Статья
2368 13 августа 2020 16:43

Третий день всеобщей забастовки в Белоруссии: каковы шансы на успех

Нынешняя белорусская забастовка может войти в историю как одна из самых массовых. Все большее количество предприятий и организации в Белоруссии заявляют о присоединении к общегосударственной забастовке.

О массовой забастовке на одном из крупнейших предприятий Белоруссии БелАзе в Жодино сообщают Nexta, «Беларусь головного мозга» и Белсат. На фотографиях и видео с места событий заметно, как несколько десятков рабочих вышли на улицу и скандируют «Уходи!». Тем временем пресс-служба завода заявила, что работники просто встречаются с руководством предприятия и города Жодино и речи о забастовке не идет. Мэр города Жодино пришел к бастующим работникам БелАЗа. Пообещал встретиться с протестующими в 8 вечера и сказал, что ОМОН против людей идти не будет. 

Основатель группы «Ленинград» Сергей Шнуров прокомментировал забастовку сотен рабочих БелАЗа в Белоруссии. «Все проблемы наружу вылазят,/ Если их 20 лет не решали./ Забастовка теперь на БелАЗе./ Лукашенко большая поддержка! / Вышли сотни людей,/ И кричат как один,/ Уходи! Уходи! Уходи!» —  написал Шнуров на своей странице в Instagram.

К забастовке БелАЗа присоединились сотрудники предприятий «Терразит», «Гродно Азот», Лидского рынка и работники Белгосфилармонии. Забастовку объявил Гродножилстрой. На видео заметно, как несколько десятков рабочих Гродножилстроя вышли на смену, но не приступают к работе. Сотрудники Белгосфилармонии выстроились у здания с плакатами «У меня украли голос» и поют. Несколько дней назад забастовку объявили работники Жабинковского сахарного завода, Электротехнический завода имени Козлова и РУП «Белэнергосетьпроект». Бастует и коллектив фабрики VIRPIL Controls в Гродно. Крупнейшее в Республике Беларусь строительное предприятие ОАО «МАПИД»  присоединилось к забастовкам, пишет Telegram-канал «Nexta». Акция и забастовка проходит и на заводе «МАЗ». Издание опубликовало фото, на котором видно скопление людей.

Начали бастовать работники «Белэнерготехпроекта», «Электромеханического завода», МТЗ, 4-й троллейбусного парка, Институт химии новых материалов НАН Беларуси, и другие. Вчера появилась информация о том, что бастуют работники «Торговый Дом БМЗ» в России. Врачи-онкологи заявили о готовности присоединиться к Всебелорусской забастовке. Работники Минскметропроекта вышли на протест. На «Гродно Азоте» несколько цехов остановили работу. Южный рынок в Гродно не работает. 

Сообщалось о забастовках на заводе имени Козлова в Минске, маргариновом заводе, на предприятии по производству шин «Белшин» и заводе электроники «Интеграл», однако их руководство опровергает данную информацию.

При этом премьер-министр Белоруссии Роман Головченко заявил, что никаких стачек и забастовок в стране нет. «Как руководитель правительства хочу заявить, что ситуация в промышленном комплексе абсолютно спокойная, все предприятия работают в штатном режиме, как бы кому-то не хотелось преподнести по-иному: заявить о том, что происходят стачки, забастовки, еще что-нибудь. Мы владеем актуальной информацией, мониторим ее», — сказал Роман Головченко. По мнению премьера, «коллективы заявляют: дайте работать, дайте спокойно зарабатывать, мы хотим кормить семьи».

Забастовка как вид протеста имеет богатую историю, впервые они начали проводиться после промышленной революции, когда производство стало играть значимую роль в экономике индустриальных стран. Значительную роль стачки и забастовки сыграли и во время революций в России в 1905-1917 годах. 30 лет назад в различных регионах Советского Союза начались самые массовые забастовки шахтеров в истории, которые по некоторым оценкам серьезно повлияли на процесс распада СССР. 20 лет назад в России забастовки были официально разрешены. 9 октября 1989 года был принят закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», который легализовал стачку как крайнюю меру.

