Визит Медведева в Казахстан
В Казахстане завершилась активная фаза первых учений Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ "Взаимодействие-2009". За ходом учениий наблюдал президент России Дмитрий Медведев, а также лидеры Казахстана, Киргизии иТаджикистана. От Белоруссии приехал министр обороны Леонид Мальцев.
По окончании маневров президент РФ Дмитрий Медведев дал «очень высокую» оценку состоявшимся учениям, назвав их этапным событием в развитии ОДКБ и «нашего взаимодействия». Дмитрий Медведев напомнил, что с момента принятия решения о создании КСОР в декабре 2008 года прошло меньше года. «И уже в октябре не только подписаны и ратифицированы все документы, но мы видели эти силы во взаимодействии, - отметил он. - Это невиданная скорость для таких объединений, с которой и надо работать».
«Это - ответ на угрозы, с которыми сталкиваются наши государства, такие, как терроризм, наркотрафик, религиозный радикализм», - подчеркнул глава государства. Глава государства назвал проведенную работу новым шагом в создании нашей ответной реакции на современные угрозы, исходящие из сложных регионов Центральной Азии и других регионов.
Как отметил президент Казахстана, руководители государств ОДКБ остались довольны проведенными учениями. «Считаем, что такие комплексные совместные учения необходимо проводить раз в два года и, возможно, отдельные учения проводить по линии МЧС и по борьбе с наркотрафиком», - добавил он.
В учениях задействованы до 7 тыс. военнослужащих, более 300 танков и боевых машин пехоты, авиация. Крупные воинские контингенты направили Россия и Казахстан. Так, от России в маневрах участвуют 31-я отдельная десантно-штурмовая бригада ВДВ, другие подразделения специального назначения, 54-я артиллерийская бригада, подразделения ВВС и МЧС.
Казахстанские вооруженные силы на этом учении представляют подразделения регионального командования «Юг», части аэромобильных войск, артиллерия, авиация, а также спецподразделения внутренних войск МВД и спасательные подразделения МЧС. Из Киргизии прибыло подразделение отдельной бригады спецназа «Скорпион», из Армении - мотострелковая рота. Таджикистан и Белоруссия представлены оперативными группами Минобороны.
Все военнослужащие КСОР для участия в активной фазе учений надели новую форму российского производства. Эта форма была и на президентах, наблюдавших за ходом учений 16 октября.
Первый этап масштабных учений «Взаимодействие-2009» прошел в конце августа этого года в Москве в объединенном штабе ОДКБ. Второй этап в рамках оперативно-стратегического учения «Запад-2009» - на территории Республики Беларусь. Третий этап учения КСОР ОДКБ начался в Казахстане в сентябре.
Решение о создании КСОР ОДКБ было принято на саммите организации 4 февраля 2009 года в Москве. Накануне пресс-секретарь президента Наталья Тимакова отметила, что Узбекистан, не поставивший свою подпись под соглашением о создании КСОР ОДКБ, «продолжает придерживаться занятой ранее особой позиции«. Президент Белоруссии пока также не подписал соглашение о создании КСОР ОДКБ, хотя уже заявил о готовности это сделать.
КСОР предназначены для защиты территориальной целостности, суверенитета и обеспечения безопасности, преодоления крупномасштабных кризисных ситуаций на территории стран ОДКБ. В мирное время силы КСОР будут находиться в местах своей постоянной дислокации на национальных территориях, а в особый период будут применяться в соответствии с решениями совета коллективной безопасности. В ОДКБ входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан.
В отношении ОДКБ, а именно ее Коллективных сил быстрого реагирования, звучит определенная критика. Это может быть связано с тем, что, по большому счёту, ОДКБ – это организация одной страны - России. Если посмотреть на состав КСОР, подавляющее большинство сил составляют российские войска, а остальные предоставят по 1000 человек, кто-то еще меньше. То есть это, условно говоря, российские силы, но немного легитимизированные другими государствами, участниками ОДКБ и участниками соглашения о Коллективных силах оперативного реагирования.
Здесь такая же ситуация, как с фондом антикризисной помощи ЕврАзЭС, где львиную долю внесла Россия – около 10 млрд. долларов, а некоторые страны поучаствовали символически, вложив по миллиону долларов. Отсюда, наверное, и скептицизм.
Кроме того, организация направлена прежде всего на центрально-азиатский регион, на противостояние там угрозе терроризма. В центрально-азиатском регионе с ОДКБ конкурирует ШОС, где тон задаёт Китай. И Китай является всё более мощным игроком в регионе. Он в массовом порядке скупает лояльность режимов, потому что у него есть такие ресурсы, которых у Москвы нет. И Москва постепенно проигрывает эту схватку, хотя она с Китаем особо и не конкурирует.
Здесь есть два этих принципиальных момента, которые позволяют с некоторым скептицизмом относиться к ОДКБ. Но всё-таки я бы не считал, что эта организация мертворожденная, потому что, по большому счёту, когда она создавалась, было понятно, что основной движущей силой будет Россия. Ей нужно легитимизировать возможное участие своих войск или каких-то спецслужб на территории Центральной Азии. Делается это при помощи ОДКБ, которая формально является коллективной организацией.
В СНГ ранее не было структур аналогичных КСОР. Сейчас ведется работа, но пока что здесь нет единого командования, единого штаба, единого управления, и все это держится, можно сказать, на добрых пожеланиях. Пока не будут подписаны конкретные договоры, соглашения, определенности в отношении КСОР не появится. Должен пройти серьезный законотворческий процесс.
Что касается угроз, противостоять которым призваны КСОР, то их много: в Центральной Азии – это экспорт исламского фундаментализма, на Западе – блок НАТО.