Статья
3771 22 ноября 2024 16:02

Трамп готовится к эскалации

Отсутствие у Трампа последовательности во внешней политике означает, что у его советников есть широкое пространство для разработки и определения направлений деятельности США, поэтому внешняя политика новой администрации Трампа будет зависеть именно от них, отмечают эксперты западных аналитических центров. При этом они подчеркивают, что взгляды разных советников на внешнюю политику различаются. Какими могут быть действия новой администрации Трампа — в нашем обзоре.

Украина

Администрация Трампа может сократить поставки оружия Украине, считает Майда Руге, старший научный сотрудник европейского аналитического центра ECFR. «Майк Уолтц, которого Трамп намерен назначить на пост советника по нацбезопасности, весьма критично относится к расходам США на помощь Украине, утверждая, что они должны прекратить финансирование Украины и передать ответственность за оборону Украины богатым европейским странам, в частности, Франции, Германии и Великобритании. Уолтц также выступал против вступления Украины в НАТО. Марко Рубио, который станет госсекретарем США, также все чаще критикует поддержку Украины со стороны США. Он видит главную задачу Америки в том, чтобы „заставить устаревший внешнеполитический блок изменить приоритеты и сосредоточиться на самой насущной угрозе Америки — Коммунистической партии Китая“. И Уолтц, и Рубио хотят как можно скорее закончить украинский конфликт, передать ответственность за Украину Европе и переключить внимание США на события в Индо-Тихоокеанском регионе».

Трампу следует подготовиться к уступкам, если он ожидает, что Путин ответит взаимностью, пишет бывший британский дипломат Ян Прауд в статье для издания Responsible Statecraft аналитического центра Института ответственного государственного управления Куинси. «За четыре с половиной года работы в британском посольстве в Москве я усвоил один важный урок: Россия всегда реагирует взаимностью — как на агрессию, так и на взаимодействие. Взаимность — самый предсказуемый постулат российского государственного устройства, и политика России в отношении Украины служит прекрасной иллюстрацией. Волна популизма привела к власти Трампа в США и подорвала либеральные коалиции в Германии и Франции. Альтернативные голоса левых и правых призывают к взаимодействию с Россией, сжимая пространство для ястребиной политики, которая за десять лет привела нас к украинскому конфликту. Остается большой вопрос, насколько сильно Дональд Трамп повлияет на завершение конфликта? Трамп может внести большую ясность в цели США и Запада в отношении России и Украины, отказавшись от катастрофического инкрементализма Байдена. Сейчас Путин находится в выгодном положении, поскольку его армия продолжает набирать обороты с каждым днем. Это возвращает нас к вопросу о взаимности. В искусстве заключения сделки Трамп должен быть готов пойти на уступки, если он ожидает от Путина ответных действий. Для начала неплохо было бы вывести НАТО из конфликта и разработать продуманный план по смягчению санкций в рамках будущего мирного процесса».

Европа

Администрация Трампа потребует от Европы собственной ответственности за безопасность. Об этом свидетельствуют заявления избранного президента о том, кого он собирается назначить на различные должности в его будущей администрации, пишет Майда Руге. Таким образом, США планируют сосредоточиться на Китае и внутренних проблемах. «По мнению самого Трампа, кабинет министров его первого срока саботировал его внешнеполитическую программу. Он назвал многих своих советников первого срока „глобалистами и поджигателями войны“ и пообещал исключить их из своей второй администрации. Это подтверждается заявлением Трампа о том, что он не будет приглашать Майка Помпео и Никки Хейли вернуться в свой второй кабинет. На данный момент есть основания полагать, что приоритеты и сдерживающие факторы будут управлять политикой в отношении Украины. В первую очередь это касается противодействия вступлению Украины в НАТО и усиления ожиданий того, что европейцы должны взять на себя коллективную ответственность за предоставление гарантий безопасности Украине — и поддержать заключенное при посредничестве Трампа соглашение между Путиным и Зеленским. Существует также риск „дикой карты“ Трампа: он непостоянен и непредсказуем, и за время своего первого президентского срока уже колебался между различными внешнеполитическими „племенами“. Но в конечном счете отсутствие у Трампа последовательности во внешней политике означает, что у его советников по внешней политике также есть широкое пространство для разработки и определения направлений деятельности Америки. Хотя результаты, скорее всего, будут беспорядочными и непоследовательными, крайне важно, чтобы правительства европейских стран подготовились к внешней политике второго срока Трампа. Она и близко не будет похожа на первую».

Китай

Трамп может объявить Китай «самой большой угрозой». «Соединенным Штатам следует в первую очередь сосредоточиться на самых больших угрозах со стороны крупных, влиятельных стран, таких как Китай, и только потом уже — на всех остальных. С тех пор, как Трамп покинул пост президента в 2021 году, Китайская Народная Республика с каждым годом разрушает военное преимущество США. Неплатежеспособность союзников и партнеров США привела к тому, что Тайвань сталкивается, пожалуй, с наихудшей угрозой на Земле и тратит на оборону ничтожные 2,5% своего ВВП, усугубляя свою неплатежеспособность. Американские политики ухудшают ситуацию, не уделяя приоритетного внимания поставкам оружия на остров. Тайбэй все еще ждет американского оружия на сумму около 20 миллиардов долларов, которое он приобрел, но еще не получил, но администрация Байдена в июне ясно дала понять, что ее приоритетом в поставках оружия является Украина, а не Тайвань», — отмечает эксперт Cato Institute Джастин Логан.

