Статья
1010 19 июля 2011 17:03

Учебник для детектива

Книга, которая собрала урожай призов и номинаций на призы одновременно в жанре детектива, фантастики, фэнтези и современной прозы, но непонятно за что.
Комментарии экспертов

В чем главное отличие книжной рецензии от рецензии на любое другое произведение искусства? В необходимости ознакомления с материалом, каковое требует большого количества времени. Мало книг можно прочитать за вечер — время, достаточное, чтобы составить представление о чем угодно, кроме книги. Поэтому, профессиональные авторы жульничают — не читают книги, а если читают, то не целиком.

Иногда, как в случае с романом Джедедайи Бери «Учебник для детектива», это только на пользу. Берри лихо начинает закручивать сюжет. В некоем прибрежном городе соперничают две силы: вездесущее детективное Агентство, нечто вроде общественной организации, но с полномочиями полиции, ФСБ и прокуратуры одновременно и аналогичное Агентству аморфное образование — пришедший в упадок бродячий цирк, возглавляемый иллюзионистом и чревовещателем Енохом Хоффманом, попутно - главе преступной сети, опутавшей город.

На момент начала истории, Агентство считается победителем — Хоффман исчез из города, его банда разгромлена и детектив Сайварт, самый «раскрученный» из детективов Агентства и главный враг Хоффмана, планирует уходить на покой. Ну, во всяком случае, планировал до своего исчезновения. Исчезновение поручено расследовать резко повышенному в должности Чарльзу Анвину, клерку Сайварта, отвечавшему за оформление дел детектива. Правда, начало расследования осложняется тем, что своего супервайзера-координатора Анвин обнаруживает задушенным в собственном кабинете в самом начале книги

Большинство комментариев на книгу Берри сводится к тому, что автор — это такой Кафка в современной Америке. Но это явная ошибка, вызванная ложной ассоциацией. Конечно, Агентство со всей своей парадоксальной системой сокрытия информации, при котором одни отделы даже не догадываются о существовании других, с дождем, который заливает город и с вечно мокрыми носками главного героя — выглядит очень кафкиански. Но главный герой в этой атмосфере отлично себя чувствует. Он прекрасно разбирается во внутренней организации этой системы, а если встречает нечто совершенно иррациональное и безумное, поживает плечами и благополучно кооптирует. На фоне якобы неудачливого Анвина, его куда более маститый предшественник, любимец СМИ и коллег-детективов, оказывается просто напыщенным идиотом. По стилю «Учебник для детектива», если уж проводить параллели с фэнтези, которые тут совершенно уместны, куда больше похож на книги Джеймса Блейлока.

К сожалению, издеваться над ложным всеведением Агентства и над мнимым профессионализмом разрекламированных звезд Берри удается только до середины романа. Когда образы себя исчерпывают, роман скатывается во второстепенный триллер/комедию/фэнтези, со смутным deus ex machina в виде техники управления сновидением.

В итоге выходит добротный роман для чтения в метро, но совершенно не то, в чем нас пытается убедить издатель — не шедевр.

Джедедайа Берри, «Учебник для детектива», М.: АСТ, 2011 — 382 с.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".