«Транспортная Неделя - 2013»
В Москве прошли VII Международный форум и выставка «Транспорт России».
С 5 по 7 декабря декабря, в Москве, в комплексе «Гостиный Двор», в рамках «Транспортной недели-2013» прошли VII Международный форум и выставка «Транспорт России».
В торжественной церемонии открытия приняли участие руководитель Администрации Президента Российской Федерации Сергей Иванов, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Рогозин и Министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов.
Деловую часть Форума открыла пленарная дискуссия «Транспорт России: контуры инвестиционной политики», в ходе которой обсуждались вопросы привлечения частных инвестиций в проекты по модернизации транспортной инфраструктуры.
С приветственным словом к делегатам обратился руководитель Администрации Президента Российской Федерации Сергей Иванов. Он также зачитал официальное приветственное обращение Президента РФ Владимира Путина.
В своем обращении президент отметил, что «конструктивный настрой сегодня крайне важен, ведь перед отраслью стоят такие приоритетные задачи, как масштабное обновление инфраструктуры автомобильных и железнодорожных дорог, воздушного, морского, речного сообщений».
Также Владимир Путин сделал акцент на необходимости усовершенствования и обновления транспортного парка.
«Необходимо обеспечить транспортный парк современной, безопасной техникой и, конечно, активнее использовать механизмы государственно-частного партнёрства, уделять неустанное внимание привлечению в отрасль новых инвестиций», - цитирует слова президента пресс-служба Кремля.
В приветствии премьер-министра России Дмитрия Медведева, опубликованном на сайте организаторов «Транспортной недели-2013», также была обозначена одна из важнейших задач в сфере развития транспорта – модернизация транспортной системы за счет внедрения современных технологий.
«Сегодня важно системно и последовательно заниматься модернизацией транспортной инфраструктуры, активно применяя инновационные технологии», - заявил Дмитрий Медведев.
В рамках первого дня «Транспортной недели — 2013», открывшейся 2 декабря, с докладом о проекте, который отвечает всем современным требованиям в области развития транспортной инфраструктуры, выступил генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин.
Весь 2013 год на уровне президента и правительства идет дискуссия вокруг реализации пилотного в России проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали ВСМ «Москва-Казань».
В июне 2013 года на Петербургском международном экономическом форуме Владимир Путин сообщил о том, что проект ВСМ «Москва-Казань» является одним из трех приоритетных инфраструктурных проектов для Российской Федерации, на который будут выделены средства из ФНБ (150 млрд. рублей).
В настоящее время судьба проекта ВСМ перенесена на более поздний срок. Но «строчку в бюджете», по словам президента РЖД Владимира Якунина, правительство оставило, - сказал Мишарин.
ВСМ «Москва-Казань» является крупнейшим за последние десятилетия инфраструктурным проектом, вокруг которого ведется дискуссия в экспертном сообществе.
Экономическая эффективность проекта для государства и регионов мало у кого вызывает сомнения. Проект поддерживает и министр транспорта Максим Соколов, и Заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович, руководители всех регионов прохождения будущей магистрали, научно-экспертное и бизнес-сообщество. Несколько раз в поддержку проекта высказывались Президент Путин и Премьер Медведев.
Также в своем выступлении Александр Мишарин рассказал о перспективах, которые проект раскрывает для страны, как с инфраструктурной, так и с экономической точки зрения.
«Для каждого из участников этот национальный проект раскрывается со своей стороны: для строителей и промышленности – это будущий многомиллиардный заказ; для инвесторов – инструмент долгосрочных вложений в реальный сектор отечественной экономики, возможность защитить свои инвестиции от «мыльных пузырей» финансовых рынков и преуспеть (30% стоимости проекта составляют частные инвестиции)", - отметил Александр Мишарин.
Гендиректор ОАО «Скоростные магистрали» подчеркнул значимость проекта для российских науки и образования, подчеркнув, что проект ВСМ позволит подняться на "новый уровень решений – новые материалы, конструкции, техника, подготовка уникальных специалистов".
Особое значение проект имеет для регионов, не только объединяя территории, но и создавая большое количество новых рабочих мест.
Российские эксперты - экономисты и политологи - рассказали "АК" о ситуации вокруг проекта, о его значении для страны, а также о подводных камнях, связанных с его реализацией.
