Статья
1595 3 июля 2012 12:40

Выборный сентябрь

Госдума во вторник приняла в третьем, окончательном чтении закон, устанавливающий в России единый день голосования - во второе воскресенье сентября. 

За принятие данного закона проголосовали фракции «Единая Россия» и ЛДПР; фракции КПРФ и «Справедливая Россия» заявили о категорическом несогласии с установлением такого дня во второе воскресенье сентября.

В результате голоса распределились следующим образом: 291 - «за», 152 - «против».

Выборы по новым правилам пройдут в сентябре 2013 года, передает «Интерфакс».

В настоящее время выборы различных уровней проводятся дважды в год - весной и осенью (в марте и октябре).

Соответствующие изменения вносятся в законы «О политических партиях» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Если сроки полномочий выборных органов госвласти субъектов и органов местного самоуправления истекают в год проведения выборов депутатов Госдумы, выборы проводятся в день избрания федерального парламента.

Предусмотрено, что одномандатные и многомандатные избирательные округа образуются сроком на 10 лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории.

Избирательные участки, участки референдума, в соответствии с законопроектом, образуются сроком на 5 лет. Уточняются также порядок формирования и полномочия избирательных комиссий.

Закон направляется на рассмотрение в Совет Федерации. 

22 июня законопроект был принят во втором чтении.

Напомним, что инициаторами законопроекта выступили члены думской фракции ЛДПР. Изначально предлагалось проводить единый день голосования в четвертое воскресенье марта. Однако профильный комитет изменил дату, перенеся ее на второе воскресенье сентября.

Изменение даты вызвало недовольство оппозиционных фракций. Они заявили, что не будут голосовать за этот вариант законопроекта, аргументировав это тем, что предвыборный период в таком случае приходится на летние месяцы, что затрудняет общение с избирателями.

Однако Госдума голосами «Единой России» сумела провести законопроект и принять его во втором чтении.

Как сообщали «Актуальные комментарии», инициативу введения единого дня голосования поддержал глава российского правительства Дмитрий Медведев.

«На счет сентября у меня нет возражений. Месяц хороший, достаточно теплый, настроение хорошее, хочется ходить на выборы», - сказал Медведев на встрече с главами регионов, представителями региональных законодательных собраний и органов местного самоуправления.

Как отмечал вице-спикер Госдумы, секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов, переход на «единый день голосования» позволит сэкономить бюджетные средства и повысить эффективность региональных властей.

В свою очередь председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев высказывал мнение, что единый день голосования позволит концентрировать активность избирателей и вести политическим партиям планомерные кампании по выдвижению своих кандидатов и разъяснению их программ.

Установление единого дня голосования отвечает интересам большинства жителей регионов, полагает глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. «Как представитель Камчатского края, могу сказать совершенно определенно, что введение одного единого дня голосования в году - это то, чего хотят жители многих регионов России», - заявила она. По ее словам, это дает возможность «не превращать их жизни только в межвыборные циклы». 

Политолог, завкафедрой общей политологии Высшей школы экономики (ВШЭ) Леонид Поляков заявлял также ранее, что реализация инициативы об учреждении единого дня голосования ежегодно принесет целый ряд преимуществ политическим партиям, будущим губернаторам, избирательным комиссиям, а также найдет поддержку у избирателей.

«Мне кажется, что введение единого дня голосования - это абсолютно правильное решение», - сказал Поляков.

Как отметил политолог, в этой инициативе заключается сразу несколько важных моментов. По словам Полякова, она учитывает интересы будущих губернаторов регионов. «Мы вступаем в новую эпоху, когда избирательный процесс будет распространяться практически на все и в первую очередь на выборы губернаторов. То, что выборы, в том числе губернаторские, будут теперь раз в году, в начале сентября даст возможность тем, кто займет губернаторский пост, вступать в должность в тот момент, когда еще только формируется бюджет региона», - пояснил эксперт.

Как он отметил, раньше получалось так, что губернатор приходит на свой пост и получает от своего предшественника наследие, за которое он фактически отвечать не мог. «Теперь, когда бюджетный процесс начинается именно в сентябре, новоизбранный губернатор этот процесс будет контролировать и форматировать его под себя, под конкретные задачи и программы», - рассказал Поляков.

Кроме того, эта мера очень важна для партий, считает завкафедрой общей политологии ВШЭ. «При нынешней системе, когда существует семь партий, два дня для голосования в марте и в декабре - это еще ничего. Но с принятием нового закона их будут десятки», - отметил Поляков.

Эксперт напомнил, что по закону партия обязана регулярно участвовать во всех выборах, чтобы не выпасть из списка зарегистрированных. «Пока у нас этот партийный "молодняк" не подрос, очень разумно было бы перейти к единому дню голосования ежегодно», - подчеркнул Поляков. «Тогда партии действительно будут иметь избирательный цикл в один год, когда можно будет и подготовиться с финансовой точки зрения, и провести соответствующую работу с избирателями. Короче говоря, подготовиться к очередному избирательному дню во всеоружии», - пояснил он.

Комментарии экспертов

Идея введения единого дня голосования вполне понятна. Задача была объединить выборы, которые проходят в стране.

