Статья
1361 6 декабря 2024 15:07

Трамп 2.0: агрессивный подход к дипломатии

США с возвращением Трампа в Белый дом, скорее всего, вернутся к «импульсивному и агрессивному» подходу к дипломатии, считают эксперты западных аналитических центров. Какой, предположительно, будет внешняя политика Трампа — в нашем материале.

Трамп намеренно не раскрывает детали плана по урегулированию украинского конфликта, полагает Эндрю Дэй — автор издания Responsible Statecraft американского аналитического центра Института ответственного государственного управления Куинси. «Трамп утверждает, что не может раскрыть детали плана. По его словам, будет лучше договориться с Путиным и Зеленским за закрытыми дверьми, а это значит, что пока нужно молчать о конкретных деталях. Несмотря на сдержанность Трампа, есть признаки того, что он будет настаивать на сделке — и признаки того, что и Путин, и Зеленский пойдут на это. Этой осенью Джей Ди Вэнс, которого Трамп назначит на пост вице-президента, изложил вероятный вариант урегулирования: нынешние линии боевых действий становятся демилитаризованной зоной, Киев сохраняет свою независимость, а Россия получает гарантии того, что Украина не вступит в НАТО. Предположительно, за Москвой также на международном уровне закрепят территории. Есть основания полагать, что украинцы согласятся на такую сделку. Недавний опрос Gallup показал, что впервые более 50% украинцев хотят, чтобы их правительство вело переговоры об урегулировании „как можно скорее“. Среди респондентов, выступающих за скорейшее урегулирование, 52% заявили, что Киев должен быть готов пойти на территориальные уступки. После победы Трампа на выборах украинские чиновники стали спокойнее относиться к идее уступки территорий. Путин, со своей стороны, возможно, также готов согласиться на сделку в версии Вэнса. Если сторонам удастся приблизиться к соглашению, самой сложной проблемой останется вопрос о гарантиях безопасности для Украины. Киев желает немедленного вступления в НАТО, а Москва будет пытаться предотвратить это. Но переходная команда Трампа обсуждала 20-летний мораторий на вступление Украины в НАТО, что позволяет предположить, что он может выступить с компромиссом». В то же время автор отмечает, что «нет никаких гарантий, что Трамп предпримет шаги, необходимые для прекращения конфликта, а не для его расширения».

У Трампа «жесткий подход» к правам человека, утверждает Мирейя Фаро Сарратс — сотрудник по связям с общественностью европейского аналитического центра ECFR. «Непредсказуемый характер Трампа, его антиевропейская администрация и склонность к общению с авторитарными лидерами могут привести к тому, что Европейский союз и его союзники окажутся в изоляции в своих усилиях по поддержанию западных демократических ценностей. В период с 2016 по 2020 год Трамп в значительной степени игнорировал международные договоры, подрывал многосторонние организации и отказывался от инициатив по защите граждан, живущих в условиях авторитарных режимов. Вторая победа Трампа на президентских выборах означает, что США, скорее всего, вернутся к этому импульсивному и агрессивному подходу к дипломатии. Дальнейшее потенциальное отсутствие приверженности США демократическим альянсам может, подобно подходу Венгрии, служить ее политическим целям, уменьшая зависимость страны от многосторонних рамок. Более того, политика защиты прав человека вполне может уступить место политике, ставящей во главу угла американские стратегические интересы в ущерб защите основных свобод и соблюдению международных дипломатических стандартов. Усиление отрыва США от таких альянсов, как НАТО, позволит принимать более односторонние меры, поддерживать экономическую позицию Трампа „Америка превыше всего“ и сокращать многосторонние обязательства для открытия двусторонних сделок, направленных на получение краткосрочной экономической выгоды. Предыдущая администрация Трампа часто выступала против инициатив по защите прав женщин, поддерживаемых ООН. Кроме того, в 2017 году США отступили от международного сотрудничества в области миграции, выйдя из Глобального договора ООН по миграции, и в условиях эскалации конфликтов на Ближнем Востоке и на Африканском Роге перемещенные лица вряд ли получат какую-либо поддержку со стороны Вашингтона в ближайшие годы».

Трампу следует пересмотреть свой подход к Центральной Азии, считает Люк Коффи — старший научный сотрудник американского аналитического центра Hudson Institute*. «Центральная Азия — область, имеющая важное геополитическое и экономическое значение. Пять центральноазиатских республик — Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан — расположены в самом центре Евразийского континента. С момента обретения независимости в 1991 году после распада Советского Союза они постепенно разработали уникальную внешнюю политику и национальную идентичность. Стратегически расположенная на историческом перекрестке торговых и транзитных путей, Центральная Азия на протяжении тысячелетий играла важнейшую роль в евразийской торговле. Регион, особенно вблизи Каспийского моря, также богат природными ресурсами и обладает значительным экономическим потенциалом. Несмотря на его важность, американские политики часто упускают Центральную Азию из виду. После терактов 11 сентября 2001 года США улучшили отношения с некоторыми странами Центральной Азии благодаря военным операциям в Афганистане. Однако по мере того, как интересы США в Афганистане уменьшались, ухудшалось и взаимодействие с другими странами региона. Ни один действующий президент США никогда не посещал Центральную Азию, и лишь несколько визитов состоялись на уровне кабинета министров. Отсутствие внимания на высоком уровне свидетельствует о более широком отстранении, что может подорвать стратегические интересы США. Последняя стратегия США для региона, опубликованная в феврале 2020 года, появилась во время первого срока Трампа. Изначально она была хорошо оценена, но сейчас уже устарела. В стратегии 2020 года основное внимание уделялось роли Афганистана в региональной динамике, что стало менее актуальным после вывода войск США и возвращения талибов** к власти. Кроме того, пандемия COVID-19 и проведение Россией СВО изменили геополитические и экономические ландшафты, что потребовало переоценки приоритетов США в Центральной Азии».

Пока неясно, как Трамп будет взаимодействовать с Центральной Азией. «США должны поддержать государства Центральной Азии в сбалансировании их внешней политики. Эти страны прекрасно осознают свои геополитические, экономические и культурные связи с региональными державами, такими как Россия и Китай. США должны избегать представления о взаимодействии как о бинарном выборе между Западом и этими державами, а развивать отношения, которые признают региональные сложности, продвигая при этом взаимные интересы. Поощрение многогранной дипломатии позволит странам Центральной Азии сохранять автономию, взаимодействуя при этом со всеми основными мировыми игроками. Трамп должен стать первым президентом США, который посетит Центральную Азию, что послужит мощным сигналом приверженности этому региону. В то же время визиты официальных лиц США на высоком уровне будут символизировать возобновление взаимодействия. Визиты на уровне кабинета министров могли бы укрепить дипломатические связи и заложить основу для более глубокого сотрудничества».

* Деятельность организации признана нежелательной на территории России
** Организация признана террористической и запрещена в России
© 2008 - 2025 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".