Статья
1008 10 апреля 2009 0:01

Визит премьера Ирака

Состоялись переговоры премьер-министра Ирака Нури Аль-Малики с президентом России Дмитрием Медведевым и главой правительства Владимиром Путиным. Основная тема переговоров - возобновление широкого экономического сотрудничества.

Премьер Ирака выразил заинтересованность в подключении российских компаний к экономическим проектам в стране. Нури Аль-Малики заявил, что на переговорах с его российским коллегой достигнута договорённость наращивать двустороннее взаимодействие. В свою очередь, президент России Дмитрий Медведев выразил готовность России "внести свой вклад в развитие современного Ирака, который идет по пути демократического развития".

Как сообщил Владимир Путин, на переговорах с главой правительства Ирака обсуждались вопросы сотрудничества в нефтегазовой сфере.

Комментарии экспертов

Действительно, ситуация вокруг Ирака резко поменялась после военной интервенции США в этом регионе. До этого российские компании имели надежды на реализацию совместных проектов при прежнем политическом режиме Хусейна. Лукойл владел лицензией на месторождение Западная Курна, или Курна-2, как его ещё называют. Естественно, все эти контракты были аннулированы после того, как режим пал, Хусейна повесили, а к власти пришла новая, контролируемая американцами администрация.

Ирак интересен не только тем, что это третья страна в мире по запасам нефти, но и низкой стоимостью её добычи. Других таких же регионов практически не осталось. По большому счёту, даже в Саудовской Аравии сейчас наблюдаются очень серьёзные проблемы в апстриме, и последние годы себестоимость добычи даже в Саудовской Аравии (в регионе, где количество нефтяных запасов наибольшее) растёт. А в Ираке есть дешёвая нефть, её довольно много. В этом контексте очень интересно, что США никак не хотели расширять добычу в Ираке - она росла не такими быстрыми темпами, как можно было ожидать. То есть, смена администрации Саддама Хусейна не привела к тому, что там резко увеличились инвестиции и резко выросла добыча. Можно сказать, что США «придерживали» нефть Ирака, в том числе для манипуляций с нефтяными ценами. Но Ирак был в некотором смысле стратегическим резевом США – то есть страной под контролем. Нефть на всякий случай придерживали, так как увеличивать добычу для США смысла не было. И Ирак продолжает оставаться таким резервом.

Российские компании, в частности, Лукойл, заинтересованы в том, чтобы реанимировать свои проекты в Ираке. Но общаться на эти темы только с администрацией Ирака бессмысленно. Здесь придётся договариваться с Соединёнными Штатами, с администрацией Обамы. И в принципе, здесь возможны различные схемы. Например, США могут предложить России обмен «Ирак на Иран»: Россия полностью прекращает сотрудничество по Бушеру, резко начинает давить на Иран по атомному досье и полностью становится на позиции США, в обмен на что Россия получит разблокирование замороженных после Хусейна проектов.

Но такая схема для России невыгодна. Не секрет, что задача Обамы – сделать Иран своим политическим союзником. Если мы «сдаём» Иран, то мы получаем колоссальную угрозу для своих газовых проектов в Европе. В Иране большое количество газа. Вопрос в том, куда он пойдёт – в сторону Азии, в Индию и Китай, или на запад, в сторону Европы. Если он пойдёт в Европу, мы получим колоссальную угрозу для наших энергетических проектов. Если газ пойдёт на восток –мы сохраним своё доминирование на европейском рынке.

Не думаю, что нам будут продиктованы какие-то жёсткие условия. Хотя, наверное, есть некая логика и в том, что эти переговоры – в сущности, переговоры с американцами. Дело в том, что Россия сегодня настолько самостоятельный, независимый и крупный игрок на нефтяном рынке, по существу второй после Саудовской Аравии, а по ряду позиций и вовсе первый, что не считаться и полностью не реагировать на наше присутствие американцы, естественно, не могут. Тем более, что, я думаю, мы в ближайшие дни, в апреле, подпишем соглашение с Китаем о поставках нефти. И американцы не могут этого не учитывать. Китай даёт нам огромный кредит под всё это – 15 миллиардов долларов.

Поэтому переговоры будут вестись не с точки зрения политического давления, а с точки зрения оптимизации наших отношений на нефтяном рынке. Нас игнорировать больше нельзя, и никто не будет это делать. Поэтому, я полагаю, и стали возможны эти переговоры.

Что касается того, кто именно из нефтяных компаний будет работать в Ираке – думаю, сейчас более активно будут играть государственные монополии, потому что они - основные игроки на нефтяном рынке. Вполне возможно, что будет допущен «Лукойл», и можно предположить более активное участие «Газпрома» и «Роснефти».

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".