Статья
2049 27 июня 2012 10:28

Путин в Совете Федерации

Президент России Владимир Путин внес в парламент законопроект о новом порядке формирования Совета Федерации. Об этом глава государства сообщил, выступая в верхней палате парламента.

В настоящее время каждый регион в Совете Федерации представлен двумя сенаторами, одного из которых выдвигает законодательная власть субъекта, а второго – исполнительная. Между тем ранее спикер Совфеда Валентина Матвиенко инициировала законопроект об избрании членов Совфеда, в соответствии с которым один сенатор будет выдвигаться из состава регионального парламента, а второго станут выбирать вместе с губернатором.

«Суть законопроекта в том, что кандидаты на пост губернатора предлагают избирателям трех возможных представителей в Совете Федерации. И вместе с ними проходят выборы. Избранный губернатор делегирует в верхнюю палату того кандидата из списка, который набрал наибольшее количество голосов. Если по какой-то причине сенатор прекратит свои полномочия, на его место заступает следующий по рейтингу», – пояснила Матвиенко суть изменений в мартовском интервью журналу «Итоги».

Выступая перед сенаторами, Путин высказался в поддержку реформы Совета Федерации, предложенной Матвиенко.

«Прежде всего, сенаторский корпус должен состоять из людей, непосредственно связанных с регионом», – подчеркнул глава государства.

Путин отметил, что существовавшая процедура выдвижения кандидатов давала поводы для различных спекуляций, и от этого нужно уйти. «Единственное правильное решение, что Совет Федерации должен формироваться с учетом волеизъявления избирателей», – сказал президент.

По его словам, «порядок формирования Совета Федерации должен стать более демократичным, а сама верхняя палата – более "региональной" по своему составу». Как отметил Путин, «такое решение в результате совместного обсуждения удалось найти, и оно полностью отвечает логике развития нашей политической системы в целом».

Как рассказал президент, законопроект о новом порядке формирования Совета Федерации предполагает, что претендент на пост губернатора в ходе предвыборной кампании должен определить трех кандидатов в сенаторы, одного из которых он обязан в случае победы назначить своим представителем в Совете Федерации.

По словам главы государства, «фактически тот человек, который намерен избираться губернатором, будет представлять гражданам не только себя, но и ключевых участников своей команды, и берет на себя полную политическую и личную ответственность за выдвинутых кандидатов в Совет Федерации».

«Если кто-то из вновь назначенных кандидатов сложит по каким-то причинам свои полномочия или уйдет из палаты, ему должна быть полноценная замена», – добавил Путин.

Он отметил, что по новому закону сенаторами от законодательной власти регионов смогут стать только члены местных парламентов. «Естественно, что представитель законодательного органа власти в Совете Федерации также должен не просто иметь непосредственную связь с регионом, но и быть избранным представителем населения субъекта Федерации, то есть пройти через региональные выборы, получить поддержку граждан», – сказал глава государства.

Он также сообщил, что в случае принятия закона губернаторы и законодательные собрания регионов не смогут инициировать прекращение полномочий сенаторов от субъектов Федерации. По мнению Путина, это укрепит независимость и политический вес каждого сенатора.

Отметим, что в настоящее время и законодательная, и исполнительная власть может инициировать отзыв своего представителя из Совета Федерации.

Отвечая на вопросы сенаторов, Путин заявил, что пока не считает необходимым менять Конституцию для того, чтобы ввести прямые выборы члена Совета Федерации.

«Мы думали над возможностью избрания члена Совета Федерации через прямое голосование, но в Конституции прописано, что верхняя палата формируется из представителей исполнительной и законодательной властей субъектов Федерации. Там не написано, что палата должна формироваться путем прямого голосования граждан. Чтобы реализовать полностью идею (прямых выборов сенаторов – ред.), нужно поменять Конституцию. Я не думаю, что в данном случае мы должны это делать прямо сейчас. Но в целом в будущем, я думаю, и это возможно», – сказал президент.

По мнению Путина, внесенный им законопроект о новом порядке формирования Совета Федерации предполагает, что избирание кандидатов в сенаторы вместе с губернатором – «это все-таки форма прямого голосования, а не через выборщиков».

Кроме того, в своем выступлении в Совете Федерации президент отдельно подчеркнул, что верхняя палата должна оставаться беспартийной. «При новом порядке формирования верхней палаты должен сохраниться непартийный принцип работы Совета Федерации. Это не значит, что сенаторы не могут быть членами той или иной партии, но они не смогут создавать в палате фракции и иные партийные объединения», – заявил Путин.