Сейчас у нас два дня голосования, а будет один день. По идее, это должно увеличить явку на выборы. Теперь фактически все выборы будут проходить в один день.

Гражданам нужно будет выбрать только одно воскресенье и проголосовать. С точки зрения повышения активности этот ход должен сработать.

В году физически меньше дней голосования, выборы не так приедаются, и, соответственно, уж раз в год, я думаю, гражданам будет гораздо проще проголосовать. Тем более что осень – период, когда сложно сослаться на огородничество или на летние отпуска.

Дети идут в школу, дачный сезон закончился, и в этом плане в крупных городах должно быть больше населения, что тоже должно способствовать увеличению явки.

Есть аргументы и по поводу переноса именно на сентябрь. Если мы говорим про возвращение выборов губернаторов, то губернатор избирается в сентябре, соответственно, успевает провести кампанию по принятию бюджета на следующий год. Следующий год и первый свой год в новой должности он работает с тем бюджетом, который сам непосредственно принимал.

Если же выборы переносятся на ноябрь, например, то губернатор должен работать с тем бюджетом, который принимал его преемник. Это тоже аргумент в пользу того, чтобы провести выборы осенью – но не поздней осенью, а ранней. Так что аргументы в пользу того, что единый день голосования повысит явку, есть.

Для введения единого дня голосования есть несколько резонов. Первый - это выбор даты, которая устроит абсолютное большинство избирателей.

Начало осени - время, когда люди возвращаются из отпусков, школьники и студенты начинают учебу, поэтому и родители уже на месте, и для них участие в выборной кампании любого уровня (муниципального, регионального, а в будущем и федерального) будет вполне удобно.

Выборы мэров Омска и Красноярска (где явка была 17 и 20 процентов) пришлись на июнь, дачный сезон. Люди не готовы жертвовать воскресеньем, своим отдыхом, своими заботами на садах-огородах, и идти голосовать. С точки зрения явки выбор этой даты и установка единого дня голосования каждый год должна принести результат.

Участие избирателей в голосовании - принципиально важная вещь. Власти любого уровня должны быть легитимными, а легитимность зависит от количества участников выборов. Если мэра выбирают 17%, то, даже если он прекрасный человек и выборы прошли абсолютно честно, как это было и в Омске, и в Красноярске, понятно, какое к нему будет отношение.

Сам факт минимальной явки подрывает доверие. Огромное число людей как бы не считает себя участниками этого политического процесса. Для того, чтобы это исправить, нужно ввести удобный день, когда все смогут проявить свою гражданскую позицию и определить свои политические пристрастия.

Второе соображение - если устанавливается единый день, можно совмещать выборы нескольких уровней сразу. Это даст существенную экономию. Если выборы рассыпаны по всему году, один раз выбирается городская Дума, следующий раз - мэр, потом губернатор, потом законодательное собрание региона - это четыре разных дня выборов.

Если удается совместить все выборы в один день в году, это даст очень серьезную бюджетную экономию. У нас есть куда потратить деньги.

Третий момент - чисто психологический. Когда люди точно знают, что есть определенная дата, появляется привычка. Иногда даже информировать уже не надо - люди знают, что в этот день будут выборы.

Сейчас каждая избирательная кампания частично ведется в пользу того, чтобы люди просто пришли. В случае установления единой даты через пару лет в сознании каждого россиянина будет твердо определено, что второе воскресенье сентября - день выборов, ты можешь приходить и голосовать. На фоне того, что происходит сейчас, я вижу только плюсы в пользу такого решения.

Введение единого дня голосования усложнит жизнь для тех, кто собирается в политике работать по минимуму. Но ведь политические партии по определению - это партии, которые должны охватывать максимум избирателей.

Единый день голосования - это стимул. Если хотите работать, если хотите добиваться успехов, если хотите полноценно участвовать во власти - находите возможности привлекать новых людей в каждом регионе.

Обходиться дюжиной раскрученных медиа-персон - это нечестно по отношению к избирателям. Мы долго и справедливо обсуждали проблему так называемых паровозов, тяжеловесов, которые ставятся во главе списка, а потом не входят в Законодательное собрание, куда они избирались. Здесь такая же ситуация.

Это стимул для того, чтобы партии развивались, чтобы и правящие партии, и оппозиционные партии находили возможности привлекать новых людей. Единый день голосования - удачный выбор, потому что сейчас в политике огромный запрос на новизну, регистрируется большое количество новых партий.

Единый день голосования действительно повысит явку, потому что ему предшествует определенная пиар-раскрутка, интенсивная избирательная кампания, да и основные политические игроки готовятся к нему целенаправленно.

Ситуация во многом будет зависеть от региона: где действительно есть какие-то серьезные проблемы, там явка будет выше и население будет голосовать более активно.

При этом явка не обязательно будет высокой. Она может быть и средняя, и низкая, но таковы электоральные реалии не только России, но и во всем мире. Сейчас практически нет стран (за исключением таких, где наблюдаются какие-то острые политические и религиозные национальные конфликты), где явка форсируется противоборствующими сторонами.

