Статья
10531 20 ноября 2010 0:01

В НАТО принята новая стратегия

Период охлаждения в отношениях России и НАТО завершен, заявил президент РФ Дмитрий Медведев.

«Мы констатировали, что период охлаждения и претензий завершился. Мы с оптимизмом смотрим в будущее и стараемся развивать отношения между Россией и НАТО по всем направлениям», - сказал Дмитрий Медведев на пресс-конференции в Лиссабоне по итогам саммита Россия-НАТО.

Как подчеркнул президент РФ, в декларации по итогам саммита говорится, что «мы стремимся к развитию стратегического партнерства».

«Борьба с терроризмом, наркопреступность, проблемы, связанные с пиратством, распространением оружия массового уничтожения - все это темы, по которым у нас практически нет расхождений», - отметил президент РФ, напомнив, что даже в самый сложный период расхождений РФ и альянс взаимодействовали по этим направлениям.

Будущая система ПРО не должна разрушить сложившийся ядерный паритет, заявил президент.

«ПРО не должна разрушить существующий паритет, потому что, по понятным причинам, если в результате противоракетной обороны ядерный баланс смещается в ту или иную сторону, это повлечет гонку вооружений», - сказал Дмитрий Медведев.

«В этом смысле идея ПРО может быть и конструктивна, и опасна», - добавил он.

Президент России убежден, что система ПРО должна быть универсальной.

«Все понимают, что в целом система ПРО только тогда представляет ценность, когда она является универсальной, а не является только одним из элементов, помогающим тем или иным странам или распространяющимся только на отдельные театры военных действий», - заявил Дмитрий Медведев.

По его словам, в ходе саммита «по этому направлению была интересная дискуссия». «Мы договорились, что обязательно продолжим работу», - сказал Медведев.

Россия будет участвовать в создании европейской ПРО только на принципах партнерства и равенства, заявил президент РФ Дмитрий Медведев.

«Мы должны разобраться, где наше место, и, конечно, мы должны исходить из того, что наше участие должно быть абсолютно равноправным. Я даже больше скажу. Наше участие должно быть только партнерским», - сказал Медведев в Лиссабоне на пресс-конференции по итогам саммита Россия-НАТО.

Как подчеркнул президент РФ, «другого участия - что называется, для мебели, для вида - быть не может».

По словам Медведева, «либо мы полноценно участвуем, отвечаем за решение тех или иных проблем, или же мы не участвуем вообще».

«А если мы не участвуем вообще, то по понятным причинам мы вынуждены будем защищаться», - сказал президент РФ.

Именно поэтому, отметил он, Россией и была сформулирована целая совокупность идей, на которых она участвует в европейской ПРО. «Это целая совокупность принципов: равноправие, прозрачность, технологичность и ответственность за решение тех или иных задач», - сказал Дмитрий Медведев.

Как считает Дмитрий Медведев, Россия не может войти в НАТО, но не исключает возможности более тесного сближения с Альянсом в случае его изменения.

«В настоящий момент я не вижу ситуации, когда Россия могла бы присоединиться к Североатлантическому альянсу. Но все меняется, меняется Североатлантический альянс. И если он изменится настолько, что станет вопрос о нашем более тесном сотрудничестве с ним, то, я считаю, что здесь не может быть никаких закрытых тем», - сказал Дмитрий Медведев.

По словам главы российского государства, при наличии доброй воли и желания партнеров по Альянсу все эти темы можно обсуждать.

Медведев констатировал, что на сегодняшний день отношения России и НАТО стали гораздо более близкими, прозрачными и предсказуемыми. «Потенциал этих отношений абсолютно не исчерпан. Я надеюсь, что сближение наших подходов по всем позициям будет продолжено. В этом плане после этого саммита я больший оптимист, чем был до того», - заключил президент РФ.

Президент РФ Дмитрий Медведев при этом заявил, что принятая на саммите НАТО финальная версия новой стратегической концепции отражает желание государств - членов альянса развивать конструктивные отношения с Россией.

«Финальная версия, на мой взгляд, все-таки отражает желание государств НАТО выстраивать конструктивные отношения с Российской Федерацией, двигаться в сторону полноценного партнерства. Это хорошо», - сказал президент РФ.

«Поэтому мы считаем, что по направлению развития отношения с Североатлантическим альянсом мы продвинулись вперед, даже несмотря на расхождения и трудности, которые нам еще предстоят», - подчеркнул Медведев.

Россия рассчитывает, что сотрудничество с НАТО, в том числе в сфере ПРО, благоприятно скажется на внутреннем развитии и России, и стран - членов альянса.

