Статья
609 6 ноября 2016 15:29

Вашингтон и Киев после выборов

Вашингтон и Киев после выборов
Фото: Facebook.com

8 ноября в Соединенных Штатах состоятся президентские выборы. Несмотря на сокращение дистанции между кандидатами на финише предвыборной гонки, их наиболее вероятным итогом остается сохранение демократами контроля над Белым домом. 45-ым президентом США, скорее всего, будет избрана Хиллари Клинтон.

В украинской элите этот сценарий развития событий рассматривается как наиболее оптимальный. Поскольку определение внешней политики находится в компетенции президента, отношения США и Украины и американская позиция по разрешению конфликта в Донбассе в плане выбора стратегии и конкретных решений сохранят большую долю преемственности от предыдущей команды, особенно в первый год работы администрации.

Одновременно, в связи с тем, что судьба более приоритетного для Вашингтона сирийского конфликта напрямую зависит от диалога с Кремлем, не исключен вариант резкой активизации дипломатических усилий на украинском направлении сразу же после инаугурации 20 января 2017 года – как с целью сохранения действующих форматов и контактов, так и для ускорения реализации ранее достигнутых договоренностей.

Три фактора являются ключевыми для понимания того, как будет выглядеть украинское направление политики в период президентства Клинтон.

Во-первых, где будет расположен центр принятия решений по внешней политике, в том числе касающихся Украины, и по национальной безопасности.

Во-вторых, кто займет ключевые посты в администрации, в чей круг обязанностей войдет украинское направление и кто будет выступать в качестве главного переговорщика с Киевом и Кремлем.

В-третьих, как будет развиваться стратегия новой администрации в отношении Украины и мирного урегулирования в Донбассе.


Центр принятия решений

То, какую конфигурацию примет команда, отвечающая за национальную безопасность и внешнюю политику, и как в ней распределятся полномочия, будет иметь большое значение в выработке дальнейшей стратегии в отношении Киева и процесса мирного урегулирования на востоке Украины.

В практике американской исполнительной власти центр принятия решений может смещаться от профильных министерств и ведомств в Белый дом и наоборот. Во внешней политике и в сфере национальной безопасности доминирующую роль могут играть советник по национальной безопасности и аппарат Совета национальной безопасности, укомплектованный помощниками президента, отвечающими за конкретные направления. В то же время, когда президент склонен делегировать сильному госсекретарю не только исполнение решений, но и их подготовку, главную роль во внешней политике начинает играть Государственный департамент.

С самого начала своего президентства Обама сосредоточил центр принятия решений по внешней политике в Белом доме. В результате, занимая должность государственного секретаря в 2009-2013 годах, Клинтон и ее профильные заместители в Госдепартаменте, как правило, оставались на вторых ролях, довольствуясь консультативной ролью при разработке стратегии в отношении главных вопросов внешнеполитической повестки дня. Первую скрипку играли президент и его помощники. Особенно большим влиянием пользовался сначала заместитель советника, а затем советник по национальной безопасности Томас Донилон, также работавший в администрации с 2009 по 2013 годы. Донилон поддерживал прямые контакты со многими зарубежными лидерами или их помощниками и представителями для поиска решений конфликтов и вопросов в двухсторонних отношениях, минуя иерархию Госдепа. Как следствие, многие важные договоренности достигались без участия топовых дипломатов, и последние лишь информировались об их содержании.

Для примера, предшественница Клинтон Кондолиза Райс играла меньшую роль в формировании внешней политики на посту советника по национальной безопасности в период первого срока Джорджа Буша-младшего, когда непропорционально большое влияние на главу государства оказывали вице-президент Дик Чейни и министр обороны Дональд Рамсфелд, чем на должности главы Госдепа уже во время второго срока 43-го президента США.

Что касается действующего советника Сьюзан Райс и ее заместителя Аврил Хайнс, то их отношения с главой Госдепа Джоном Керри также носят конкурентный характер. В отличие от Донилона, Райс предоставляет Госдепу большую свободу действий в достижении тех или иных договоренностей. Однако ее мнение часто идет наперекор Керри и имеет решающий характер при выработке конкретной политики, поскольку Обама и в период второго срока предпочитает управлять внешней политикой через своих советников в Белом доме, а не через Госдеп.

