Статья
1668
17 октября 2016 19:17
Требовать возможного
Судьба Минских соглашений продолжает находиться в зоне неопределенности. Вопрос формального продления договоренностей на следующий год остается нерешенным. На прошлой неделе закончились провалом попытки Ангелы Меркель созвать саммит «нормандской четверки» в Берлине. Вместо него на 19 октября в Брюсселе запланированы политические консультации Украина-ЕС с участием президента Украины Петра Порошенко, на которых, в том числе, речь пойдет о ситуации в Донбассе.Причиной срыва встречи лидеров России, Германии, Франции и Украины стало отсутствие общего понимания между сторонами конфликта относительно того, какие шаги следует предпринять в первую очередь для имплементации Минска-2. Как объяснил президент России Владимир Путин, саммит «четверки» не состоялся, поскольку на подготовительной встрече экспертов так и не было достигнуто никаких конкретных договоренностей по выполнению Минских соглашений, которые впоследствии могли бы быть «закреплены» уже на встрече глав государств.
В данный момент экспертные консультации продолжаются. Позиции сторон сейчас сходятся в том, что саммит «нормандской четверки» не целесообразно проводить для того, чтобы лишь зафиксировать всем известные и перманентно присутствующие разногласия. Встреча необходима в том случае, если по ее итогам можно будет достичь результатов. По словам пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова, саммит состоится «в зависимости от того, будут ли конкретные наработки по итогам этих экспертных встреч». Представители Германии подчеркивают, что Меркель готова к встрече лишь в том случае, «если будет шанс на успех». Украинская сторона, в свою очередь, заявляет, что примет участие в переговорах глав государств при условии рассмотрения «дорожной карты» по безопасности в Донбассе.
Как было сказано выше, инициаторами проведения новой встречи «нормандской четверки» на уровне глав государств изначально выступали Франция и Германия. Меркель и Олланд рассчитывали достичь быстрого прогресса в Минске-2 в последнем квартале 2016 года, чтобы перейти в новый год, имея на руках позитивную динамику в мирном урегулировании.
Украинское руководство сначала согласилось с этой идеей. Порошенко надеялся выступить с общей с европейцами позицией, в которой внимание уделялось бы исключительно решению вопросов по безопасности – прекращению огня, разведению войск, тяжелым вооружениям, контролю над границей, а политическая часть оставалась бы за скобками. Однако, когда Париж и Берлин публично подтвердили свою приверженность заложенному в Минске-2 принципу параллельности выполнения политической и военной части, Киев резко дал назад и начал демонстративно уклоняться от участия в саммите, выдвигая все новые условия в сфере безопасности, которых не было в тексте минского Комплекса мер от 12 февраля 2015 года.
Российское руководство, со своей стороны, изначально скептически относилось к необходимости проведения нового саммита «четверки». Здесь проявилась большая разница в подходах к решению конфликта между европейцами и Кремлем. Последний больше не видит большого смысла в дипломатии ради дипломатии, то есть в выходе на встречу на высшем уровне в ситуации, когда украинская сторона открыто игнорирует политическое урегулирование. Меркель и Олланд, напротив, первоначально считали, что диалог важен сам по себе и что следует выходить на саммит, даже не имея надежды на прорыв.
Логику российской позиции можно свести к пяти пунктам.
Во-первых, заключенные в рамках предыдущего саммита «нормандской четверки» в Париже 2 октября 2015 года договоренности так и остались не выполнены. По мнению российской стороны, Германия и Франция за прошедшее время не сделали ничего, чтобы добиться от Украины их выполнения. Больше года назад Путин, Меркель, Олланд и Порошенко приняли решение о том, что в выполнении Минских соглашений за каждым шагом в сфере безопасности должен следовать шаг в политической сфере. Было достигнуто и согласие по поводу того, какие именно действия должны быть предприняты и завершены в течение 2016 года. С тех пор не был реализован даже первый шаг в сфере безопасности – разведение войск вдоль всей линии соприкосновения сторон. Подписано лишь рамочное соглашение по разведению сил и средств в трех пунктах в Донбассе.
Во-вторых, Кремль выступает против заключения новых договоренностей, которые автоматически аннулировали бы старые. Проведение нового саммита фактически означало бы провал парижских соглашений «четверки». Более того, таким образом создавался бы прецедент того, что любые ранее достигнутые договоренности могут быть пересмотрены в рамках нового саммита «четверки», а значит, не обязательны к исполнению. В таком случае мирный процесс уходил бы в «дурную бесконечность» все новых и новых саммитов, не сдвигающих мирный процесс с мертвой точки.
В-третьих, в случае проведения саммита нет никаких гарантий того, что Украина и на этот раз выполнит то, что пообещает. Во всяком случае, гарантий обратного не представлено ни Киевом, ни Берлином и Парижем. Следует учитывать, что «четверка» не планирует подписывать каких-либо документов по итогам встречи. Все соглашения будут носить устный характер, а их выполнение основано лишь на доверии. В противном случае любой новый документ начал бы интерпретироваться сторонами как заменяющий Минские соглашения от 12 февраля 2015 года. А, как показывает опыт, такие устные договоренности не выполняются.
В-четвертых, Украина публично отказывается идти на какие-либо компромиссы в имплементации политических пунктов Минска-2. 15 октября президент Порошенко озвучил позицию Киева, не оставляющую пространства для толкований: Украина не приступит к выполнению политических пунктов Минских соглашений, пока не будет выполнен весь пакет по безопасности, в который, по мнению украинской стороны, входит передача неконтролируемого участка границы. Украинский президент тем самым подтвердил, что не собирается придерживаться принципа параллельности. Однако, с точки зрения Москвы, бессмысленно договариваться о новом порядке выполнения Минских соглашений, если Киев не возьмет на себя четкие обязательства завершить до конца года один из политических пунктов Минска-2. Например, принять закон о выборах на неподконтрольной территории.
В-пятых, достигнутые недавно соглашения по безопасности в Донбассе не соблюдаются. Так, согласованный отвод сил в трех пунктах вдоль линии соприкосновения так и не был завершен в одном пункте – в Станице Луганской, Луганской области. При этом наблюдатели ОБСЕ сообщают о постоянных препятствиях для мониторинга верификации выполнения рамочного соглашения в этих трех пунктах. Последний виток насилия в Донбассе также не способствует тому, чтобы Кремль смягчил свою позицию.
Каких-либо предпосылок для того, чтобы Россия изменила свой подход к проведению саммита «четверки», нет. В то же время, если до конца года он так и не состоится, это будет означать серьезный кризис «нормандского формата». Германия и Франция фактически признают, что не имеют инструментов для принуждения Украины к выполнению решений, принятых в Париже 2 октября прошлого года. В целом можно будет констатировать дефицит дипломатических усилий по выполнению Минских соглашений по итогам всего 2016 года. «Четверка» войдет в 2017 год, не имея согласованного плана дальнейших действий в Донбассе.
Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов специально для «Актуальных комментариев»
Все материалы автора
*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
____________
Читайте также:
29 октября 2024
Колонки
Зеленский дозревает
Алексей Чеснаков о перспективах приглашения
Украины в НАТО
28 октября 2024
Колонки
Интрига по транзиту сохраняется
Игорь Юшков о транзите газа из России в
Европу
28 октября 2024
Колонки
Электоральный туман
Михаил Карягин о рисках выборов в США для
будущего Украины