Улучшить имидж России
Россия намерена в корне изменить подход к работе со своим имиджем за рубежом. На улучшение имиджа за рубежом выделено более 500 млн долларов.
Еще в начале мая президент РФ Владимир Путин подписал соответствующий указ «Вопросы Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству». Детали стали известны сейчас.
Президент России Владимир Путин подписал указ, исходя из которого, ответственность за улучшение имиджа России за рубежом несет Россотрудничество.
Как заявил «Коммерсанту» источник в российских дипломатических кругах, речь идет о «радикальной реформе работы Россотрудничества» и, по сути, превращении его в аналог Агентства США по международному развитию (USAID), деятельность которого в РФ была запрещена осенью 2012г. Более 500 млн доооларов пойдут на адресные двусторонние проекты, а собственный бюджет агентства вырастет до 9,5 млрд руб.
Предусмотрено несколько направлений работы в обозначенном направлении. В рамках программы содействия образованию деньги - 32 миллиона долларов - получают семь стран: Ангола, Эфиопия, Мозамбик, Замбия, Вьетнам, Киргизия и Таджикистан
Ожидается, что все внимание будет сконцентрировано на адресных двусторонних проектах в важных регионах, первый среди которых — постсоветское пространство.
Глава Россотрудничества Константин Косачев подтвердил журналистам планы реформирования ведомства. По его словам, в основе новой модели лежит реализация каждого вложенного рубля «в нескольких компонентах с пользой и для страны-получателя, и для имиджа России». С учетом важности этой задачи бюджет Россотрудничества вырастет с нынешних 2 млрд рублей до 9,5 млрд к 2020 году.
Федеральное агентство увеличит число иностранных студентов, принимаемых в российские вузы на бюджетной основе, нарастит количество российских центров науки и культуры за рубежом и активизирует работу с соотечественниками. Кроме того, в 2017г. Россия проведет Международный фестиваль молодежи и студентов, подобно тому, как СССР поступал в 1957 и 1985гг.
Все это должно способствовать «формированию объективного образа РФ» за рубежом, «росту внешнеполитического эффекта от оказания Россией помощи странам СНГ и другим государствам», «созданию оптимальных условий для продвижения российского бизнеса, науки, образования и культуры».
Эксперты сходятся во мнении, что Россия нуждается в улучшении имиджа за рубежом. Однако существует множество мнений. Как это сделать и насколько действенна будет представленная программы. Свое виденье проблемы эксперты представили «Актуальным комментариям».
Разговоры о том, что России нужен свой аналог института Гете или Сервантеса ведутся давно. Но пока наши структуры топчутся в этом вопросе на одном месте.
Нам нужна не столько пропаганда России, сколько поощрении прямых обменов студентов. Также на надо развивать туризм. На Западе, да и на Востоке мало знают о России. Там часто срабатывают стереотипы, мифы прошлых лет о России. Обусловлено это тем, что в Россию мало ездят. Если Россия станет страной, популярной для туристов, это гораздо больше позволит улучшить имидж страны, чем прямая лобовая пропаганда или публикация статей в западных медиа.
Методы прямой пропаганды устарели. Что касается создания институтов, которые бы продвигали русскую культуру, конечно, идея заслуживает одобрения. Но надо знать, что именно мы продвигаем. Современные образцы культуры очень слабые. Это не вызовет интереса на Западе. Кроме того она ориентирована на изображении России как экзотической страны, де совершаются разные злодейства. Это разрушает наш образ за рубежом, а не помогает.
Так что ставку надо делать на туризм, проведение крупных международных мероприятий.
Приятно, что эти вопросы улучшения имиджа России начали обсуждаться в России на всех уровнях власти. Постепенно приходит понимание, что без таких инструментов влияния нам не обойтись.