Ближний Восток

Внешняя политика Трампа на Ближнем Востоке будет неоднозначной, считает Майда Руге. «Уолтц и Рубио сохраняют сильные примитивистские инстинкты в отношении Ближнего Востока, особенно в том, что касается израильско-иранской проблемы. В вопросе о поддерживаемых США военных ударах Израиля по Ирану их взгляды могут вступить в противоречие со взглядами таких политиков как будущий вице-президент Джей Ди Вэнс. Последний пообещал, что не поддержит санкционирование военных ударов по материковой части Ирана и стремится предотвратить любую эскалацию в регионе, которая может привести к усилению участия США. Конфликт возникнет и между ключевыми членами кабинета и „корпоративистским“ племенем, окружающим Трампа. Такие влиятельные личности, как Илон Маск, нынешний бывший исполняющий обязанности директора Национальной разведки США Ричард Гренелл, а также бизнесмен Джаред Кушнер, официально не принадлежат ни к одному из внешнеполитических „племен“. Но их сильные деловые интересы в других регионах мира — Маска в Китае, а Кушнера на Ближнем Востоке и в арабских странах Персидского залива — означают, что они не всегда согласны с идеями, которые продвигают другие члены кабинета Трампа, имеющие приоритет. Существует вероятность конфликта между деловыми интересами Маска в Китае и ястребиным подходом таких политиков как Уолтц, Вэнс или потенциальный следующий торговый представитель США Роберт Лайтхайзер. Замыслы Кушнера по установлению мира на Ближнем Востоке также могут не совпадать с теми, кто поддерживает выход США из региона и любой ценой избежать эскалации в отношениях с Ираном. Однако, напротив, вопросы внешней политики второго порядка будут полностью решаться теми, кто, как Гренелл, руководит и имеет свое мнение».

Администрация Трампа может потребовать продолжения поддержки Израиля, обратила внимание Майда Руге. Следующим послом в ООН Трамп назначил Элизу Стефаник. «В период с 2016 по 2020 год ее взгляды отличались от позиции Трампа по НАТО. Она также выступала против усилий по заключению соглашения с талибами*. Однако Стефаник проявляет себя как ярый приверженец Трампа, поддерживая его во время слушаний по импичменту после беспорядков в Капитолии 6 января 2021 года. Роль Стефаник, скорее всего, будет похожа на роль Хейли во время первого срока Трампа. В основном она выступала в защиту Израиля и отстаивала выход США из международных соглашений и институтов».

Трамп может заключить сделку с Ираном, считает Джамал Абди, президент Национального ирано-американского совета. «Встреча Маска с иранскими официальными лицами с целью разрядки напряженности может быть признаком того, что будущий президент может действительно противостоять неоконсерваторам и интервенционистам, которые препятствовали усилиям республиканцев и демократов по взаимодействию с Ираном и заставляли США увязать в конфликтах на Ближнем Востоке на протяжении целого поколения. Ключевые советники первой администрации Трампа, такие как Джон Болтон, Майк Помпео, Брайан Хук и Эллиотт Абрамс, усердно работали над тем, чтобы помешать Трампу использовать серьезные дипломатические варианты в отношении Ирана и заключить "лучшую сделку". Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, который всегда работал над тем, чтобы не допустить сближения США с Ираном, хвастался, что именно он манипулировал Трампом, чтобы тот отказался от соглашения и перешел к "максимальному давлению". Однако, по словам Трампа, он мог бы заключить иранское соглашение, если бы пробыл в должности еще одну неделю. Трамп даже заявил, что велел команде Байдена быстро заключить соглашение с Ираном, потому что он "передал администрации Байдена страну, которая была готова к сделке", но они не знали, как это сделать. Теперь у Трампа будет еще один шанс. Хотя переговоры Маска с иранскими чиновниками потенциально важны и могут стать признаком того, что крупного конфликта можно избежать, прогресс не придет легко. Во время первого срока Трампа президент Франции Эммануэль Макрон пытался уговорить президента Ирана согласиться на прямую встречу с Трампом. Сенатор Рэнд Пол пытался уговорить тогдашнего министра иностранных дел Ирана Джавада Зарифа приехать в Белый дом. Но эти попытки были в конечном итоге отвергнуты, вероятно, самим верховным лидером Ирана Али Хаменеи. Несмотря на хаос своего первого срока, Трамп говорит, что все еще хочет договориться. Трамп также выступил против санкций и заявил, что хочет их отменить, и резко отверг идею о том, что он должен добиваться смены режима в Иране под руководством США. Стремление Трампа к дипломатии, скорее всего, натолкнется на его советников-ястребов, которые не верят в переговоры. У Ирана есть президент-реформатор, который вел кампанию за отмену санкций и который вернул дипломатов, выступающих за сотрудничество. Их первоначальная реакция на действия Трампа выглядит открытой для переговоров, но осторожной, подчеркивающей, что Иран жестко отреагирует на любую эскалацию давления. Однако, в конечном счете, Верховный лидер — всегда осторожный в вопросах взаимодействия и стремящийся избежать любых возможных последствий переговоров — будет принимать окончательное решение о том, вести ли переговоры и как их вести. Во время первого срока Трампа он не был открыт для переговоров. Теперь ситуация может измениться».

* Движение «Талибан» признано в РФ экстремистским и запрещено
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".