираться на общественное мнение, а правительство должно быть не только сформировано по закону, но и быть легитимным. Ради решения этой задачи, как мне кажется, и произведены некоторые замены, которые привели к тому, что появились новые фигуры.

Долгожданное событие состоялось. Правительство начало работать. Как правило, новому правительству дают сто дней, чтобы оценить первые результаты. Они приходятся на лето, Но я думаю, что правительство все-таки в отпуск не уйдет, а будет работать.

Власть при формировании нового правительства посылает обществу сразу несколько месседжей.

Первый и главный: это - правительство профессионалов, со всеми вытекающими отсюда выводами и последствиями. Члены нового правительства будут в первую очередь работать на общую стратегию и тактику, исходя из приоритетов не политических, а  управленческих задач.

Второй месседж: власть демонстрирует серьезное обновление. Большинство членов нового кабинета являются людьми молодыми, энергичными и в то же время достаточно опытными для того, чтобы решать вопросы на самом высоком уровне.

Третий важный месседж: в новый кабинет входит значительное число единомышленников. При том, что представлены люди с профессиональным подходом, никаких политических разногласий и серьезных конфликтов по политическим основаниям данное правительство не предполагает.

И четвертое. Как мы видим, появились новые министерства. Это обусловлено развитием структуры исполнительной власти и внедрением новых механизмов взаимодействия между государством и обществом.

Главная тенденция назначений - на своих постах остались те министры, которые хорошо работали и были рабочими лошадками на своих должностях: Сергей Лавров, Игорь Шувалов и Дмитрий Козак.

Во-вторых, есть некоторые люди Медведева, с которыми ему удобно работать – такие, как Аркадий Дворкович. Думаю, что Наталья Тимакова возглавит пресс-службу правительства и в этом смысле тоже останется.

Кроме того, пришли новые люди, которые очень хорошо умеют коммуницировать с общественностью. Это, прежде всего, назначенный на пост министра культуры Владимир Мединский и возглавивший МВД Владимир Колокольцев.

У Мединского есть свои идеи, он готов их продвигать. Он очень активный человек и является не чиновником, а скорее общественным деятелем, открытым к диалогу. Относительно Владимира Колокольцева важно отметить, что, несмотря на рост общественной активности, претензий по отношению к московской полиции за это время практически не было. Значит, он смог построить хорошую коммуникацию с общественностью.

Примечательно, что в экономическом блоке будут представлены две основные методологические линии. Условно говоря, линию гайдаровскую (радикально-либеральную) в большей степени представят Аркадий Дворкович и Игорь Шувалов.

Линию на большую роль государства будут представлять Дмитрий Рогозин и новый министр экономики Андрей Белоусов. Белоусов - человек, имеющий свое четкое мнение, очень вдумчивый, грамотный экономист, не принадлежащий к гайдаровской школе. Это очень важно, поскольку гайдаровская школа, будучи радикально-либеральной, зашла в тупик и привела к глобальному экономическому кризису.

Важно, что созданы новые министерства. Очень своевременно появилось Министерство труда - нам нужен более квалифицированный труд и нам нужна большая его защищенность.

Важно, чтобы рост общественно-политической активности не привел к классовой борьбе между, условно говоря, буржуазией и пролетарием. Нам нужны не обездоленные пролетарии, а высококвалифицированные работники, которые понимают, что они тоже представлены в правительстве и политической системе. На создание такой системы и будет направлена работа министерства труда.

Власть послала обществу месседж, что она будет продолжать выбранную ранее политику, но под влиянием диалога с общественностью всегда готова ее корректировать.

Крайне важно, что в правительстве серьезную роль будет играть вопрос регионального развития. Этим вопросом будет заниматься и Минрегион, который возглавил Олег Говорун, и агентство по развитию Дальнего Востока, отдельный вице-премьерский пост у Хлопонина.

Внимание к развитию регионов будет первостепенным. Серьезно усилил свои аппаратные позиции Владислав Сурков - он сохраняет вице-премьерский пост и возглавляет еще и аппарат правительства. В новом правительстве его роль будет одной из ключевых.

Важно, что остался костяк из старых профессионалов: сохранили свой пост Козак и Сердюков. Это означает, что будет продолжена армейская реформа, Сердюков вполне удовлетворяет руководство страны и справляется со своими обязанностями.

Естественно, сохранил свои позиции Лавров как наиболее эффективный министр иностранных дел за последние двадцать лет.

Можно приветствовать назначение Владимира Мединского министром культуры. Это важный сигнал для патриотической общественности, тех, кто был озабочен проблемами ревизионизма и нарастания ревизионистских тенденций в деятельности ряда академических институтов.