Глава государства также сообщил, что подписал закон об установлении 27 апреля Дня российского парламентаризма. По его словам, такая дата выбрана в честь первого заседания Госдумы РФ, которое состоялось в 2006 году. «Это послужит еще одним символом преемственности наших государственных и парламентских традиций», – сказал Путин.

Отметим, что в качестве президента Путин последний раз принимал участие в заседании Совета Федерации в декабре 2001 года.

Комментарии экспертов

Этот законопроект предлагает сложную процедуру избрания сенаторов, которая может все запутать. Другое дело, что он улучшает нынешнюю ситуацию.

У нас до этого фактически не было выборов в Совет Федерации. Прямые выборы были только в первый созыв 1993 года, потом эту палату стали формировать уже из глав законодательных собраний и губернаторов, что тоже было глупостью – как губернатор может быть членом законодательной власти?

Постепенно мы возвращаемся к ситуации выборности. Сейчас схема недостаточно продумана – раньше был центр оседлости, а сейчас члену Совета Федерации необходимо избраться в одном из регионов.

В сравнении с нынешней системой есть шаг вперед, потому что повышается элемент выборности – люди голосуют за губернатора и при этом одновременно выражают свое отношение и к потенциальным членам Совета Федерации. Но этот промежуточный этап мог бы быть и покороче.

До конца не понятно, почему надо идти именно по такой сложной схеме, и каких-то внятных аргументов именно за такую систему я у автора законопроекта не услышал.

Хотелось бы, чтобы этим изменения в Совете Федерации не ограничились. Сама палата нуждается в реформировании. Даже Матвиенко, которая грозилась изменить палату, пока не может исправить ситуацию.

Не надо останавливаться на реформировании системы избрания. Важно не забыть, что и сама палата нуждается в серьезном изменении, потому что в нынешнем виде она выглядит очень странно.

Надеюсь, что сенаторы сами озаботятся той ролью, которую они играют в современной системе власти, поскольку роль эта крайне значительна.

Процедура выборности Совета Федерации – процесс позитивный. Это усиливает Совет Федерации, придает ему дополнительную легитимность, дает возможности большего влияния граждан на власть.

Эта процедура придает смысл Совету Федерации, который в последние годы существует просто потому, что упомянут в Конституции и его сложно запустить и упразднить.

С другой стороны, предлагаемые схемы выборности носят компромиссный характер, и, по сути, напоминают во многом урезанную схему губернаторских выборов. Я думаю, есть вполне конституционные пути прямых выборов в Совет Федерации.

В условиях произошедшей частичной ревизии политической реформы предложенная схема выборности сената может носить крайне компромиссный характер. Это может не повысить выборность Совета Федерации и не создаст серьезного выхлопа для общественного пара.

Если кампания будет проходить в усеченном виде, то интерес избирателей к ней может оказаться невысоким.

Не думаю, что этот проект как-то кардинально изменит статус палаты как государственной институции. Изменения произойдут в сторону усиления особой значимости отдельно взятых сенаторов. Одно из другого не следует. Если сенаторы станут сильнее, сам Совет Федерации может стать сильнее, а может и не стать.

В данном случае мы опустим выборность. Во-первых, она предусмотрена только для половины сенаторов. Во-вторых, они идут прицепом к губернаторам. Поэтому говорить о выборности в полном смысле этого слова, пожалуй, не приходится. Это все-таки не первичная легитимность.

Другое дело, что сама эта реформа усиливает независимость сенаторов от региональных руководителей, парламента, губернаторов, администрации и так далее. Эта независимость сильна и сейчас, но ее увеличивают еще больше.

У нас очень часто путают, называя сенаторов представителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Между тем Конституция достаточно четко прописывает, что сенатор - это представитель регионов, а не региональных органов власти.

Региональные органы власти обязаны в соответствии с Конституцией назначить, избрать или еще каким-то образом определить представителей регионов в Совете Федерации. Но это назначение, избрание и так далее не делает этого представителя представителем самих этих органов.

Нынешняя реформа в значительной степени устранит ту неопределенность, которая позволяла рассматривать членов Совета Федерации как представителей органов власти. Они станут в полной мере представителями регионов.

Понятно, что простому человеку от этого не жарко и не холодно. Это элитная тема, которая касается достаточно узкого круга людей. Но из-за этого она не становится незначительной. Это существенное изменение в балансе между важными составляющими региональной и федеральной власти.

Что касается возможных изменений в Конституции в целях прямой выборности в Совет Федерации - на мой взгляд, ради одного отдельно взятого Совета Федерации такую реформу городить не станут. Если же будут задуманы еще какие-то реформы, то впоследствии может быть введена и конституционно прямая выборность.

