Статья
13636 12 мая 2021 16:10

Украина на грани энергетического кризиса: прогнозы экспертов

Украина может столкнуться с дефицитом топлива уже в мае. Об этом заявил коммерческий директор «Укргаздобычи» Сергей Федоренко. По его словам, единственный шанс избежать кризиса — наладить поставки топлива из России и Белоруссии.

В связи с посевной кампанией, которая началась в стране несколько недель назад, дефицит топлива может составить 300 тысяч тонн дизеля (это половина потребностей украинского рынка) и 40 тысяч тонн сжиженного автогаза.

При этом, как отмечают эксперты, рост цен на топливо неминуемо приведет к повышению стоимости товаров, так как в них уже заложены расходы на транспортировку. В связи с этим в Украине ожидается рост инфляции. Еще одно последствие — повышение стоимости проезда в общественном транспорте и расходов на бензин для личных автомобилей.

«Главная причина дефицита дизтоплива, который прогнозируется на Украине, — уход с рынка трейдера Proton Energy. В мае уже может быть топливная проблема. Если дизтопливо будет в дефиците, то в стране могут ограничить его продажу, а цена на него взлетит. К тому же дизель — продукт двойного назначения, на нем ездит и военная техника ВСУ. Если вопрос с дефицитом не решат, то первыми от этого пострадают автоперевозчики как крупнейшие потребители дефицитного топлива. А затем и рядовые украинцы, ведь тогда автобусных рейсов может стать гораздо меньше, а поездки на такси будут еще дороже», — сказал эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.

Как отмечает «5 канал», рынок топлива в Украине зависим от поставок из-за рубежа. По итогам прошлого года стало известно: каждый третий импортный литр дизельного топлива поступал из России. С бензином ситуация не лучше. Почти половину годового запаса в 2020 Украина купила в Белоруссии.

«По сжиженному газу дефицит оцениваем где-то в 25% рынка, по дизтопливу — около 50% от всего потребления. Это будет очень напряженное время и он, кроме того, совпадает с периодом активных сельхозработ», — сказал директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.

В свою очередь «Корреспондент.net» пишет, что кабмин уже дополнил перечень социально значимых товаров бензином марок А-92 и А-95, а также дизельным топливом. Теперь о росте цен более чем на 1% необходимо сообщать за 20 дней до применения новой стоимости. При этом АЗС неделей ранее подняли цены на бензины и дизтопливо в пределах 0,40-1 грн/л.

«Недавние события с заменой поставщика российского продукта (напомним, что импорт СУГ составляет 80% от объемов потребления в т. ч. из России — 35%), а именно — выбытие Proton Energy S.A. с украинского рынка (объем поставок составлял около 25% рынка), поиск вариантов диверсификации и поставщиков продукта Роснефти, все это дало импульс росту ценовых позиций. Нужно ли вручную регулировать рынок, который, по сути, импортозависим? Бороться надо с причиной, а не с последствиями проблемы — „золотое правило“, которое в Украине почти не реализуется. Зависимость от импорта — это основная проблема, которую нужно решить. А сделать это можно только имея государственную политику, направленную на развитие собственного отечественного производства. Сейчас отечественные производители ограничены рынком сбыта, который искажен растущим потреблением сжиженного газа», — заметил член правления Украинской энергетической ассоциации Максим Малашкин.
Комментарии для сайта Cackle
© 2008 - 2021 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".