Комментарий
3739 18 марта 2021 14:48

Ужесточение правил игры: уйдут ли иностранные сервисы с российского рынка

Юрий Синодов экспертЮрий Синодов

Юрий Синодов
экспертЮрий Синодов
Иностранные IT-компании с аудиторией более 100–500 тыс. российских пользователей могут обязать регистрировать юридические лица в РФ и платить здесь налоги. Об этом пишет «Коммерсантъ». В свою очередь зарубежным социальным сетям, контентным и игровым сервисам будет доступен формат «цифрового резидентства». Они смогут пройти онлайн-регистрацию на сайте ФНС.

По данным издания, подобные действия необходимы для обеспечения равных условий исполнения законодательства для иностранных и российских компаний, работающих в нашей стране. Новые требования также могут затронуть Google и Facebook, которые зарабатывают деньги на рекламе, а также агрегаторы — Booking и Amazon.

Корреспондент «Актуальных комментариев» спросил создателя сайта Roem.ru Юрия Синодова о том, как ужесточение требований к иностранным компаниям повлияет на их стратегию работы в России.

— В первую очередь речь идет об экономике. Первый вопрос — это регистрация иностранных компаний, которые нанимают на работу российских сотрудников. В таком случае многие иностранные фирмы, продающие услуги разработок (так называемые body shop), переводят деньги работникам, при этом обязанность оплаты НДФЛ должен брать на себя сам сотрудник. А они чаще всего уходят от этого, потому что налоговая не всегда охватывает все население. Иногда сотрудники попадают на штрафы. Хотя, на практике это случается редко, но большая недоимка по уплате налогов может привести к уголовному преследованию. В данной ситуации, налоговым агентом, то есть тем, кто будет отвечать за оплату, будет являться иностранная компания. То же самое происходит с НДС. На сайте ФНС есть реестр компаний, которые платят этот вид налога, например Facebook, Amazon и др., кто продает рекламу и сервисы. Тут вопрос отлажен, и я думаю, что с НДФЛ все будет работать похожим образом.

Что касается «цифрового резидентства», то тут скорее идет речь о том, что такие площадки, как Facebook, Twitter, получают огромные деньги за рекламу. Это ведет к отрицательным последствиям. Во-первых, страдают наши собственные медиа, потому что они недополучают выручку из-за развития альтернативных площадок. Это относится к «Одноклассникам», «Яндекс», «ВКонтакте». Деньги просто уходят в Facebook и YouTube, и они утекают из России. 5-10% их выручки идут на Запад, а это, с точки зрения дохода российских компаний, не очень хорошо. Я предполагаю, что сейчас стоит задача, чтобы реклама у иностранных сервисов подорожала, тогда ее будут покупать меньше, и нашим медиа станет легче. Не знаю, насколько это поможет. Но то, что рано или поздно начнется регулирование иностранных соцсетей — это очевидно. Слишком большие потоки денег уходили из нашей страны. Налоговая очень резко реагирует на трансграничные платежи. Это вызывает некоторые подозрения, поэтому контроль — это один из способов разрыва цепочек при уклонении от налогов и обналичивании денег.

В целом я думаю, ужесточение требований к работе иностранных компаний в России не повлияет на их решение уйти с рынка. Думаю, что они останутся. Но это уже больше не экономический, а политический вопрос. Это касается, как СМИ, так и Facebook, Twitter и YouTube. Они решают некоторые политические задачи, поставленные снаружи, поэтому им проще остаться в России хоть в каком-то качестве, при этом зарабатывая деньги. Если они уйдут, то потеряют влияние и заработок.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".