Наш «Фонд исследования проблем демократии» уже больше полугода проводит масштабное исследование в России по изучению «мягкой силы» и ее механизмов. Свое мнение высказывают как государственные служащие, так и представители НКО, журналисты, общественные деятели, ученые, специалисты- международники.
Не надо забывать, что понятие «мягкая сила»-двойственное. Это признают и американцы, которые ввели это понятие. Джозеф Най, который одним из первых предложил этот термин, в своих книгах говорит не только о «мягкой силе». А это понятие он определяет двояко. С одной стороны, он говорит просто об инструментах влияния, которые позволяют влиять исходя из целей США. Он включает в инструменты «мягкой силы» в том числе использование разведывательной информации, информационно психологические механизмы.
С другой стороны, акцентирует внимание на привлекательности страны, использовании этих ресурсов, чтобы в других странах выбирали подходы, выгодные для США, без явного их воздействия.
Однако, несмотря на имплантированноть понятия «мягкая сила» в политику США, за последние десять лет был нанесен удар по этому инструменту влияния. Это произошло в связи оккупацией Ирака, что было совершенно бессмысленно с точки зрения национальных интересов. Не надо забывать о миллионных демонстрациях Европе, обострении отношений союзниками по НАТО – Францией и Германией и т.д. Негатив по отношении к США растет в Афганистане, Ливии, Пакистане, других странах. Не дала результатов «мягкая сила» в Грузии, где США долгое время поддерживали агрессивный и коррумпированный режим Саакашвили. «Мягкая сила» США сейчас находится в глубочайшем кризисе.
Так что использование механизмов «мягкой силы» - вопрос непростой. Поэтому и нам не надо ограничваться исключительно понятием «мягкой силы». Надо развивать все средства влияния России – от экономических, до гуманитарных. Правильно, что Рос сотрудничество старается действовать по нескольким направлениям. На самом деле, то, что понимание необходимости задействовать эти механизмы, включая «мягкую силу», - личная заслуга Константина Косачева.
Очень хорошо, что увеличен бюджет. Перед Россотрудничеством стоит сложная задача сочетания государственных ресурсов и гражданского общества. Устранение бездумных трат государственных средств, поддержка эффективных проектов – одно из важных направлений Россотрудничества.
Улучшать и поддерживать имидж России за рубежом необходимо. Об этом свидетельствуют соцопросы. Представления о Росси за рубежом часто основаны на мифах, причем очень старых. Если мы собираемся устраивать партнерские отношения с какой бы то ни было страной,мы заинтересованы в том,чтобы о нас было адекватное представление. И этим надо заниматься.Это нормальное продвижения бренда страны.
Выделенные средства вполне приемлемы. Но здесь уместно сравнение с английским газоном, которому 300 лет, и он выше нашего, так как а мы только что посадили. Например, институт Гете - это очень эффективная структура.Но ведь этому институту и много лет.
А у нас опыт создания таких институтов - только во Франции и США. У нас есть опыт работы, связанный с популяризацией русского языка – фонд «Русский мир» этим занимается. Во многих странах осуществляются продуктивные программы.
Если говорить о продвижении имиджа России в целом, надо понимать воздействие на иностранную среду. Программы должны быть продуктивными, а для этого русские центры должны быть сосредоточены в столицах европейских и других государств. Эти организации должны иметь возможность выводить на международный уровень нашу культуру. После нефти культура - наш главный ресурс. Организации, продвигающие ее, должны иметь недвижимость за рубежом. Если «Русский дом» дом расположен в Париже, и он является нашей собственность, это делает его стабильным, его не могут закрыть или выгнать из здания.
Что касается конкретной работы, несколько лет назад продвигать имидж России за рубежом было поручено МИДу. Но там речь шла скорее о продвижении образа России в СМИ. Насколько мне известно, результат был нулевой. Поскольку этим занимались непрофессионалы.Вопрос кадров очень важен. Если на этот раз предполагается создание целых институтов, то я думаю здесь все будет более существенно и задействованы будут профессионалы.