Инициативы власти относительно изменения принципов формирования верхней палаты были ожидаемы по одной простой причине: сейчас у нас существенно трансформируется схема наделения власти легитимностью. Это не политический кризис, это естественная трансформация.

В девяностые годы у нас существовала одна система легитимации власти, в нулевые вторая, сейчас власть разрабатывает третью систему. В нулевые годы в силу политических особенностей легитимность строилась сверху вниз.

Народ на президентских выборах (носивших характер плебисцита) подтверждал свое доверие Владимиру Путину или тому кандидату, которого он рекомендовал в лице Дмитрия Медведева, и этого было достаточно. После этого в течении четырех лет президент делился легитимностью практически со всеми должностными лицами, в том числе и с назначаемыми губернаторами, а губернаторы уже назначали представителей в Совет Федерации.

Сейчас у нас постепенно меняется общественный запрос, и необходимо менять систему легитимации власти. Она должна выстраиваться уже не только сверху вниз, но и снизу вверх.

В процессе формирования органов государственной власти все более широкое распространение будет получать процедура выборности. Это не обязательно возвращение в девяностые годы, о котором так ностальгируют наши либералы старого разлива.

Это видно по схеме изменения наделения полномочиями губернаторов, которая еще пока будет обкатываться на осенних выборах. Есть закон, но пока неясно, как он будет работать. Власть протестирует его 14 октября, и, возможно, по итогам выборов как-то скорректирует.

Сейчас есть схема изменения наделения полномочиями сенаторов тоже в сторону увеличения роли выборности – пусть ограниченной, но выборности. Люди будут отдавать свой голос за губернатора, и за того человека, которого предлагают в сенаторы. Тем самым они уже буду брать на себя ответственность как за нового губернатора, так и за нового сенатора. Введение элементов выборности в механизм формирования государственных органов будет способствовать большей устойчивости политической системы.

Для каких-то бюрократов, которые прикипели к своим креслам в нулевые годы и не хотят ничего менять, это будет дискомфортно. Они привыкли все решать в тиши кабинетов.

Но с точки зрения устойчивости политсистемы это актуально. Большая публичность в политике в условиях реалий десятых годов будет способствовать стабильности политической системы, которая начала в последние полгода заметно расшатываться.

Радикальному повышению статуса Совета Федерации могла бы способствовать прямая выборность. Но существует конституционное положение, согласно которому сенатор представляет не просто регион в целом, но и законодательную и исполнительную власть этого региона. Соответственно, должны быть каким-то образом дифференцированы представительства, исходя из наличия двух ветвей власти в субъекте федерации. Прямая выборность такой дифференциации не подразумевает, из-за этого возникают сложные схемы. 

Похожая схема действовала и раньше, когда губернатор мог либо сам непосредственно присутствовать в Совете Федерации, либо назначить туда того, кого он считал нужным. Сегодня эта схема реализуется в компромиссном виде, когда сенатору придается некая дополнительная электоральная легитимность, - пусть и косвенно, но он участвует в выборном процессе. 

По сути, это означает всего лишь механизм отсечения претендентов с плохой репутацией. При прочих равных губернатор не захочет давать дополнительные карты противникам в ходе избирательной кампании, рекомендуя популярных и одиозных претендентов на сенаторские позиции. 

Но, с другой стороны, нельзя, конечно, быть уверенным и в том, что он будет представлять на эти позиции тех людей, которые имеют потенциал доверия в регионе, которые популярны в регионе. С одной стороны, это может принести ему дополнительные очки в ходе избирательной кампании. С другой стороны, это остается вопросом доброй воли кандидата в губернаторы. 

Поэтому по сравнению с фактическим назначением со стороны губернатора предлагаемая схема - более прогрессивная, а по сравнению с прямыми выборами - менее удачная. Но в любом случае надо иметь в виду, что это касается половины сенаторов. Остальная половина квотируется в соответствии с действующими принципами, когда делегируют в Законодательное собрание из собственного состава регионов. 

То есть таким образом конституционный принцип будет реализован, будет обеспечено представительство как законодательной, так и исполнительной властей региона. И есть шанс на то, что сенаторы все-таки будут несколько больше привязаны к интересам своего региона, чем сегодня, когда они в значительной степени могут представлять его лишь формально.

Новый механизм выборности сенаторов означает усиление влияния губернаторов. По сути, открыто признано, что губернаторы могут ставить в Совет Федерации своего человека. И это вкупе с некоторыми другими реформами (кстати говоря, и прямой выборности той же самой) в целом означает увеличение политического веса губернаторов в нашей политической системе. 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".