Усиление парламента
Несмотря на все сложности и трудности, у российского парламентаризма есть реальная история. Она весьма драматична. Во многом, это, на мой взгляд, случилось потому, что в начальный период существовали некие завышенные ожидания, парламент как институт был в значительной степени идеализирован, и представление о его роли и о его возможности были резко преувеличены. Мы помним, чем это закончилось - двоевластием и установлением политической системы, в которой именно исполнительная власть является центром.
Дальше мы также помним, что соотношение так и не удалось найти. Конституция 1990 года была очень большим достижением, но проблемы оптимального соотношения между равновесием и динамикой политической системы она не решила. К концу 1990 годов мы знаем, что политическая власть, а точнее президентская власть, не смотря на ее центральное место, в общем-то, очень сильно деградировала. Снова усилилось влияния парламента, и даже скорее не парламента, а тех групп элиты, которые были представлены в верхней и нижней палатах Федерального Собрания.
Первое десятилетие XXI века, так называемый нулевые, прошли под знаком утверждения президентской власти. Это был исключительно важный период, но оборотной стороной утверждения президентской власти стало снижение роли других институтов, включая парламент.
Сейчас, как мне представляется, политическая система вступила в новый период развития, для которого характерна постепенная дифференциация консолидированной политической системы. Более конкретно - это предполагает постепенное повышение значения парламента.
В этом направлении был сделан ряд шагов - не революционных, а процедурных и технических, но исключительно важных по тем эффектам, которые они будут производить. Я имею в виду, прежде всего, введение в качестве конституционной нормы процедуры отчетности правительства перед Государственной Думой и создание аналогичной процедуры на региональном уровне. То есть, отчетности исполнительной власти регионов перед региональными парламентами. Эти процедуры начали уже работать.
Кроме того, не нужно забывать и о том, что были внесены и другие поправки в Конституцию, а именно: произошло увеличение продолжительности работы и президента, и Государственной Думы.
Как правило, от данных поправок, позитивных эффектов не видят, хотя это неверно. Поправки содержат высоко трансформационный потенциал, потому что реализация этих поправок пролонгирована на период после 2012 года, и она приведет к размыканию сдвоенного электорального цикла.
Выборы в Госдуму станут проводиться отдельно от выборов президента. Это означает, что выборы в Государственную Думу приобретут самостоятельную ценность, прежде всего, для участников. Непосредственным следствием этого будет повышение политического значения выборов в Государственную Думу для политического класса России.
То есть, нынешний этап развития политической системы обещает нам постепенное повышение роли парламента, его политической роли. Это дает нам основание со сдержанным оптимизмом оценивать перспективы развития парламента как института в нашей стране.
Алексей Зудин, специально для Актуальных Комментариев