Статья
1011 25 ноября 2010 0:00

В Москве обсудили бизнес-климат

В Москве прошла всероссийская конференция «Конкуренция в России: как создать благоприятный климат для развития бизнеса?», организаторами которой выступают Министерство экономического развития РФ и Правительство Москвы.

В рамках конференции в столице собрались представители федеральных и региональных органов власти, предприниматели из субъектов России, которые совместно обсуждают ключевые проблемы в сфере развития конкуренции и создания благоприятного климата для бизнеса в нашей стране, а также лучшие региональные практики в данной области.

Конференция проходит в формате открытых дискуссий с участием представителей федеральных, региональных и местных органов власти, российских и зарубежных компаний, ведущих экспертов и специалистов в сфере экономической политики.

На пленарном заседании «Что могут сделать Федерация, регионы и компании для развития конкуренции в России?» одной из первых выступила глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина. Она говорила об очевидных преимуществах конкуренции – более низкой цене для потребителя и более высоком качестве продукции. В отношении цен глава Минэкономразвития привела пример, что при отсутствии конкуренции покупатель переплачивает 20-40% реальной цены.

«Теоретически преимущества конкуренции все понимают, однако главная проблема заключается в том, что пока нет общественного запроса на конкуренцию», – заявила Эльвира Набиуллина. Она объяснила это тем, в нашем обществе исторически не сформировалось восприятие конкуренции как ценности.

«В позднесоветский и постсоветский период доминировал патернализм,  успешным оказывался тот, кто ближе к чиновнику. И до сих пор эта тенденция сохраняется. Сегодня необходимо создавать условия, когда путь к успеху лежит через конкуренцию, а не через чиновничий кабинет», – считает министр.

Есть, по ее мнению,  и другие причины отсутствия конкуренции в стране как ценности – в частности, сложившаяся структура экономики, когда были важны большие предприятия для работы на международных рынках. «В итоге мы сегодня имеем сеть больших предприятий -монополистов», – констатировала участник конференции.

 Чтобы конкуренция росла, нужно создавать благоприятный экономический климат, нужна соответствующая экономическая политика. «Некоторые шаги в этом направлении сделаны, что отражается в международных рейтингах, – рассказала министр. – По такому показателю как "документы, необходимые для регистрации бизнеса" Россия в международном рейтинге поднялась за последние три года с 704 до 540 места». Эльвира Набиуллина отметила, что все равно это не лучший показатель, однако сделан большой шаг вперед.

Среди достижений последнего времени – то, что Россия теперь занимает 18 место в рейтинге по статье «исполнение контрактов». «В 90-е годы эта была проблема, бизнес не доверял бизнесу, но сегодня ему удалось выстроить правильную схему взаимоотношений», – отметила министр. В то же время, по статье «административные барьеры» мы занимаем 124 место, что, по словам Набиуллиной, не лучший показатель.

Подводя итог выступлению, глава Минэкономразвития заявила: «Диагноз поставлен, теперь  необходимо вырабатывать решения. На это направлена программа по развитию бизнес-климата, к выработке которой подключены регионы. Очень важно наладить диалог государства и бизнеса, с тем, чтобы была обратная связь».

Другой выступающий – Андрей Шаронов, управляющий директор компании «Тройка Диалог», сосредоточился на вопросах конкуренции меду государством и бизнесом. Одна из проблем в России, по его мнению, это то, что потребители не объединены в структуры, хотя именно они заинтересованы в конкуренции.

Кроме того, государство, по его наблюдению,  продолжает увеличивать присутствие в экономике. «Это заблуждение – считать, что госкомпания будет лучше заботиться об интересах государства, чем частная компания», – полагает участник конференции.  Сейчас госкомпаниям поручено представить отчет, как они задействуют инновации. Однако Шаронов не видит здесь особого смысла, т.к. у государства  нет ресурсов оценивать весь объем полученной информации.

Он также обратил внимание на конкуренцию внутри госаппарата. «Из 1228 чиновников всего 3 человека имеют степень западного университета, в то время как в других странах с развивающейся экономикой показатели выше. В Китае 16 министров с такой степенью», – отметил глава компании. По его мнению, если чиновники не работали в бизнесе, им сложно быть эффективными по такому направлению, как развитие конкуренции.

На пленарном заседании другие докладчики также уделили внимание проблемам взаимодействия государства и бизнеса.
Для выработки эффективных инструментов решения проблемных вопросов была организована работа в форме панельных дискуссий «Федерация», «Регионы», «Москва».

Конференция состоялась при поддержке ведущих объединений предпринимателей ОПОРа России, «Деловая Россия», РСПП и ТПП.

Комментарии экспертов

Возможность появления на российском рынке новых компаний существует. Территория инфраструктурно мало освоенная. Мы видим как в крупных, так и в малых городах появление  ряда гостиничных сетей, принципиально новых предприятий, объектов и так далее. Поэтому запрос на новые бизнесы существует, другое дело, что существует и ряд препятствий для них.