Оценки проекту Высокоскоростных магистралей даются разные. Мнения разделились примерно пополам. Одни считают, что слишком большие расходы, другие указывают, что высокоскоростные поезда – современный и комфортный вид транспорта.
Те, кто ездит по Европе, признают, что это очень удобный способ передвижения.
Сейчас много концепций относительно того, как развивать транспортную систему. Некоторые считают, что надо развивать малую авиацию. Вопрос - как это делать, когда у нас нет пилотов и масса других проблем. Другие убеждены, что ставку надо делать именно на скоростные магистрали.
Мы все-таки не Европа - пространства у нас другие. Но и Казань находится не в азиатской части. К тому же успех нашей скоростной линии в Петербург очевиден и приносит прибыль РЖД. Эти проекты сравнивать сложно, так как в Петербург поезд ходит по старым рельсам, а в Казани речь идет о принципиально новом подходе.
Сама идея ВСМ имеет право на существование. У скоростных поездов есть очевидные преимущества. Самолеты, конечно, решают многие проблемы, но ты все равно зависишь от погодных условий.
Например, я несколько раз за последнее время летал в Питер: ни разу вовремя не улетели, хотя шатлы практически в режиме маршрутного такси ходят.
Поезд – более надежный способ перемещения и более комфортный: из центра города уехал, в центр другого города прибыл.
Есть рациональное зерно в концепции высокоскоростного железнодорожного движения в России.
Эта тема нуждается в широком обсуждении.
Такая магистраль однозначно нужна. Единственное, она нужна не только в Казани, а как минимум, до Екатеринбурга. Если до Казани, то это все равно что лифт, который работает с третьего по девятый этаж в шестнадцатиэтажном доме.
Необходима нормальная связь европейского центра страны с Урало-Поволжским центром.
Европейский центр сконцентрирован - это московская конгломерация. А Урало-Поволжский центр центр – представляет свыше десятка городов-миллионников, которые между собой никак не связаны.
Такая магистраль и ответвления, которые предполагается построить – это инструмент связывания регионов и центров экономической активности.
Те усилия, которые предпринимаются по развитию малой авиации не дают успеха. Пока по прежнему из одного региона в другой добираются через Москву.
Если говорить насколько важен проект строительства ВСМ «Москва - Казань», нужно отметить, что этот проект очень важен стратегически.
Естественно, что идет дискуссия. У любого стратегического проекта могут быть союзники и противники. И это происходит по одной простой причине: у нас не зафиксирована четко в виде стратегии или программы единая линия развития страны. Не понятно, что и как мы развиваем, какие приоритеты в регионах. Развивать одновременно все можно только если у тебя неисчерпаемые ресурсы.
Обычно логика развития регионов требует уточнения приоритетов. В той же Бразилии было выбрано несколько проектов, каждому из которых был назначен куратор. Это все вместе называлось «Вперед, Бразилия!».
У нас пока множество проектов, приоритетов, которые не синхронизированы.
Проект ВСМ вместе с ответвлениями, которые предполагается строить, задает четкую логику развития региона. На мой взгляд, этот проект однозначно необходим.
Важно чтобы не была завышена стоимость. Для этого необходимо чтобы, условно говоря, заказчики на строительство и сами строители были разделены между собой. Чтобы строитель сам себя не контролировал на предмет затрат на инфраструктуру.
Любая новая магистраль в России – железнодорожная, автомобильная – актуальна. В любом случае усиливается логистика. Это касается и пассажирских перевозок, и грузовых.
Россия – единственная страна, которая расположена поперек меридианов, растянулась на 11 тысяч километров. Страна расположена в нескольких часовых поясах.
Трассой ВСМ мы делаем шаг вперед. Мы не приближаемся к Европе, а развиваем свою страну.
То, что есть оппоненты, это нормально. При любом проекте, на который требуются определенные затраты, всегда возникают споры. Это нормальная ситуация. Даже при защите диссертации оппонируют, а тут речь о крупном проекте.
Когда в Советском Союзе оппонентов не было, у нас не очень хорошо развивалась экономика. Народное хозяйство, развивавшееся без альтернативных проектов, дошло до того, что у нас исчезли продукты, людям не во что было одеться и мы зависели только от импорта.
Наличие споров при принятии решения по любому проекту – это хорошо.