Общую поддержку вызывает назначение Ливанова вместо Фурсенко. Но здесь могу сказать, что, пожалуй, любая персона, назначенная вместо Фурсенко, вызывала бы всеобщее одобрение. У Ливанова имидж хорошего управленца, и можно ожидать довольно эффективного руководства министерством.

Ни одной персоны, вызывающей раздражение, в новом правительстве нет - ни Нургалиева, ни Фурсенко. Это говорит о том, что правительство будет работать с учетом интересов и запросов общественности.

Отмечу, что в обновленном кабинете министров много новичков. В основном, новые министры уже имеют значительный опыт работы на государственных должностях. Посты сохранили знаковые фигуры. И тот факт, что эти люди остались во власти – факт значимый, говорящий сам за себя. Это и Лавров – и здесь можно говорить о высокой степени преемственности в российской внешней политике, а также о доверии к Лаврову со стороны российского президента. Это и Сердюков. И если в отношении Лаврова практически все были уверены, что он сохранит свой пост, то в отношении Сердюкова такой уверенности эксперты не высказывали. Тот факт, что министр обороны сохранил свой пост, означает, что Сердюков подтвердил факт доверия к нему со стороны президента. Ведь посты главы МИД и Министерства обороны считаются традиционно президентской сферой влияния. К тому же, военная реформа, которую призван осуществить Сердюков на своем посту, полностью не завершена, и ему придется закончить начатое. А вот уход Нургалиева со своего поста, равно как и отставки Фурсенко и Голиковой, предсказывались заранее.

В отношении Нургалиева и Фурсенко фактически развернулась протестная информационная кампания. В отношении Голиковой оценки были противоречивые, но, тем не менее, все эти фигуры ушли. И скорее всего, главной причиной их ухода из правительства стало то, что, они вызывали довольно большое раздражение у граждан страны. Хотя если говорить об профессиональной компетенции, то идет совсем другой разговор. Человек может обладать высокой компетенцией и справляться со своими обязанностями, но по самым различным причинам вызывать раздражение и отрицательные оценки со стороны общественного мнения.

Нургалиева сменила фигура, в отношении которой можно предположить, что она будет позитивно встречена и внутри министерства внутренних дел. Колокольцев – карьерный милиционер, который пользуется авторитетом как в среде полицейских чинов, так и среди общественности.

Также подтвердились предположения и слухи о том, что министерство, которое возглавляла Голикова, будет разделено.

Если говорить от том, какие уровни правительства подверглись наибольшему обновлению, то, естественно, наибольшую преемственность мы можем наблюдать среди вице-премьеров, если не в связи с занимаемыми ими должностями, то, по крайней мере, в связи со сроком пребывания этих людей на высоких государственных постах. Здесь у нас только одно «свежее» лицо – это Голодец.

Голодец – это тоже человек из власти, но, в данном случае, мы видим вертикальное карьерное перемещение.

Подтвердились недавние предположения о том, что Владислав Сурков возглавит аппарат правительства. И подтвердилось предположение, что первым вице-премьером станет Шувалов.

Правительство покинул ряд тяжеловесов, в отношении которых также высказывались предположения, что они уйдут. Прежде всего, это Игорь Сечин и Виктор Зубков.

Если говорить о других особенностях назначений, то такие фигуры, как Коновалов и Дворкович, которые и раньше тесно связывались с Дмитрием Медведевым, сохранились в составе правительства. Подтвердились предположения, что Дворкович будет назначен вице-премьером, а Коновалов сохранит свой пост. И появилась также еще одна фигура, которая в последнее время тесно связывается с Дмитрием Медведевым – Абызов. Он был назначен именно на ту должность, которую ему прочили – должность министра по связям с «Открытым правительством».

Если анализировать назначения с точки зрения источников, предоставивших новые кадры, то в новом правительстве появились как представители «Единой России», перешедшие из Государственной думы (в частности, это министр культуры Мединский), так и представители ОНФ (таковым можно считать Николая Федорова), а также люди, которые активно работали в «Открытом правительстве» (Абызов). И это обстоятельство представляет интерес.

Кроме того, особый интерес (прежде всего, для инвесторов, с точки зрения перспектив экономического развития) представляет новая расстановка сил в экономическом блоке. В нем принято выделять две ключевые фигуры, и характер этих фигур является сигналом относительно возможного направления экономической политики.

