Статья
971 25 сентября 2009 0:04

Varia

Трехсоставная книга сделанных для себя записей Михаила Лифшица, не предназначенных для печати. Зачем их опубликовали и какую цель преследовал тот, кто её выпустил в 2009-ом?

Комментарии экспертов

Михаил Лифшиц для меня, выпускника философского факультета МГУ, является фигурой во многом загадочной. Его портретов я не встречал в университетских аудиториях, о нем редко упоминали мои учителя. Скупые сведения энциклопедического характера о Лифшице разбавляются лишь редкими анекдотами, вроде того, что мне недавно рассказал Борис Куприянов, участник проекта «Фаланстер». Дескать, однажды служил Лифшиц директором Третьяковки, а поскольку времена были неспокойные, шла война, то все музейные сотрудники были переведены на казарменное положение. Директору отчего-то досталось флотское звание капитана второго ранга. И вот ответственный коммунист и патриот Лифшиц ходил на службу в Третьяковку в полном парадном обмундировании...

Звезда Лифшица, когда-то одно из самых талантливых и известных советских философов, начала вновь всходить на интеллектуальном небосклоне лишь в последние годы. Общество устало давиться своим зоологическим антимарксизмом, интеллектуальной вершиной которого оставалось творчество «поэта и композитора» Талькова. В этот момент стало понятно, что Лифшиц остался одним из тех, кто в отличие от очень многих «не продался», и, более того, что его работы по эстетике вообще стоят вровень с произведениями мировых классиков этой дисциплины. Не зря ведь Георг фон Лукач столь высоко ценил Лифшица как молодого коллегу (не ученика!). Известный текст автора «Почему я не модернист?», на мой взгляд, должен входить в обязательную программу любого университетского курса по теории эстетики и искусствоведению, причем помимо академической актуальности в нем угадываются и совершенно ясные политические аргументы и мотивы.

Когда Лифшиц обороняет объективную истину и красоту от релятивизма современного «провокативного искусства», он, собственно, стоит на страже идеалов Просвещения, действуя как подлинный ученик Маркса. Только в мире, где существует объективная истина, возможна политическая борьба за интересы индивидов, пусть даже эта борьба в любой момент грозит обернуться кровавыми жертвами. Я бы встал здесь с Лифшицем в один строй: мы боремся за реальность, за право иметь человеческую сущность, цели, и не сводится к игре означающих. Ведь известно, что если истины не существует, любой политический режим может быть достаточно хорошим. Все дело в том, с какой точки зрения посмотреть на него.

Varia в этом контексте — книга довольно странная. Собственно, разумеется, никакой книги с подобным названием Лифшиц не писал, речь идет о трех разнородных рукописях, которые не предназначались автором для печати. Заметки посвящены разным темам и написаны, надо признать, довольно нетривиально. Сама книга издана тоже вполне достойно, светло-коричневая обложка и страницы с большими неровными полями, имитирующими рукописный текст и приглашающими читателя к со-творчеству на полях. Недоумение, однако, вызывает образ потенциального покупателя такой литературы в сегодняшнем культурном контексте.

Рукописное наследие Лифшица по объему и стилю вполне соответствует записям в блоге. Мир, полный нетбуков, беспроводного интернета четвертого поколения, устройств для чтения на электронных чернилах, принял бы такие заметки, опубликованные в формате, пригодном для изучения на мобильном телефоне, на ура. Зачем потребовалось портить этот пир чистой и быстрой мысли древней бумагой? Ведь даже сочинения Баха мы сегодня слушаем в формате flac.

Книга любезно предоставленна магазином "Фаланстер".

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".