Статья
290 6 апреля 2012 17:49

В князи - только из грязи

Муниципальный губернаторский фильтр может существенно капитализировать роль власти на местах: будущий «князь» должен точно знать, почем фунт весенней жижи на не заасфальтированном проселке.

Президентская либерализация политического пространства обрастает новыми существенными подробностями. Вступил в силу закон, упрощающий порядок регистрации партий. Теперь же дискуссия разворачивается вокруг законодательных новаций в области прямых выборов губернаторов. На встрече главы государства с губернаторами, представителями региональных заксобраний и муниципалами прозвучали «штрихи» к будущему «портрету» губернаторского закона. Была высказана мысль о том, что для тех, кто решит попытать себя в прямых выборах глав регионов, следует ввести предварительный отбор кандидатов на уровне местного самоуправления.

Предполагается, что претендент перед своим выдвижением заручился поддержкой определенного числа депутатов муниципалитетов. Дмитрий Медведев поддержал эту инициативу, напомнив, что во внесенном им в Госдуму законопроекте такой нормы нет, но она могла бы там в каком-то виде появиться. Президент также предостерег от чрезмерности в этом вопросе. По его мысли, представители регионов должны сами определиться с тем, какой процент голосов местных депутатов должен будет получить от них будущий кандидат в губернаторы. Этот барьер, считает президент, не должен быть запредельным и запретительным: «может быть - 5-7%, может быть - какая-то вилка».

Инициатива вполне может стать первичным «тестом на вменяемость» для всякого рода, как выразился Медведев, «дурачков, городских сумасшедших и проходимцев». И такой подход не лишен смысла. Выборная история страны в 1990-е и 2000-е годы являла немало примеров, когда с помощью эпатажа, уловок, заведомо несбыточный обещаний, а иногда и банальных денег, потраченных на политтехнологов, выборные места, в том числе и губернаторские, занимали неоднозначные личности. Их-то и можно будет отсеять в самом начале выборного пути.

Собственно, само введение нормы муниципального фильтра по духу может упрочить наметившийся демократических тренд в политсистеме. Оно снимет с президента «неудобную» миссию по отсеиванию региональных соискателей. Да и делегирование этих функций на низовой уровень укрепит как пассивное, так и активное избирательное право гражданина.

С другой стороны, муниципальный фильтр стройно ложится в фарватер заявленного властью курса децентрализации, направленного на расширение полномочий муниципалитетов. В конце минувшего года уже было заявлено, что муниципалитеты получат больше экономических рычагов для осуществления своих функций. Теперь же, судя по всему, настал черед делегирования политического влияния с федерального на местный уровень. Посредством фильтра роль муниципалитетов (в частности, вес мандата депутата самого низового уровня) значительно капитализируется. Муниципалитеты, с помощью участия в процедуре избрания губернаторов, смогут избавиться от царящего на местах комплекса собственной неполноценности, когда лишь приходится делить крохи вечно дефицитного бюджета, а в глобальных политических процессах их роль стремиться к нолю. Теперь же именно к ним «на поклон» будут идти те, кто захочет претендовать на «княжеский» региональный титул. И «просители» должны будут точно знать цену превращения весенней жижи на проселке в асфальт, чтобы заложить ее впоследствии в региональный бюджет. Так что в «князи» - только из грязи.

Ключевую роль в этом процессе, судя по всему, предстоит сыграть политическим партиям. Уже сейчас представляется очевидным, что они будут обязаны перестать игнорировать местные выборы, стремясь получить как можно больше тех самых пока часто «непрестижных» муниципальных мандатов. Сегодня лишь некоторые системные игроки в большей или меньшей степени идут на местные выборы. У новых политических игроков появляется реальный шанс деятельно влиять на процессы, избравшись местным депутатом.

Кстати, Болотная площадь и проспект Сахарова – пусть и холодно, но комфортно, если метро недалеко. А вот в качестве депутата найти денег на лампочку в фонаре в поселке в 100 километрах от МКАД – дело ли это «креативного класса»? От степени участия новых игроков в местных выборах это и станет понятно уже нынешней осенью.

В связи с данной новацией, конечно, возникают вопросы технологического порядка. Например, как конкретно будет реализовываться муниципальный фильтр? Конфигурация механизма пока не предложена. (Кандидатам придется ездить по муниципалитетам и общаться с депутатами? Какова должна быть выборка – нужно будет иметь поддержку от всех муниципалитетов региона или достаточно будет голосов одного крупного? и т.д.) Впрочем, также пока не попала в качестве поправки в закон и сама эта норма. Но международный опыт на этот счет имеется. Эксперты отсылают к французским реалиям, где кандидат в президенты должен заручиться подписями 500 выборных лиц (магистратов), коих всего во Франции насчитывается 50 тысяч. Получается 1%. Так что заявленная президентом рамка в 5-7%, учитывая его желание не делать этот барьер заградительным, еще может измениться.

Общим местом противников и сторонников муниципального губернаторского фильтра является то, что власть должна быть ближе к народу. Фильтр может приблизить это желание. Окончательно же «выписать» конфигурацию выборности губернаторов предстоит Госдуме. К процессу, в рамках работы комиссии Вячеслава Володина, приглашаются и оппозиционеры, так желавшие сделать парламент местом для дискуссий. Придут ли они в этот раз, или на Болотной все же комфортней?

Ефим КУЦ

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".