Статья
2652 12 июля 2011 0:34

Траур по погибшим на «Булгарии»

В России День траура по погибшим в результате крушения теплохода «Булгария».

На федеральных телеканалах 12 июля снята реклама и юмористические программы.

Панихиды по погибшим в результате катастрофы теплохода «Булгария» пройдут во всех храмах Русской православной церкви.

Президент России Дмитрий Медведев, объявивший 12 июля в связи с трагическим событием Днем национального траура, внес изменения в свой график. В частности, отменена планировавшаяся поездка главы государства в Калининградскую область.

Теплоход «Булгария» затонул на Куйбышевском водохранилище в районе населенного пункта Куйбышевский затон в минувшее воскресенье. На судне находились около 200 человек. Спасти удалось порядка 80 человек. Из воды извлекают тела погибших.

Водолазы обследовали затонувшее судно и обнаружили, что от 30 до 40 тел детей находятся в трюме, где была сооружена детская комната с песочницей.

Гибель теплохода «Булгария» стала крупнейшей катастрофой на российских реках почти за 30 лет, а если учитывать и затонувший на Черном море в 1986 году «Адмирал Нахимов», воскресная трагедия на Волге входит в тройку самых крупных по количеству жертв за последние десятилетия.

Поисково-спасательные операции на месте гибели «Булгарии» продолжаются, но уже озвучены версии об изношенности судна и перегрузке. Теплоход (принадлежит «Камскому речному пароходству») был построен в 1955 году в Чехословакии и, по информации Минтранса РФ, ежегодно проходил необходимые проверки, последняя из которых состоялась в июле этого года. Судно было признано годным. Однако первоначальными следственными действиями установлено, что при выходе из Казани теплоход имел неисправности главного левого двигателя.

Минтранс, Ространснадзор и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» неоднократно заявляли об изношенности российского речного флота.

Замминистра промышленности и торговли Денис Мантуров в конце 2010 года сообщил, что в ближайшие 5-10 лет в России будет списано порядка 90% существующего речного флота, или около 9 тысяч судов.

Президент России Дмитрий Медведев потребовал проверить все водные суда и если потребуется, провести их капитальный ремонт, либо вывести из эксплуатации.

«Количество старых посудин, которые плавают у нас, запредельно. Если до сих пор проносило, это не означает, что такого не могло произойти. Теперь случилось, причем с самыми страшными последствиями», - заявил глава государства.

«Надо оценить ситуацию и заставить либо провести необходимый капитальный ремонт тех, кто имеет суда в собственности, либо вывести их из эксплуатации, если они не годятся», - подчеркнул президент.

Он отметил, что «эта задача должна быть поставлена по всей стране». «У нас парк судов старый, частный, государство владеет лишь очень небольшой частью (судов), но это не значит, что государство должно уклониться от контроля», - отметил Медведев.

Он заверил, что если для помощи пострадавшим и ликвидации последствий катастрофы теплохода «Булгария» что-то потребуется сделать на федеральном уровне, это будет сделано. Президент напомнил, что глава Татарстана немедленно вернулся из отпуска и докладывает о происходящем.

Глава государства выразил соболезнования всем близким погибших.

Комментарии экспертов

Самая большая проблема в том, что мы по-прежнему используем советскую инфраструктуру. Это касается и дорог, и транспортных средств. К сожалению, обновление идет крайне незначительными темпами. Общеизвестно, что наши речные суда эксплуатируются со времен Советского Союза. И это касается практически всей техники. Мы должны понимать, что при современном уровне прогресса нельзя использовать такую старую технику. 

И тут же вопрос не только в неправильной политике государства. У нас всегда государство ругают за вмешательство в бизнес, все время говорят: «Дайте дорогу частному бизнесу!». А зачастую в подобного рода катастрофы попадают частные транспортные средства. 

Наш бизнес, к сожалению, ориентирован исключительно на прибыль и не желает тратиться ни на ремонт, ни на обновление парка. Просто берутся советские активы по смешным ценам и выжимается прибыль. Никто не задумывается о будущем. И не важно - взял  в собственность нефтяную скважину или советский речной пароходик, главное - получить прибыль. 