Ключевыми фигурами, отвечающими за украинское направление во второй администрации Обамы, стали вице-президент Джо Байден и заместитель государственного секретаря по вопросам Европы и Евразии Виктория Нуланд. Их функции были разделены. Если Байден вступал в регулярные прямые контакты с украинской элитой, обсуждая прежде всего вопросы проведения реформ и их поддержки со стороны США, то Нуланд выполняла функцию переговорщика по конфликту в Донбассе и имплементации Минских соглашений. Для Киева Байден играет роль одновременно «доброго» и «злого» полицейского. Вице-президент остается главным лоббистом интересов украинской власти в Вашингтоне, вместе с тем жестко увязывая предоставление американской помощи с проведением реформ и сохранением единства правящей элиты вокруг прозападного курса. Нуланд, со своей стороны, ведет переговоры с заместителем главы администрации президента Украины Константином Елисеевым и с помощником президента России Владиславом Сурковым, курирующими минский процесс в Киеве и в Москве соответственно. Считается, что она занимает позицию «ястреба» в отношении конфликта в Донбассе. Известно, что чиновник Госдепа поддерживала идею поставок оборонительных вооружений украинской армии в кризисные моменты конфликта на востоке Украины, когда дипломатия переставала работать.

Точку зрения Байдена и Нуланд в СНБ балансируют специальный помощник президента, старший директор по Европе Чарльз Купчан и специальный помощник президента, директор по России и Евразии Селеста Уолландер. Как правило, они отстаивают более сдержанную позицию, склоняя Обаму к упору на дипломатию в урегулировании конфликта и к отказу от прямого провоцирования России, чтобы избежать рисков для Киева, связанных с возобновлением наступления ополченцев. Оба, в частности, выступали против поставок какого-либо летального оружия Украине.

Клинтон склонна доверять проверенному временем и достаточно узкому кругу своих советников в вопросах внешней политики и национальной безопасности. Поэтому есть все основания полагать, что модель принятия решений, которая была принята во время президентства Обамы, в целом сохранится и в новой администрации, когда центр принятия решений, касающихся главных международных конфликтов, находился в Белом доме. Однако многое будет зависеть от кандидатуры Государственного секретаря. Если главный дипломатический пост будет доверен опытному карьерному дипломату или другому политическому тяжеловесу, Государственный департамент может приобрести большее влияние в разработке внешней политики.


Кадры

Глава Госдепа, его заместитель по вопросам Европы и Евразии, советник по национальной безопасности в Белом доме, его замы и помощники по профильным направлениям в аппарате СНБ будут нести ответственность за формирование политики в отношении Украины и конфликта в Донбассе.

В данный момент членом ближнего круга Клинтон, пожалуй, наиболее компетентно разбирающимся в вопросах украинской политики, является Мелан Вервеер, бывший посол Госдепа по глобальным женским проблемам и экс-глава аппарата первой леди в период президентства Билла Клинтона. Вервеер имеет украинские корни и тесные связи с украинской элитой, в частности, поддерживает отношения с зятем экс-президента Украины Леонида Кучмы бизнесменом Виктором Пинчуком. В 2008 году президентом Виктором Ющенко она была награждена украинской государственной наградой Орденом княгини Ольги. Однако Вервеер 72 года, ее приход в администрацию Клинтон в Госдеп или СНБ рассматривается как маловероятный.

В избирательной кампании Клинтон за внешнюю политику отвечают Джэйк Салливан и Лаура Розенбергер. Салливана называют ближайшим советником кандидата от демократов по внешнеполитическим вопросам и считают главным претендентом на пост советника по национальной безопасности. Он уже занимал аналогичную должность у вице-президента Джо Байдена и был директором по политическому планированию в Госдепартаменте. Салливан принимал прямое участие в переговорах по ядерной программе Ирана и в формировании американской политики в отношении Сирии. Во время президентской кампании Салливан допускал, что Клинтон рассмотрит вопрос о поставках летального оружия на Украину. Против Салливана может сыграть его сравнительно молодой возраст – 39 лет.

