Статья
15190
12 мая 2021 16:10
Украина на грани энергетического кризиса: прогнозы экспертов
Украина может столкнуться с дефицитом топлива уже в мае. Об этом заявил коммерческий директор «Укргаздобычи» Сергей Федоренко. По его словам, единственный шанс избежать кризиса — наладить поставки топлива из России и Белоруссии.В связи с посевной кампанией, которая началась в стране несколько недель назад, дефицит топлива может составить 300 тысяч тонн дизеля (это половина потребностей украинского рынка) и 40 тысяч тонн сжиженного автогаза.
При этом, как отмечают эксперты, рост цен на топливо неминуемо приведет к повышению стоимости товаров, так как в них уже заложены расходы на транспортировку. В связи с этим в Украине ожидается рост инфляции. Еще одно последствие — повышение стоимости проезда в общественном транспорте и расходов на бензин для личных автомобилей.
«Главная причина дефицита дизтоплива, который прогнозируется на Украине, — уход с рынка трейдера Proton Energy. В мае уже может быть топливная проблема. Если дизтопливо будет в дефиците, то в стране могут ограничить его продажу, а цена на него взлетит. К тому же дизель — продукт двойного назначения, на нем ездит и военная техника ВСУ. Если вопрос с дефицитом не решат, то первыми от этого пострадают автоперевозчики как крупнейшие потребители дефицитного топлива. А затем и рядовые украинцы, ведь тогда автобусных рейсов может стать гораздо меньше, а поездки на такси будут еще дороже», — сказал эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.
Как отмечает «5 канал», рынок топлива в Украине зависим от поставок из-за рубежа. По итогам прошлого года стало известно: каждый третий импортный литр дизельного топлива поступал из России. С бензином ситуация не лучше. Почти половину годового запаса в 2020 Украина купила в Белоруссии.
«По сжиженному газу дефицит оцениваем где-то в 25% рынка, по дизтопливу — около 50% от всего потребления. Это будет очень напряженное время и он, кроме того, совпадает с периодом активных сельхозработ», — сказал директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.
В свою очередь «Корреспондент.net» пишет, что кабмин уже дополнил перечень социально значимых товаров бензином марок А-92 и А-95, а также дизельным топливом. Теперь о росте цен более чем на 1% необходимо сообщать за 20 дней до применения новой стоимости. При этом АЗС неделей ранее подняли цены на бензины и дизтопливо в пределах 0,40-1 грн/л.
«Недавние события с заменой поставщика российского продукта (напомним, что импорт СУГ составляет 80% от объемов потребления в т. ч. из России — 35%), а именно — выбытие Proton Energy S.A. с украинского рынка (объем поставок составлял около 25% рынка), поиск вариантов диверсификации и поставщиков продукта Роснефти, все это дало импульс росту ценовых позиций. Нужно ли вручную регулировать рынок, который, по сути, импортозависим? Бороться надо с причиной, а не с последствиями проблемы — „золотое правило“, которое в Украине почти не реализуется. Зависимость от импорта — это основная проблема, которую нужно решить. А сделать это можно только имея государственную политику, направленную на развитие собственного отечественного производства. Сейчас отечественные производители ограничены рынком сбыта, который искажен растущим потреблением сжиженного газа», — заметил член правления Украинской энергетической ассоциации Максим Малашкин.
КомментарийКомментарий
политологМихаил Карягин
Цифра дняЦифра дня
51
процент россиян не верят, что Трамп за полгода урегулирует конфликт на Украине
17 января 2025
Новость
Великобритания разместит на Украине военные базы
Великобритания рассмотрит возможность
размещения военных баз на Украине, говорится в декларации о столетнем сотрудничестве сторон, опубликованной британским правительством по итогам визита премьер-министра Кира Стармера в Киев.