Статья
818 25 мая 2010 23:00

В Казани обсуждаются визы с ЕС

В Казани накануне открылось 12-е заседание Постоянного совета партнерства Россия — ЕС по вопросам свободы, безопасности и правосудия. На заседании планируется обсудить итоги и перспективы сотрудничества Россия — ЕС по обозначенным темам. Также на повестке миграционные и пограничные вопросы, ход выполнения соглашений Россия — ЕС об упрощении выдачи виз и о реадмиссии, состояние безвизового диалога Россия — ЕС, борьбы с транснациональной преступностью, с незаконным оборотом наркотиков, терроризмом и торговлей людьми, а также правового сотрудничества в гражданской, торговой и уголовной сферах.

Как известно, возможность отмены виз с Европой обсуждается достаточно активно. Глава внешнеполитического ведомства Сергей Лавров заявил, что Россия готова к отмене виз и может перейти к такому режиму хоть завтра. Но европейские партнеры пока на этот шаг пойти не решаются, хотя специалисты оценивают угрозу со стороны России в плане преступности и нелегальной миграции как маловероятную.

На заседании Постоянного совета партнерства запланирована презентация Бельгией приоритетов в области свободы, безопасности и правосудия на период своего будущего председательства в Евросоюзе. По итогам работы совета будет принято заявление.

Среди участников мероприятия в Казани - министр юстиции Александр Коновалов, глава МВД Рашид Нургалиев, директор Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский.
 

Комментарии экспертов

Само по себе наличие этого вопроса в стадии обсуждаемого является рычагом давления на Россию. Чем больше его будут обсуждать, тем больше можно выдвигать требования. Есть чисто практическое  соображение: Европа и так наводнена мигрантами, поэтому они понимают, что если они сделают безвизовый режим, то поток желающих попытать счастье в Европе из России в разы увеличится. Будет ли это хорошо? Не факт.

Видимо, они считают, что тот, кто хочет съездить в качестве туриста и принести там прибыль, и так приедет. Все остальные, может быть, и не очень там нужны.

Что касается законодательных норм, то наши нормы формально с европейскими совпадают. В 90-х годах были приняты все территориальные нормы, и я не вижу большой разницы между законодательством РФ и ЕС в том, что касается обеспечения политических прав, свобод. Вопрос в том, соблюдается это или нет. Но если смотреть букву закона, то мне не кажется, что мы  не ушли далеко от европейского законодательства. Просто надо понимать, что за всеми этими обсуждениями стоит политическая игра.
 

Россия серьезного миграционного давления на Евросоюз не оказывает. Это подтверждают и французские дипломаты, говоря о том, что Россия не является источником заметных эмиграционных потоков по отношению к Франции. Скорее, на Россию смотрят как на страну, через которую может быть транзитная эмиграция -  из Афганистана, Центральной Азии, возможно даже из Китая.

Но это в значительной мере все-таки вопросы, которые касаются непосредственно России, ее собственных миграционных потоков. Но в Восточной Европе по этому поводу единодушного мнения нет, хотя в целом претензий к РФ тоже.

Мржно сказать, что и людей-то у нас мало - мы огромное количество эмигрантов отпустили в 90-е годы. Вот только собственный эмиграционный потенциал вообще мизерный – почему мы только привлекаем эмигрантов, а не отправляем их.

Что касается преступности – тут, конечно, несколько более сложная картина. И проблема даже не в том, что российская преступность страшна и велика, а в том, что российские механизмы борьбы и контроля над криминалом очень слабы и неэффективны. Даже при том же объеме криминального потенциала, который Россия имеет наряду с другими странами, мы подавляем этот потенциал менее эффективно.

Преступности как таковой у нас не намного больше, чем в других странах, но уровень работы исправительных органов существенно ниже даже чем в Восточной Европе, не говоря про Западную. Эффективность меряется тем, насколько они пользуются доверием населения, насколько они могут опереться на достоверные источники информации, насколько они коррумпированы или не коррумпированы.
 
По всем этим параметрам мы отстаем даже от Венгрии, где дела обстоят по еропейским понятиям совершенно неблагополучно. Проблема не в том, что Россия не может договориться с Европой, проблема в том, что по этим вопросам Европа не может договориться внутри себя.

Если бы вопрос о визовом режиме между Россией и Евросоюзом решался исключительно Западной Европой – то есть, если бы он решался в Париже, Лондоне, Берлине, тем более еще в Испании, Португалии, то вопрос был бы решен за пару недель. Но есть еще Польша или другие наши братские страны, они, в том числе по политическим причинам занимают очень жесткую и прямо противоположную позицию, блокируют любые попытки Запада к сближени.  и это уже проблема не двусторонних отношений России и ЕС, а внутренние отношения ЕС и двусторонние отношения между ЕС и соседними странами.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".