Введение единого дня голосования в начале осени - не самая лучшая идея.

Смысл ее сугубо тактический, я бы даже сказал, технологический. Власти и «Единая Россия» считают, что таким образом они обеспечат себе лучшие возможности для голосования - с учетом того, что значительная часть избирательной кампании будет в результате приходиться на вторую половину лета, когда граждане больше заняты отдыхом, своими дачными участками, и им не до политики.

Реконструируя то, что говорилось по этому поводу представителями этой партии, думаю, они считают, что таким образом смогут отсечь протестные голоса и добиться лучшего результата на выборах.

Разговоры о том, что этот день нужен с точки зрения бюджетного процесса или с точки зрения экономии каких-то средств - это несерьезно, это отговорки, которые придумываются на ходу. От таких действий попахивает волюнтаризмом.

С точки зрения явки введение единого дня голосования скорее будет работать на более низкую явку, а более низкая явка, как известно, играет на руку «Единой России» - чем ниже явка, тем лучше результат «Единой России».

Это известная закономерность и в ней нет ничего нового. Последние выборы в Омске и в Красноярске показали, что именно так и есть.

Просто партия, которая доминирует в парламенте, меняет законодательство так, как ей удобно. Раньше они стеснялись это делать - теперь не стесняются. Раньше побеждали по-другому, а теперь для того, чтобы побеждать, нужны вот такие ухищрения.
 

Решение о введении единого дня голосования - это очень непростое решение. Безусловно, оно сделает жизнь политических партий более сложной - причем как оппозиционных политических партий, так и партии «Единая Россия».

Понятно, что в том случае, если выборы проходят не в один день, у каждой из политических партий есть возможность сосредоточить свои усилия (прежде всего организационные) по ведению избирательных кампаний на конкретном небольшом количестве регионов.

В том случае, если таких регионов одновременно десять и более (как будет в следующем году), организационные и финансовые ресурсы любой политической партии существенно перенапрягаются. Это верно для любой партии, в том числе и для партии «Единая Россия».

С другой стороны, введение голосования в один и тот же день сделает подбор тех людей, которых представляет партия, более серьезным и более детальным.

Раньше для различных партий (в том числе и оппозиционных) активно работал такой метод, как представление на участие в региональных выборах федерального кандидата, который и не планировал выигрывать, но участвовал, пользуясь своим федеральным рейтингом. И такой кандидат использовался на протяжении целого ряда региональных выборов. Например, когда Жириновский шел на выборы в каком-то регионе в виде лидера списка в Законодательное собрание партии ЛДПР. Аналогично действовали Коммунистическая партия и другие оппозиционные партии.

Сейчас это уже не удастся, потому что один и тот же человек не сможет одновременно выдвигаться в качестве губернатора в десяти регионах. Каждой из партий придется подбирать людей, которых они будут поддерживать на выборах, более детально.

Это естественным образом сделает процесс подбора более демократичным. На выборах в губернаторы, на выборах в законодательные собрания им придется поддерживать второй и третий эшелон представителей своих партий.

Это сделает и политический процесс в целом по России более демократичным и более направленным на подключение большего количества людей, позволит вывести второй и третий эшелон в различных политических партиях на арену, а не будет оставлять весь фокус внимания политических партий исключительно на их лидерах. Поэтому одно из глубинных последствий этого законопроекта достаточно позитивное.

Само время для голосования нужно еще оценить - будет ли на этих выборах достаточная явка. Но когда голосование идет в благоприятное еще и с точки зрения погодных условий время, понятно, что люди с большим удовольствием участвуют в выборах, чем, например, в декабре, поэтому, скорее всего, это увеличит явку населения.

С другой стороны, есть еще одна сложность - мы понимаем, что летние месяцы являются временем для отдыха, поэтому людям, которые будут организовывать избирательную кампанию различных партий, придется дополнительно активизировать свою работу.

Законопроект, безусловно, правильный. Насколько верно подобран сам день - это покажет только практика. Не исключаю, что его придется несколько сдвинуть.

Что же касается самих последствий - я считаю, что законопроект заставляет все политические партии работать более активно, делает их работу более демократичной и позволяет ввести в политику второй и третий эшелон представителей этих партий.

Единый день голосования положительно влияет на повышение явки.  Люди приходят участвовать сразу в некотором пакете выборов, и политическая составляющая усиливается. Если будет единый день голосования, важно, чтобы против явки не работали сезонные факторы. Условно говоря, начало сентября может работать против явки, а октябрь уже нет. Такие детали надо учитывать.

Главный способ получить явку – это политическая конкуренция, в которой избирателю интересно было бы поучаствовать.

Но здесь важно пройти между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, полное отсутствие альтернативы и предсказуемость, пассивность конкурентов явку понижают. С другой стороны, ее точно так же понижает грязная избирательная кампания, когда всем кандидатам удается дискредитировать друг друга и одновременно и сами выборы.

Только интенсивная и цивилизованная конкуренция повышает явку. Но это политическое условие, а не формальное, где-то оно будет соблюдаться, где-то нет - это зависит как раз от того, как сложилась ситуация в конкретном регионе на конкретных выборах.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".