«Мы бы не хотели тратить деньги на гонку вооружений, мы это один раз уже сделали, и очень нехорошие были последствия для всех и для Советского Союза тоже. Мы заинтересованы в том, чтобы наша оборонная стратегия была предсказуемой», - сказал Медведев.

Как подчеркнул президент РФ, «если отношения России и альянса будут предсказуемыми и прозрачными, если они будут понятными для нас: где мы сотрудничаем, а где вообще вместе занимаемся какими-то проблемами типа европейской ПРО, нам проще будет выстраивать свою экономическую политику».

«Таким образом, отношения между Россией и НАТО напрямую сказываются на качестве жизни отдельного россиянина, как и на качестве жизни отдельного европейца», - отметил Дмитрий Медведев.

Он обратил внимание на то, что сейчас обсуждается вопрос, сколько будет стоить европейская ПРО, потому что «кризис еще дает о себе знать, ни у кого нет лишних денег». «Понятно, что это будут немаленькие деньги, если мы договариваемся - мы идем на это, но мы должны понимать, во что это все выльется. Поэтому от добрых отношений между Североатлантическим альянсом и РФ зависят темпы экономического развития наших стран. Мы не должны отвлекаться на создание избыточных оборонительных программ, мы должны думать о будущем, о молодежи, об образовании, о помощи слаборазвитым странам мира», - сказал Дмитрий Медведев.

Все это, по словам Медведева, можно делать, если «мы понимаем, во что выливаются оборонные программы».

Президент России принял предложение НАТО о сотрудничестве в сфере противоракетной обороны (ПРО), заявил на пресс-конференции в Лиссабоне по итогам саммита РФ-НАТО генсек Альянса Андерс Фог Расмуссен.

«Вчера страны НАТО решили, что Альянс обретет способность защищать европейскую территорию и население от ракетных атак, и они направили приглашение России сотрудничать с нами. Давайте делать это вместе. Я очень рад, что президент Медведев принял это предложение», - сказал Расмуссен.

Он подчеркнул, что Россия и НАТО будет сотрудничать в защите друг друга.

По словам генсека альянса, нынешний саммит РФ-НАТО явился «поворотным моментом» в отношениях между альянсом и Россией. «Это очень большой успех», - подчеркнул он.

Днем ранее на саммите НАТО в Лиссабоне принята новая стратегическая концепция альянса. Как заявил на пресс-конференции генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, документ является не просто заявлением о намерениях, а планом действий на ближайшие 10 лет.

В документе подчеркивается приверженность НАТО принципам Устава ООН. В стратегии, в частности, говорится, что главная ответственность за поддержание международного мира принадлежит Совету Безопасности ООН, передает Интерфакс. По словам Расмуссена, НАТО останется эффективным инструментом защиты безопасности, свободы и процветания стран-членов альянса.

Генсек НАТО подчеркнул, что первоначальная функция альянса - коллективно оборонять территории своих членов от нападений извне - не изменилась. Однако, по его словам, кризисы и конфликты за границами НАТО могут представлять непосредственную угрозу территории альянса и его населению. В концепции учтены уроки Афганистана и предусмотрена роль НАТО за пределами традиционной зоны ответственности.

НАТО призывает партнеров во всем мире еще шире и активнее сотрудничать с альянсом, поскольку это в интересах мира, подчеркнул Расмуссен. Среди партнеров он особо выделил Россию. Вместе с тем, отметил генсек НАТО, концепция подтверждает политику отрытых дверей, в соответствии с которой любая европейская демократия при желании и при условии соответствия критериям НАТО может вступить в эту организацию.

Он назвал произошедшее в последние десятилетия расширение НАТО «расширением пространства демократии, мира и процветания». НАТО выступает за создание условий для безъядерного мира, но пока ядерное оружие существует, НАТО останется ядерным альянсом, подчеркнул также Расмуссен.

Ранее, открывая саммит, премьер-министр Португалии Хосе Сократеш отметил важную роль НАТО в деле сохранения «демократического мира» на планете.  «Утверждение новой стратегической концепции позволит НАТО защитить своих граждан от новых угроз, таких как терроризм, распространение ядерного оружия, оружия массового поражения, а также организованной преступности», - сказал он.

По словам премьера, в течение 61 года своего существования НАТО внесла большой вклад в поддержание стабильности в мире.
Хосе Сократеш добавил, что этот саммит станет переходным для Североатлантического альянса и позволит его членам расширить свои возможности по решению вопросов, угрожающих их безопасности.