Розенбергер имеет более короткий послужной список. Она успела поработать в аппарате СНБ, где занималась Китаем и Корейским полуостровом, и в Госдепе. Целенаправленно Европой, Украиной и Россией в кампании Клинтон занимаются бывший посол в России Майкл Макфол, предшественник Нуланд в Госдепе Фил Гордон и бывший заместитель советника по национальной безопасности вице-президента Байдена Джулианна Смит. Все они могут получить посты в администрации.

Американское издание Politico недавно назвало Джо Байдена главным кандидатом на роль госсекретаря. Во время первого срока Обамы вице-президент и госсекретарь часто занимали единую позицию. В администрации Клинтон Байден может продолжать играть ту же роль эксклюзивного переговорщика с Киевом, что и в администрации Обамы. В таком случае центр принятия решений по украинскому направлению и минскому процессу может полностью переместиться в Госдеп.

Среди наиболее вероятных кандидатов из числа карьерных дипломатов двое профессионально занимались Россией и постсоветским пространством. Это экс-заместитель госсекретаря, бывший посол в России и президент Фонда Карнеги Уильям Бёрнс и бывший заместитель госсекретаря по политическим вопросам, который в период президентства Билла Клинтона отвечал в аппарате СНБ за постсоветское пространство, Николас Бернс. Экс-заместитель госсекретаря Венди Шерман была ключевым переговорщиком по Ирану, но при этом имеет украинские корни.

Менее вероятными кандидатами считаются экс-помощник госсекретаря по делам Восточной Азии и Тихоокеанского региона Курт Кэмпбелл, президент Брукингского института, бывший заместитель госсекретаря во времена Билла Клинтона Строуб Тэлбот и адмирал Джеймс Ставридис.

Свою роль в кампании Клинтон играют бывший советник по национальной безопасности Том Донилон и экс-заместитель министра обороны по политическим вопросам Мишель Флурной. Последнюю давно прочат на должность министра обороны. Возможен приход в Госдеп или в аппарат СНБ Иво Даалдера – бывшего постоянного представителя США при НАТО.

Флурной, Даалдер, Ставридис и Тэлбот были соавторами доклада «Защита украинской независимости и противодействие российской агрессии: что следует сделать США и НАТО», представленном в Атлантическом Совете в феврале 2015 года и подготовленным совместно с Брукингским институтом. Авторы доклада выступили в поддержку предоставления Киеву оборонительного летального оружия, в том числе средств противотанковой борьбы, чтобы резко увеличить риски эскалации конфликта для России. 

Не исключено, что свою текущую роль в новой администрации Клинтон сохранит и Виктория Нуланд. Чиновник занимает в некотором роде уникальную позицию в американской элите. Она успела поработать советником вице-президента Чейни и вместе с Клинтон, которая оказывала ей покровительство уже в Госдепе. Учитывая уже выстроенные контакты Нуланд с Киевом и Москвой, она может перейти и в аппарат СНБ, где продолжит выполнять функции переговорщика по мирному процессу в Донбассе.


Стратегия

Украина получила наибольшее внимание от США среди всех стран постсоветского пространства. Администрация Клинтон, скорее всего, сохранит этот фокус, возникший получила после вхождения Крыма в состав России и начала конфликта в Донбассе. Константой останется и ставка на долгосрочную поддержку Киева, которая не изменится даже в случае налаживания отношений с Москвой. Вашингтон будет искать возможности для стратегического укрепления Украины в качестве главного противовеса России на пространстве бывшего СССР, усиления ее связей с Европейским союзом и создания гарантий безопасности.

Вместе с тем, у Вашингтона не получится игнорировать позицию Москвы и ее интересы, поскольку без ее участия невозможно добиться мира ни в Сирии, ни в Донбассе. Поэтому на начальном этапе работы администрации Соединенные Штаты могут предпринимать смешанные и разнонаправленные усилия, заверяя Киев в сохранении политического покровительства и экономической помощи, но при этом одновременно демонстрируя России свою готовность совместно искать пути к возобновлению конструктивного диалога на постсоветском пространстве. В то же время, если эти усилия не увенчаются успехом, в дальнейшем можно ожидать усиления конфронтационной линии Вашингтона в отношении России.