Поэтому у нас достаточно страшные аварии происходили на частных объектах. Это касается не только транспортной инфраструктуры. Вспомните, например, трагедию на шахте «Распадская», о которой, как мне кажется, все забыли. Это частное предприятие, и его собственники очень долго нам рассказывали про то, как они беспокоятся о технике безопасности, как они вкладывают колоссальные деньги и так далее. К сожалению, таких примеров очень и очень много. 

Так что, суть проблемы понятна: мы используем устаревшие технику и оборудование, созданные страной, которой уже 20 лет как нет, при этом бизнес мыслить категориями будущего так и не научился. Еще одна проблема заключается в том, что наши бизнесмены, которые жалуются на вмешательство государства, давно находятся в коррупционном сговоре с определенными структурами, которые не требуют от них ни капитального ремонта, ни вложений средств в развитие.  

Поэтому всевозможные проверки хоть транспортных средств, хоть других объектов – они ни к каким особым результатам не приведут.  

Примеров у нас множество: от пожара «Хромой лошади», до трагедии на «Распадской» и крушения самолетов. Поэтому для решения проблемы мало стукнуть кулаком по столу и начать проверки. Повторюсь, сами проверяющие часто находятся внутри этой схемы, которая позволяет при определенной благодарности им закрывать на нарушения в том числе и техники безопасности.

Конечно, и наши граждане отличаются некой безалаберностью. Наверное, прежде, чем отправляться в путешествие, стоило бы навести справки о той или иной компании. Но в конце концов, к этому их никто не обязывал.

Теперь о том, как решить существующие проблемы. Конечно, нам нужно реформировать и систему проверки, и серьезно «чистить» проверяющих. Нужно также задуматься над тем, как менять психологию нашего бизнеса.  

Должно прийти понимание того, что не имеет права страна использовать такие старые самолеты и суда, постоянно, кстати, корректируя сроки эксплуатации. Всем понятно, что это совершенно неразумно и недопустимо. Технологии давно шагнули вперед. Нельзя все время доедать и жить, паразитируя на советском наследии. Пора создавать свои транспортные средства, разрабатывать новые экономические механизмы. 

На мой взгляд, решать эту проблему следует государству совместно с бизнесом. Решение этих вопросов требует больших средств. При этом абсолютно понятно, если мы этого делать не будем, то скоро придется закупать транспортную технику из-за рубежа. 

Тем самым мы будем терять дополнительные деньги. Кстати, за последние годы мы похоронили огромное количество потенциальных разработок. И здесь надо менять ситуацию, вкладывать в отечественные разработки. Чем дольше мы будем использовать советскую технику, тем меньше шансов, что мы начнем опять производить в нашей стране самолеты, пароходы и т.д. Рано или поздно, обновлять этот транспортный парк нам все равно придется. Надеюсь, мы не будем тупо закупать за огромные деньги западные или восточные средства передвижения, сокрушаясь, как же мы развалили авиапром и судостроение  и т.д. Менять ситуацию в стране нужно сейчас, иначе будет поздно.  

В ситуации с теплоходом «Булгария» больше вопросов, чем ответов. Во-первых, непонятно, было ли судно перегружено или нет. Во-вторых, непонятно, в каких условиях оно эксплуатировалось. 

У нас сейчас наблюдается отчётливая тенденция: количество техногенных катастроф, которые так или иначе связаны с эксплуатацией сложных технических средств (неважно – самолёты, теплоходы, автоприцепы или газовые плиты в домах), устойчиво растёт. При этом ответственных обычно не находят. Если это какие-то резонансные случаи, как «Хромая лощадь», например, то тогда следствие более-менее работает. А так всё заходит в тупик. 

И создаётся такое впечатление, что все уже давно поняли, что основное – это не безопасная эксплуатация технических средств, как было в советское время, а основное – это, в случае чего, грамотно провести пиар-кампанию и переложить ответственность на объективные факторы или на «стрелочников». 