Накануне саммита о политике альянса генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен расказал в интервью британской газете «The Daily Telegraph». «Защита нашей территории и нашего населения останется главной задачей НАТО. Однако мы должны быть готовы к решению возможных проблем с безопасностью за пределами территории стран-членов НАТО», - заявил генеральный секретарь организации.

Неудивительно, что среди главных тем натовского саммита - Афганистан. Андерс Фог Расмуссен объявил о «фундаментально новой фазе» афганской операции. НАТО готовится начать процесс, который должен привести к передаче правительству Афганистана главной ответственности по обеспечению безопасности во всей стране.

По словам генсека НАТО, этот процесс начнется в начале 2011 года, и, если условия позволят, завершится к 2014 году. Хотя при этом он отметил, что силы НАТО останутся в Афганистане столь долго, сколько будет необходимо для выполнения их задачи.

Комментарии экспертов

Сближение России и НАТО должно подразумевать вступление России в альянс, но такого предметного сотрудничества в этом плане не ведется. На Совете Россия-НАТО стороны могут принимать какие-то совместные решения, которые присутствуют на повестке дня. Но если один из членов посчитает, что Россия не должна допускаться к принятию решения, то он вправе отозвать эти вопросы с повестки дня, рассматриваемой Советом.

Поэтому я думаю, что разговоры о тесном сотрудничестве – это, скорее, политический пиар-ход, который инициируется определенной частью российской элиты с целью имитировать сближение с НАТО на текущий момент. Если же они реально готовы идти на сближение, то мы должны вступать в НАТО как один из членов и тогда у нас будет столько же прав, сколько и у той же самой Польши.

Что касается заявления президента Польши по поводу того, что сотрудничество России и НАТО не должно повредить Восточной Европе, то здесь Коморовский оперирует классическим страхом советского периода, когда СССР после принятия доктрины Брежнева подавляло все попытки к самостоятельному развитию этих государств.

И эта система страхов жива до сих пор. Как человек, переживший проблемы Восточного блока, он может воспринимать  расширение сотрудничества России с НАТО как частичное восстановление влияния России на страны Восточной Европы.

Сами члены альянс имеют только одно желание - сохранить НАТО как инструмент обеспечения своей безопасности. Больше у них никаких целей нет. НАТО, в свою очередь, делегирует США все функции по обеспечению безопасности. Только ряд государств Восточной Европы еще вкладывают какие-то средства из своего оборонного потенциала. Все остальные государства сокращают военные расходов, прикрывая эту политику кризисом.

Члены альянса понимают, что единственным государством, которое в любом случае будет вкладываться в развитие военного потенциала, являются Соединенные Штаты. На этом фоне Европа может спокойно развивать социально-экономические процессы, думать о том, как они будут укреплять государство социального благосостояния, решать вопросы с миграции и т.д.

В целом, они перекладывают свои функции на одного единственного субъекта, который еще пытается что-то сделать. Поэтому и существуют идеи дряхления Европы, ее вырождения и постепенного ее перехода на задворки мировой политики.

НАТО в том виде, в котором оно есть сейчас, это по большей части государства, которые ничего не делают, кроме того, чтобы по их территории не распространились в открытом виде идеи национализма и другие вызовы, связанные, например, с распространением ядерного оружия. 

Вопрос о сближении России и НАТО сейчас стоит более актуально, чем когда бы то ни было за последние 20 лет. Об этом говорят достаточно активно не только в России, но и на Западе. Что могло бы и вовсе поменять правила игры и взаимоотношения между Россией и НАТО – так это сотрудничество по ПРО. Однако этот момент пока не согласован, хотя американская администрация в принципе заинтересована.

Если действительно наладить сотрудничество по ПРО, то это бы принципиально изменило отношения Россия-НАТО. В целом же та доктрина альянса, которая сейчас принимается, по сути ничего не меняет: роль России по-прежнему велика, но в то же время страна рассматривается как один из вероятных противников.

Саммит знаменателен самим фактом присутствия президента России Дмитрия Медведева  и тем, что будут обсуждаться мировые проблемы, составляющие основную повестку дня параллельно с обсуждением принятия новой доктрины НАТО.

Сейчас очень многое меняется в геополитике, в первую очередь, на Западе - администрация Обамы начала перезагрузку в отношениях с РФ. Естественно, это сыграло свою роль. Три года назад отношения были на гране замерзания. Но сейчас новая администрация Соединенных Штатов, хотя и сильно ослабленная на прошлых выборах, говорит о необходимости сотрудничества по Афганистану и Ирану.

