Статья
679 6 февраля 2009 14:25

В Госдуму внесены поправки в закон "О политических партиях". Предлагается снизить численность членов партий, необходимую для их регистрации и деятельности. Поправки также вводят принцип ротации руководства партий.

Президент РФ Дмитрий Медведев внес в Госдуму поправки в закон "О политических партиях", снижающие необходимую для регистрации и деятельности партий численность с 50 до 40-45 тысяч человек, сообщили в пятницу в аппарате нижней палате парламента.

Поправки также вводят принцип ротации руководства партий. 

 

 

Комментарии экспертов

Если говорить о первом решении, то это ложится в логику изменения и улучшения законодательства, о которых было заявлено в Послании президента Федеральному собранию. Говорить о том, что этого как бы достаточно для либерализации политической жизни, не приходится. Более того, я думаю, что целый ряд барьеров, существующих сегодня (искусственно завышенный 7% или 5% барьер на выборах), безусловно, затрудняет развитие партийной жизни. Но само по себе снятие таких отчасти искусственных ограничений – шаг, конечно же, позитивный. 

Что же касается решения по ротации партийных кадров, то пока что до конца задачи и смысл этого решения не разъяснены президентом (в том числе, и в Послании), а, с учётом тех особенностей, которые есть сегодня, велика вероятность, что по сути это ограничение станет инструментом давления на КПРФ. Насколько можно судить, и у сторонников Жириновского, и у «Справедливой России» есть способ сохранить своего номинального лидера вне зависимости от существующих ограничений, поскольку номинально их статус звучит не как председатель партии, а по-другому. Поэтому пока до конца суть этого решения президентской стороной не разъяснёна, и существует риск, что решение будет предъявлено как более конъюнктурное.

Эти два момента являются элементами более широкого пакета политических реформ, которые были предложены президентом в ежегодном послании, поэтому их нельзя рассматривать изолированно от других принципов повышения эффективности механизма политической системы: того, что связано и с уточнением принципов подбора кандидатур губернаторов, и с изменением порядка формирования Совета Федерации, и с отменой избирательных залогов (то, что касается уже электорального процесса), и перспектив квотирования мест для малых партий и т.д. То есть на самом деле эти два момента – составная часть этой более широкой политической реформы, поэтому их и нужно воспринимать в этом контексте. 

Сейчас мы пришли к определённому завершению формирования контуров партийной системы далеко и надолго, то есть партийная система более-менее пришла к тем параметрам (и по количеству партий, и по их конфигурации), которые, скорее всего, будут определяющими уже на долгосрочный период, поэтому речь идёт о том, чтобы придать этой партийной системе дополнительные функции, механизмы эффективности и обратной связи с социальными запросами, с общественными интересами. Отсюда вытекают эти меры по снижению определённых требований к партиям, включая требования и по численности, и по сбору подписей. Сюда же встраивается идея усиления роли малых партий, включая и перспективу выделение квот для партий, не преодолевших барьер в 5%. 

В свою очередь, идея, связанная с необходимостью установить какие-то общие принципы внутрипартийной жизни, общие принципы ротации партийного руководства (не регламентируя при этом, конечно же, всю внутрипартийную кухню и внутрипартийную демократию), тоже направлена на то, чтобы известным образом оживить развитие партий как таковых внутри себя, поскольку когда ослабляются механизмы внутрипартийной демократии, сама партия не развивается изнутри, и в результате мы видим, что это начинает плохо сказываться на её способности отражать и адекватно реагировать на процессы, которые происходят в обществе, на социальные трансформации, на отражение интересов общества. Поэтому какие-то минимальные требования к внутрипартийной демократии и к периодическому обновлению партий выглядят в данном случае логично.

Что касается пункта снижения количества членов партии, я считаю, это - пункт манипулятивный. С формальной точки зрения, это является послаблением для малых партий и как бы расширяет возможность регистрации новых партий. Но, с фактической точки зрения, разницы между 50 000 и 40 000 членов нет никакой, и необходимо прилагать примерно те же самые усилия для нахождения что 40 000 сторонников, что 50 000 сторонников. Поэтому в этом смысле это манипуляция, которая как бы говорит о том, что у нас закон становится более либеральным, хотя фактически ничего такого за этим не стоит. 

Второй пункт, который касается ротации руководства партии – это пункт действительно необходимый. Он позволяет ротировать элиты, ротировать кадры, не позволяет существовать застою во власти, потому что у нас есть некоторые партии, в которых руководители не меняются по 15 лет, и мы все эти партии знаем. Это и коммунисты, и ЛДПР. И нельзя говорить, что это направлено против двух партий – против коммунистов и против ЛДПР. Нет, это касается и «Единой России» в том числе, потому что за последние 4 года никаких изменений в руководстве партии я не увидел, за исключением того, что Путин стал руководителем. Идея ротируемости руководства – действительно хорошая и нужная штука. Если у нас исполнительная власть должна ротироваться, то пусть и партия, как элемент политической системы и государственного устройства, тоже имеет подобную ротацию.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".