Во-первых, в отношении Минских соглашений новая администрация, скорее всего, в приоритетном порядке будет искать варианты сохранения «нормандского» формата в связи с возможным уходом Франсуа Олланда с поста президента Франции летом 2017 года. «Четверка» остается единственным гарантом процесса мирного урегулирования в Донбассе. Одним из сценариев могло бы стать вхождение США в переговорный процесс напрямую и расширение «четверки» до «пятерки» соответственно. Однако этот шаг ослабит канцлера ФРГ Ангелу Меркель, которой также предстоят сложные парламентские выборы в 2017 году. Вместо этого можно предположить, что администрация Клинтон будет добиваться сохранения интереса нового французского лидера к продолжению переговоров в текущем формате. Кроме двусторонних консультаций с французами, Вашингтон может и более активно задействовать формат переговоров с участием Берлина, Парижа и, возможно, Киева для формирования единой позиции по имплементации Минских соглашений.

Во-вторых, в качестве позитивного шага в направлении Москвы нельзя исключать, что новая администрация заявит о готовности обсуждать форматы и повестку трехстороннего диалога с участием США, России и Украины, чтобы свести к минимуму угрозу возобновления боевых действий на востоке и наметить пути нормализации торговых отношений.

В-третьих, принимая во внимание риски в связи с результатами выборов во Франции и Германии в 2017 году, Вашингтон умножит усилия по обеспечению единства стран ЕС вокруг политики антироссийских санкций и продолжению политической поддержки Украины в Европе.

В-четвертых, Вашингтон может увеличить финансовую помощью Киеву в случае позитивных сигналов о ходе реформ. Клинтон допускала возможность расширения финансовой подпитки Украины при условии повышения ответственности местного правительства. Здесь можно напомнить, что к началу «нулевых» Украина была третьим реципиентом американской помощи в мире после Израиля и Египта.

В-пятых, администрация Клинтон может решить позитивно вопрос о начале предоставления Киеву оборонительных (а в случае эскалации конфликта на востоке – и наступательных) летальных вооружений. В то же время сами поставки могут быть отложены до того, как станет понятно, получится ли вернуть диалог с Москвой в конструктивное русло, либо окажутся прямым ответом на новый кризис в Донбассе.

В-шестых, Вашингтон может предпринять шаги в направлении предоставления прямых гарантий безопасности Киеву, а также содействовать углублению сотрудничества Украины с НАТО. В 2008 году сенатор Клинтон была соавтором резолюции Сената о поддержке предоставления ПДЧ НАТО Украине и подчеркивала открытость дверей в альянс для Киева даже после формального отказа тогдашнего президента Виктора Януковича от стратегии членства в блоке.


____________

Читайте также:
  • Обама хочет вернуться в Белый дом
  • Клинтон опережает Трампа на 12%
  • Трамп-Клинтон: война рейтингов

    Комментарии для сайта Cackle
    23 октября 2020 Колонки
    Как победа Байдена изменит внешнюю политику США
     Как победа Байдена изменит внешнюю политику США Если кандидат от Демократической партии Джо Байден одержит победу на президентских выборах в США 3 ноября, многие международные союзники страны вздохнут с облегчением, считает Джереми Клифф из издания New Statesman.
    23 октября 2020 Колонки
    Кто больше не любит Россию: западные СМИ о последних дебатах Трампа и Байдена
     Кто больше не любит Россию: западные СМИ о последних дебатах Трампа и Байдена Кандидаты на пост президента США от Республиканской и Демократической партий Дональд Трамп и Джо Байден провели финальные дебаты перед президентскими выборами в США 22 октября. Два оппонента встретились в очном формате и выступали чуть более полутора часов.
    3 ноября 2020 Анонс
    Выборы президента США
     Выборы президента США 3 ноября состоятся выборы президента США. Досрочное голосование в ряде штатов уже началось. Соперниками на выборах являются кандидат от республиканцев и действующий глава Белого дома Дональд Трамп и кандидат от демократов Джо Байден.
    © 2008 - 2020 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
    Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".