Статья
2356 6 апреля 2015 9:50

Цена саботажа


Украинские власти, на словах демонстрируя приверженность минским соглашениям, на деле откровенно их саботируют. В первую очередь это касается прямого диалога Киева с республиками в политической и экономической сферах.

Саботаж украинской стороны привел к тому, что почти через два месяца после минских договоренностей нет существенных позитивных изменений по пунктам 4, 11 и 12 комплекса мер. Хотя без их реализации все соглашения оказываются сведены к прекращению огня, отводу тяжелого вооружения и их мониторингу.

Читайте также Киев саботирует минские договоренности

Из-за постоянного откладывания решения украинской стороной так и не сформированы рабочие группы, в которых должны согласовываться конкретные предложения для реализации мер по урегулированию конфликта, одобренных лидерами России, Германии, Украины и Франции.

На самом деле Киев не хочет ни о чем договариваться. Договоренности предполагают компромиссы. Киеву не нужны компромиссы. Киев хочет только одной модальности — полной капитуляции республик Донбасса. Поэтому он и не собирается выполнять минские соглашения в их политической части.

Вместо того, чтобы начать диалог, Киев требует ввода миротворцев и созывает конституционную комиссию, скоропалительное назначение заседания которой — игра на выигрыш темпа. Формат данной комиссии не только не предполагает участия в ней представителей республик, он не предполагает даже учета их позиции по вопросам конституционной реформы и децентрализации власти.

Читайте также К миротворцам есть вопросы

Реакция республик вполне прогнозируема. Заявление полномочного представителя Донецка Дениса Пушилина о необходимости «приостановить обмен пленными до официального решения о персональном составе всех четырех рабочих групп по исполнению минских соглашений» — шаг вынужденный и логичный. Республика хотела бы получить механизм ликвидации «накопившихся разногласий по численности и порядку обмена удерживаемых лиц». Пушилин, по сути, требует выполнить пункт 6 комплекса мер.

Если нежелание Киева реализовывать политическую часть минских договоренностей будет оставаться без изменений, то нельзя исключать, что и у властей Донбасса может возникнуть похожее настроение. После откровенного обмана Киева, изменившего содержание закона об особом статусе, у республик не остается стимулов для выполнения ряда взятых обязательств.

Тем более что диалог с Киевом республикам не так легко наладить, как кажется. Во-первых, необходимо соотнести требования Украины с результатами референдумов 11 мая и выборов 2 ноября. Как бы ни критиковались прошлогодние электоральные процедуры из-за некоторых технологических проблем, вряд ли кто-то сомневается в релевантности их результатов. Признают ли их в Киеве — не столь важно, как то, что их признают жители Донецка и Луганска. Во-вторых, на Донбассе тоже есть своя «партия войны», недовольная перемирием и готовая «идти до Киева». C ней тоже нельзя не считаться.

Читайте также Сценарии урегулирования на юго-востоке Украины

Не исключено, что при продолжении Порошенко и компанией нынешней тактики саботажа республики будут вынуждены без оглядки на него продолжить достраивать свою собственную политическую систему. Препятствий для этого почти нет. Депутаты в Луганске и Донецке уже призывают провести осенью муниципальные выборы. Наладить процесс возвращения Донбасса в общее политическое поле с Украиной после этого будет гораздо сложнее, чем сейчас. По всей видимости, Киев это еще не осознал. 

Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков

Все статьи автора
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".