Главой Минэкономики стал Белоусов – человек, пользующийся репутацией высококвалифицированного специалиста с длительным опытом работы в правительстве. А в Минфине сохранил свою должность Силуанов, который при его предшественнике Алексее Кудрине занимал пост заместителя министра финансов. И, собственно говоря, если можно как-то сформулировать тот сигнал, который посылает новая расстановка сил в экономическом блоке, то можно сказать, что это будет ответственная и компетентная политика, ориентированная на развитие. Об ориентации на развитие говорит приход Белоусова. А о том, что при этом будут предприняты все необходимые меры для сохранения макроэкономического равновесия и недопущения инфляции, говорит фигура Силуанова, который известен своим достаточно строгим подходом к финансам.

Вопреки предположениям, количество женщин в правительстве не увеличилось. И президент Путин, как мне показалось, с определенной грустью об этом сказал.

Понятно, что в полной мере все свойства и возможности нового правительства проявятся по мере того, как правительство начнет действовать. Но предварительно мы можем сказать, что и состав правительства, и конфигурация сил, которая в нем выстроена, отвечают тем задачам, которые определил Владимир Путин, представляя новое правительство.

Первая из этих задач - реализация программы развития России. Важным дополнением к этому, на мой взгляд, может служить заявление Дмитрия Медведева. Дмитрий Медведев сказал, что новое правительство будет действовать в режиме активного взаимодействия с широкими экспертными сообществами, сохраняя режим открытого правительства. И в качестве организационных воплощений и институциональных воплощений работы правительства в режиме общественной открытости были указаны экспертный совет при правительстве и широкая сеть общественных советов, которые были за последние годы созданы при всех федеральных министерствах.

Для начала отмечу, что изменения в составе правительства произошли количественные, но не качественные. Произошло много отставок, но много было сделано и назначений.

Речь идет о замах, которые становятся министрами. О молодых технократах, которые поднимаются на ступеньку выше. Это можно считать кадровым обновлением, но не обновлением политическим, потому что ни с кем из этих людей не связываются какие-то ожидания изменений проводимого курса.

Кадровое обновление плюс преемственность курса - как обещали Медведев и Путин, так, в общем, и произошло. Они говорили, что обновление продолжится. И это обновление было обеспечено за счет того, что заместители министров и руководители департаментов становятся министрами.

В качестве плюса таких перестановок можно отметить появление у чиновников резкой чувствительности к общественному мнению, которую так долго ждали. Отставку в большей части регионов непопулярных министров можно рассматривать как шаг навстречу общественному мнению, как учет фактора политической деловой репутации в том, что касается назначений, а не как реальное недовольство работой. Потому что, опять же, замы становятся преемниками. Этот факт говорит скорее о том, что в целом серьезных содержательных претензий у политического руководства страны к министерскому корпусу нет.

Также стоит отметить структурные решения, которые, в основном, разумны. Основных - три. Речь идет о создании министерства по Дальнему Востоку (притом, что руководитель министерства оставляет за собой статус полпреда). Это очень хорошее и правильное решение, которое обозначает приоритеты в государственной политике.

Еще одно разумное решение - разделение Минздравсоцразвития на два министерства.

А вот более странное структурное решение – это создание отдельного министерства по связям с открытым правительством.

Политический блок Медведева в новом правительстве несколько сузился. Он представлен Дворковичем, Сурковым и Абызовым. Позиции сохранили Коновалов и Сердюков. Несмотря на то, что непосредственно членов команды Медведева в правительстве не так много, в целом состав правительства скорее характеризует Медведева как потенциально сильного премьера. Большая часть назначенцев – это достаточно молодые технократы, которые пока не являются политическими и административными тяжеловесами или явными ставленниками каких-то групп влияния. А это значит, что они будут ориентироваться преимущественно на свое формальное руководство - на Медведева как премьера и, разумеется, президента Путина.

На мой взгляд, команда молодых технократов предпочтительна и органична именно для Медведева, потому что если бы это была команда опытных тяжеловесов и крупных политических фигур, то это означало бы, что по сути, Медведев возглавляет некое коалиционное правительство. Коалиционное не между партиями, а между влиятельными кланами. Новое правительство таким не выглядит. Если в правительстве были бы коалиции кланов, то роль Медведева могла быть гораздо более скромной. А в случае с молодыми технократами роль Медведева будет соответствовать его формальной позиции руководителя, главы кабинета министров.

Состав правительства говорит о Медведеве как сильном премьере, а небольшое количество людей Медведева в кабинете министров связано лишь с тем, что его собственная команда весьма ограничена. Просто кадровая скамейка запасных у Медведева не так велика.

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".