И когда случаются подобные трагедии (неважно – с самолётами, теплоходами, с газовыми плитами) есть огромное количество версий и огромное количество потенциальных подозреваемых, которые в итоге оказываются вообще не причастными к делу, потому что те, кто действительно виноват в данных правонарушениях, умеют скрываться за информационным шлейфом. 

Поэтому чтобы выявить, кто виноват в том или ином правонарушении, должны быть, условно говоря, на всеобщее обозрение вывешены правила эксплуатации – кто должен эксплуатировать, какие есть ограничения в эксплуатации и кто несёт ответственность в случае нарушения правил эксплуатации. Это касается как самых простейших случаев (взрыв бытовых газовых приборов, как недавно был в Осетии), так и самых сложных (например, авиакатастрофы с участием Ту-134 или других самолётов либо катастроф с участием круизных теплоходов). Должны быть прозрачные правила эксплуатации и должно быть прозрачно, кто несёт ответственность за нарушения данных правил эксплуатации. 

Подобного рода катастрофы на реке, когда вдруг неожиданно моментально тонет судно с пассажирами - вещь вообще уникальная.  Я, честно говоря, не припомню даже ничего подобного. На мой взгляд, единственное  объяснение - это смесь разрухи с диким разгильдяйством. Других предположений у меня нет. 

Полагаю, то судно было не в лучшем состоянии, тем более, что говорят, что оно кренилось на правый борт с момента выхода. Конечно, это разгильдяйство и рвачество - желание выжать деньги со всего что угодно. То есть, пока судно способно передвигаться, его можно пускать в круиз и не заботиться о ремонте. Это социальная характеристика, на самом деле, к техногенным катастрофам эта трагедия не имеет никакого отношения. 

В принципе, дело не в том, что он старый. Его можно было отремонтировать, залатать и поддерживать в нормальном состоянии или при осмотре постановить, что нельзя выпускать в аварийном состоянии. Но никто этого не сделал. Как говорил профессор Преображенский –разруха у нас в головах. 

Последуют ли после этой трагедии какие-нибудь меры по безопасности? Сомневаюсь. То же самое, что с «Хромой лошадью». Будет кампания какая-то, будут брошены силы на технический осмотр речных судов. Более того, может быть, пострадает огромное количество судов, которые могли бы плавать. Нужен системный подход, нужно строить новые теплоходы. Но никто ничего не хочет делать. На самом деле, у нас никто не хочет вкладываться ни в поддержание старой техники, ни в создание новой. Все хотят выжимать бабки из оставшейся техники. И конечно, здесь есть большие риски. 

На мой взгляд, крушение теплохода  - свидетельство безответственного отношения к технике безопасности. Скорее всего, теплоход выработал свой ресурс, он не проходил никакого капитального ремонта, его давно надо было списывать. В этом смысле попытки зарабатывать деньги на таком старом судне выглядят аморальными и опасными. Чтобы подобной катастрофы не повторялось, на мой взгляд, необходимо ужесточить государственный контроль за подобными судами. Не помешает обязать их владельцев либо делать капитальный ремонт, либо, после того как судно истратило свой ресурс прочности, списывать их, а не катать людей. 

На самом деле эта катастрофа – лишнее подтверждение того, что система безопасности у нас находится в кризисе. И это по всем направлениям абсолютно. Можно вспомнить прошлый год, когда из-за того, что горели торфяники, Москва находилась в плену смога целый месяц. Помимо объективных причин это произошло и потому, что были сокращены службы, которые занималась контролем над торфяниками. 

Мы отказываемся от существующей советской системы безопасности, но ничего нового на самом деле не создаем. Не могу сказать точно, но в случае с катастрофой на Волге, скорее всего, выяснится, что специальную организацию, которая контролировала состояние судов, сократили так сказать за ненадобностью. Нам еще аукается отказ от советской системы стандартов и системы безопасности.