Кроме того, как для Европы, так и для США существует возможность каким-то образом найти пути выходя из экономического кризиса, учитывая, что Россия сейчас перыбвает в неплохом состоянии экономическом состоянии по сравнению с Европой. То есть, в таком диалоге по безопасности присутствует и экономика тоже, это все взаимосвязано.
 

НАТО сейчас стоит перед серьезной дилеммой: необходимо найти согласованное решение между натовской программой и американской программой, иначе Америка пойдет своим путем, а альянс – своим. Найти решение нужно быстро. К сожалению, план согласованных взаимоотношений между Россией и альянсом н готов. Россия от этого процесса сильно отстает, и естественно за какие-то 2-3 дня составить его не сможем. Это первое мое ожидание от саммита.

Второе – я думаю, что будет принята формула, что Россия готова двигаться в направлении составления плана обновления отношений с альянсом, но для этого нужны ответы на практические вопросы.

России сегодня необходима политическая воля для того, чтобы третьи страны, в данном случае сама Россия, принимали участие в процессе принятия решений на форумах международных организаций. Крайне сложный вопрос: когда Европейский Союз хотел заключить с НАТО соглашение о сотрудничестве, чтобы средства сил НАТО передавались для европейских операций. Турция заблокировала этот процесс. Почему? Потому что Турция, будучи третьей страной для Европейского союза, хотела принимать участие в процессе принятия решений. Потом вето с соглашения была снято, но до сих пор НАТО активно лоббирует интересы Турции в контакте с Европейским Союзом. Мне кажется, что такая логика должна быть распространена и на отношения с Россией, чтобы ЕС лоббировал интересы России в отношениях с НАТО, но пока этого не видно.

И третье – это технические препятствия. Вопрос в том, как рассматривать технические препятствия – их всегда много и политически и технически. Но, на политическом уровне мы можем сказать, что у нас есть технические препятствия и они не преодолимы, то есть использовать их как предлог для воздержания от сотрудничества, для того чтобы не сотрудничать, и это часто делается. Или наоборот сказать – мы хотим, но есть технические препятствия и давайте мы будем совместно их устранять – это другой подход. И поэтому препятствия, конечно, есть и технических препятствий колоссальное множество, но сотрудничество как таковое зависит от того насколько стороны готовы идти по пути устранения этих препятствий совместно, вот это очень важно.

Действительно, возможностей было  утеряно очень много. Сейчас мы стоим на пороге принятия таких же решений, как и в 2007 году. Будем ли мы принципиально готовы менять наши отношения или нас устраивает такая неустойчивость в них? Будем ли сотрудничать в тех областях, где не можем не сотрудничать? По Афганистану, например.

Новая стратегическая концепция НАТО, в общем-то, документ на сегодня засекреченный. И какова она в полном объеме мы узнаем только после того, как саммит пройдет. Мы можем только предполагать что в этой концепции есть, об этом много говорилось, проект концепции в том или ином виде обсуждался много раз. Встречи, посвященные именно обсуждению этой концепции, проходили в разных странах мира, и в том числе, в России.

Как раз из-за того, что у нас были некоторые недопонимания, поздно было принято решение о том, что в Лиссабон приедет наш президент.

Безусловно, у работы НАТО в последнее время появились новые направления. Вероятно, именно они окажутся в секретной, пока новой концепции. Это, например, угроза кибертерроризма, о которой раньше никогда ни на каких форумах речи не шло. Это, например, вопрос об экологических угрозах, о чем раньше тоже в натовских концепциях до сих пор ничего не говорилось. Ну и, конечно, одной из основных линий является вовлечение России в работу НАТО. Но как это вовлечение будет осуществлено на практике, трудно сказать.

Впрочем, не смотря на новшество, основные направления работы НАТО все равно понятны, и основные угрозы сохранились прежние. Это нераспространение оружия массового уничтожения, это ракетные угрозы, это наркопреступность и трансграничная преступность.

И что касается отношений России и НАТО, то у нас тоже останутся некоторые общие практические наработки, хотя бы вокруг Афганистана. До этого у нас все сотрудничество ограничивалось какими-то маленькими шажками, сейчас оно достаточно тесное, и НАТО даже предлагает нам, чтобы мы своих военнослужащих туда направили.

Естественно, наших военнослужащих там не будет, но сотрудничество по Афганистану Будет, безусловно, расширяться, прежде всего в военно-технической сфере. Может быть наши инструкторы будут готовить каких-то бойцов спецподразделений, но я думаю, что не на территории Афганистана.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".