Из наиболее известных забастовок современности на Западе можно считать акции протеста против пенсионной реформы во Франции, которые прошли зимой 2019-2020 годов — транспорт в стране остановился почти на месяц, всего забастовкой было охвачено не менее трети предприятий и организаций. В 2015 году забастовка сотрудников метрополитена с требованием повышения заработной платы привела к транспортному коллапсу в британской столице. Автобусные остановки были переполнены людьми, многие вынуждены добираться до пунктов назначения пешком. В 2005 г. автобусы и поезда метро в Нью-Йорке остановились с 20 по 22 декабря. Миллионы людей, которые ежедневно пользуются общественным транспортом, оказались в ужасном положении. Участники забастовки, организованной профсоюзом транспортных рабочих Transport Workers Union, после безуспешных попыток договориться с руководством, вышли на забастовку, требуя повышения пенсий и зарплат. Требования рабочих удовлетворили, после чего работа транспорта полностью возобновилась 22 декабря. 10 млн писем не дошли до адресата в период с лета 2009 г. по весну 2010 г. из-за забастовки сотрудников почты. Забастовку решили организовать после того как Королевская почта Великобритании объявила о планах модернизации почты, предусматривающих сокращение штатов и изменение в оплате труда. В результате было достигнуто соглашение о повышении зарплаты и сохранении 75% рабочих мест сотрудников на полный рабочий день.

Ярким примером забастовки, в ходе которой протестующим удалось добиться выполнения своих требований, стала забастовка по Франции, которая прошла в 2019-2020 годах. Только работники железнодорожного транспорта Франции бастовали около месяца. Их протесты направлены против пенсионной реформы. Забастовка затронула работу поездов и метрополитена по всей стране. Она началась еще 5 декабря 2019 года. В середине декабря прошли массовые шествия протестующих в Париже и других французских городах. Отмечается, что протесты объединили людей разных профессий и социальных слоев. 11 января премьер-министр Франции Эдуар Филипп обратился к профсоюзам с письмом, в котором заявил о готовности временно исключить из плана пенсионной реформы пункт о повышении возраста выхода на пенсию с 62 до 64 лет в 2027 году.

История российских забастовок на постсоветском пространстве начинается в 80-90е годы прошлого века. С конца 1988 года во всех угольных регионах России — в Кузбассе, в Воркуте, в Донбассе, в Подмосковье, на Дальнем Востоке — постоянно возникали локальные конфликты. Горняки то отказывались спускаться в шахту, то подниматься из забоя, то собирались после смены и возмущались. Наконец, в середине 1989 года из-за отсутствия мыла в мойке на далекой шахте в Междуреченске вспыхнула забастовка, которая, как пожар, перекинулась сначала на города Кузбасса, потом на другие угольные регионы. Спустя почти десять лет состоялась еще одна грандиозная протестная акция рабочих, а точнее, серия протестов, слившихся воедино — «рельсовая война» 1998 года. Тогда возмущенные многомесячными невыплатами зарплат, закрытием предприятий, угрозой безработицы и катастрофическим падением уровня жизни люди стали перекрывать железнодорожные магистрали по всей стране, от Приморья до Ростова. Сюда же можно добавить не столь массовые, но весьма громкие протесты работников в Пикалево (2009) и Междуреченске (2010). Они были не столь масштабны, но значимы. Органы государственной статистики с 2006 года, когда стали фиксировать только так называемые законные забастовки, ежегодно регистрировали не более десяти случаев. Среднегодовое количество за период 2006-2019 годов составляет 3,2 забастовки, максимум — 8 в 2006 году, минимум — ноль в 2019-м. Иными словами, если верить данным Госкомстата, забастовок в стране нет, а в трудовых отношениях нет напряженности.

В 2018 году в России началась забастовка дальнобойщиков с требованиями отмены системы «Платон», введенной для взимания платы с большегрузов за проезд по трассам. К акции, по данным организаторов, присоединились водители большегрузов из более чем 50 российских регионов. По словам лидера «Объединения перевозчиков России» Андрея Бажутина, цель забастовки — привлечь внимание властей к требованиям перевозчиков, затруднив товарооборот, «чтобы максимально опустели полки магазинов». Самые массовые акции протеста против «Платона» проходили в Дагестане. В некоторых других регионах СКФО и ЮФО перевозчики тоже присоединились к забастовке. Власти задействовали против протестующих полицию, ОМОН, Росгвардию и военных, а также попытались договориться с недовольными. По данным Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов, в республике в забастовке против «Платона» участвовали 97% перевозчиков. Но приблизительно через месяц большинство участников забастовки приняли решение отказаться от ее продолжения, акции протеста прекратились. В настоящее время система «Платон» действует по всей стране.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".