Крушение пассажирского парохода на реке в России - крайне редкое событие. В отличие там от морской акватории, где бескрайние просторы, река все-таки узкая. Правда, на Волге есть и широкие места, но помощь может подойти очень быстро, если вдруг на корабле что-то случается. Раз уж затонул пассажирский теплоход и погибло огромное количество людей, то здесь, конечно, можно говорить только о какой-то дикой и чудовищной безалаберности. Просто нет более безопасного вида транспорта, чем речной пароход, который движется с очень небольшой скоростью, и с каждого борта которого виден берег. 

Так что, кроме  безалаберности, вряд ли можно говорить еще о каких-то версиях. И, к сожалению, это уже какой-то диагноз для российских норм безопасности. То самолеты садятся на шоссе вместо взлетной полосы, а теперь еще стали речные пароходы тонут. Это позорище огромное. Такие аварии, когда тонет пароход на реке и гибнет много людей, случаются только в странах типа Бангладеш, где на пароходе умещается немеренное количество людей, лишь бы добраться до места назначения. Но чтобы затонул туристический пароход - это что-то невероятное. 

Сомневаюсь, что дело в состоянии самого судна. Да, у нас все теплоходы построены лет 50 назад, но они могут плавать и 100 лет, а при хорошем уходе и лет 200. Я сам лично плавал на пароходах по Волге на теплоходах, которым 50 лет, и выглядят они замечательно. 

На мой взгляд, дело не в технике, а в людях, в их отношении к работе. Кстати, экипажи вот этих пассажирских теплоходов получают совершено нищенские зарплаты. Я плавал по Беломор-каналу, когда первый раз запустили круиз.  Это было лет 10 назад. Капитан, на котором находилось 150 человек, получал тогда зарплату в 200 долларов, а у экипажа зарплата и того меньше. Так что непонятно, как вся система там держится и как они выживают. При этом цены на путешествие на этих туристических пароходах – запредельные. Круиз по той же Волге стоит не меньше тысячи долларов. Даже в Европе цены ниже. При всем при этом капитан и команда получают копейки. А зимой они вообще непонятно как выживают, так как круизов в это время года нет. Конечно, эти вопросы нужно было решать давно. А сейчас, скорее всего, начнутся проверки, заговорят о реформах. Вопрос только - что и как будут реформировать. 

Мне кажется, что если сейчас начнутся какие-то перетряхивания в этой сфере речного туризма, то ничего к лучшему не изменится. У нас все реформы приводят к тому, что ситуация ухудшается. 

Катастрофы, подобные крушению «Булгарии», были давно предсказаны. В стране уже с 70 годов XX века запаздывали по обновлению оборудования, инфраструктуры и так далее, а в 90 годы эта работа вовсе прекратилась. То, что делалось в нулевые годы, не позволяло залатать даже появившиеся дыры и тем самым приостановить нарастание проблемы. 

Я, как экономист и социолог, писал об этом. Могу напомнить свою статью «Износ». Об этом говорили и другие экономисты и политики. Но все предупреждения многочисленные просто игнорировались. Каждую конкретную проблему рассматривают в отрыве от общества в стране.  То есть, каждый раз, в каждом конкретном случае начинают выяснять - кто виноват? Еще говорят о проверке судов или авиационного парка. 

На самом деле, в рамках сложившейся экономической системы реально сделать уже ничего нельзя. Решить существующую в стране проблему с инфраструктурой и технопарком может только государство, которое централизовано проведет масштабную модернизацию оборудования транспортных средств. Причем, нужна не только конкретная замена, а необходим системный подход, целостная программа. Другим способом решить проблему невозможно. 

Предприятия, которые всем этим владеют, с этой проблемой справиться не могут, так как экономически это нереально. Капитальный ремонт или обновление технопарка бизнесу на данный момент не под силу. Это было возможно, если бы ситуация не была столь критической. Сейчас ведь речь не идет о замене отдельных вагонов или отдельных кораблей. Нужно менять всю инфраструктуру. По крайней мере, 80 процентов всего оборудования, которое в стране применяется. Причем, это надо осуществлять как единую программу, так как один сегмент привязан к другому. Это может сделать только государство. Никакого другого выхода здесь нет. 

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".