Возьмем для примера ситуацию с ЖКХ, когда попытка создания среды управляющих компаний вызвала негатив,  и «руки чешутся» установить монополию.  Существует и большое количество сфер, которые психологически воспринимаются как государственные монополии, хотя таковыми вовсе не являются. Например, городской транспорт в крупных городах, муниципальный автотранспорт. В Москве,  например,  давно назрела задача создания маршрута городского транспорта ночью. Но городские предприятия до этого просто не додумываются, хотя существуют недорогие и понятные идеи. Отсутствие такого внятно выраженного запроса от общества тоже тормозит развитие бизнеса.

Есть также проблема, что более понятной для человека становится модель устройства на работу на государственную службу, в крупную компанию, в то время как психологически модель создания собственного бизнеса воспринимается как менее комфортная, отчасти вследствие инерции мышления общества, отчасти в результате усилившихся в последние годы бюрократических препятствий для создания бизнеса. Мы видим последнюю ситуацию с повышением социального налога, которая, безусловно, ухудшает формирование бизнес-среды в России. Вот таковы факторы, в которых собирается формироваться новый бизнес.

Действия такой организации как ФАС имеют эффект для среднего бизнеса, в системе крупного бизнеса мы видим, что монополизация скорее возрастает, нежели снижается. И понятно, что пока в умах элит доминируют идеи политического монополизма, обратной стороной этого будет монополизация экономических сфер, несмотря на фиаско проекта госкорпораций. Пока иммунитета против монополистических идей  не выработалось.

Что касается ухода государства из капитала компаний, то здесь стоит посмотреть, каковы масштабы, насколько он окончательный, насколько имеет место контртенденция – например, усиление государства в нефтяном секторе, сохранение монополизма в газовом секторе. Т.е. здесь тенденции имеют здесь разнонаправленный характер. Но в целом понимание того, что государство занимается многими сферами, из которых оно могло бы уйти, начиная от нефти и кончая городским транспортом в крупных городах, – такого явно недостает. 

Для развития конкуренции существует ряд препятствий.  Первое – это немотивированность муниципалитетов, которые только стоят с протянутой рукой за субсидиями и средствами помощи сверху и не хотят развивать бизнес. Ощущается также нехватка инфраструктуры, потому что это тоже местообитания конкурентной борьбы. А если негде найти пристанище, если ты хочешь заниматься бизнесом,  а у тебя кроме  скверика ничего нет, конечно, ты можешь в летнее время в скверике каким-то бизнесом заняться…

Крупные корпорации пока не приобрели вкус к  формированию вокруг себя конкурентного слоя малых и средних компаний. Весь мир работает по принципу субконтрактации и аутсорсинга, когда отдается на конкурс или аукцион малым компаниям производство товаров или услуг. Наши компании стараются сделать все это сами. Как у них получается с точки зрения конкурентоспособности – мы знаем об это не понаслышке и знаем, что конкурентоспособность у нас очень низкая.

Практически во всех сферах деятельности малому бизнесу сейчас не очень комфортно, может быть, он в большей степени закрепился в торговле, но это тоже иллюзорные представления о комфортности, потому что как можно говорить о комфортности с учетом того, что произошло недавно в Москве. Вот вам бережное отношение конкуренции, а пример берут с Москвы многие регионы.

Будущее конкуренции заложено в росте малого бизнеса и его диверсификации – если мы сможем за 10 лет повысить долю занятого населения в малом бизнесе  с 22% до 60-70%, то мы существенно повысим уровень конкуренции, и это не самоцель, это шаг к инновационности. Инновации становятся орудием и средством конкурентной борьбы – люди вынуждены обращаться к достижениям науки и технологии, для того, чтобы быть лучше, чтобы опередить, обыграть соседа.

А мы ждем, что инновации должны прийти сами.  Когда инновации будут потребностью в жесточайшей конкурентной борьбе – вот тогда они появятся. Конкуренции в России очень мало, она не развитая, что и определяет ценовую политику. Если мало конкуренции, значит выше цена и ниже качество, потому что элемент монополизма ведет к расслабленности и успокоенности.

3 ноября 2020 Новости
Объём производства высокоэкологичного бензина «Евро-6» на Рязанском НПЗ «Роснефти» превысил 1 млн тонн
 Объём производства высокоэкологичного бензина «Евро-6» на Рязанском НПЗ «Роснефти» превысил 1 млн тонн Рязанский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), крупнейший нефтеперерабатывающий актив «Роснефти», произвёл более 1 млн тонн бензина марки «Евро-6» с улучшенными экологическими и эксплуатационными свойствами.
1 июня 2018 Новости  Алло, я по объявлению: как западные спецслужбы меняют подход в наборе кадров В Сети начинают появляться наглядные доказательства того, что западные спецслужбы полностью меняют стратегию рекрутинга кадров — вместо привычных методов вербовки они используют социальные сети и рекламу на телевидении. 13 апреля 2018 Новости  СМИ и соцсети помогут авторам телеграм-каналов Социальные сети и традиционные СМИ после решения суда о блокировке Telegram решили поддержать авторов, которые ведут популярные телеграм-каналы.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".