Статья
652 10 марта 2009 0:01

Визит премьера Венгрии

Глава правительства Венгрии Ференц Дюрчань находится в Москве с официальным визитом по приглашению российского премьера Владимира Путина. Начались переговоры венгерского премьера с Президентом РФ Дмитрием Медведевым.

Ференц Дюрчань принял участие во втором раунде российско-венгерских межправительственных консультаций на уровне глав правительств двух стран. По итогам переговоров подписан ряд важных российско-венгерских соглашений по топливно-энергетическому комплексу.

Как сообщает «Интерфакс», председателем правления ОАО «Газпром» Алексеем Миллером и президентом Венгерского банка развития Яношем Ерошем подписано Базовое соглашение о сотрудничестве по строительству газопровода и транзиту природного газа через территорию Венгерской республики в рамках проекта «Южный поток» (о строительстве венгерского участка проекта). Планируемая пропускная способность венгерского участка – не менее 10 миллиардов кубометров в год. Также ОАО «Газпром» и венгерская компания MOL подписали соглашение о сооружении подземного газохранилища на территории Венгрии ёмкостью не менее 1 млрд куб. м газа. Газохранилище также строится в рамках проекта «Южный поток».

Венгерская часть газопровода «Южный поток» будет построена до 2015 года, весь проект «Южный поток» будет введён в строй до конца 2015 года, а подземное хранилише газа - в 2012-2013 годах.

Владимир Путин, коментируя подписанные соглашения, отметил, что он не возражает против строительства газопровода «Набукко», однако, по его словам, он не полностью решает проблему диверсификации поставок газа в Европу, так как увеличивает число транзитных стран, а для его осуществления необходимо участие Ирана. Эти обстоятельства делают данный проект труднореализуемым. При этом строительство «Южного потока» не будет иметь проблем с финансированием. Стоимость строительства проекта, по словам российского премьера - 10 млрд евро. Говоря о сроках подготовки проекта, Владимир Путин сообщил, что ТЭО венгерского участка будет представлено до конца 2009 года, предположительно уже в сентябре, а в июне 2010 года будет представлено ТЭО всего проекта.

Глава правительства Венгрии заявил о намерении строить с Россией «отношения стратегического партнёрства». По его словам, отношения двух стран должны строиться на систематическом диалоге и охватывать сферы внешней политики и международной безопасности. При этом Дюрчань констатировал, что позиции Венгрии и России по некоторым вопросам расходятся, но это, по его словам, «совершенно естественно».

В свою очередь, глава российского правительства Владимир Путин отметил успешный опыт российско-венгерских межправительственных консультаций. Российско-венгерские отношения значительно интенсифицировались - по словам российского премьера, за шесть лет премьерства Дюрчаня, экспорт Венгрии в Россию увеличился в 9 раз, а объем товарооборота достиг 13 млрд долларов. Таким образом Россия стала вторым после ФРГ экономическим партнёром Венгрии. Владимир Путин отметил и важность культурного сотрудничества между странами, в том числе возвращение Венгрии книг Шарашпатской библиотеки.

Венгрия играет особую роль во взаимодействии с теми регионами РФ, где проживают финно-угорские народы. Россия и Венгрия будут продолжать культурное и гуманитарное сотрудничество в этом направлении. В планах двусторонних гуманитарно-культурных обменов - организация дней национальных культур в 2009-2010 годах, выставок в Венгрии из фондов российских музеев, «круглых столов» творческой и научной интеллигенции обеих стран, образовательных и стипендиальных программ.

Открывая переговоры с Ференцем Дюрчанем, Дмитрий Медведев назвал подписание базовых соглашений по «Южному потоку» «существенным шагом вперёд». Он выразил удовлетворение сложившимся уровнем взаимодействия между Россией и Венгрией и предлолжил обсудить вопросы создания новой архитектуры международной финансовой безопасности, которой будет посвящена предстоящая встреча G20 в Лондоне. В свою очередь, венгерский премьер отметил, что «после прошлогодних споров в Европе в настоящее время гораздо больше тех, кто считает необходимым строить стратегическое партнерство с Россией».

Как сообщает «Интерфакс», с российской стороны в переговорах Дюрчаня и Медведева также участвуют министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, помощник президента Сергей Приходько и первый вице-премьер Виктор Зубков.

фото: ИТАР-ТАСС

Комментарии экспертов

Несомненно, что экономические договорённости, достигнутые в Москве, являются знаковыми как для России, так и для Венгрии. Венгрия сейчас играет на два фронта. Это одна из немногих стран в Восточной Европе, которая одновременно участвует и в «Набукко», и в «Южном потоке», при этом абсолютно не скрещивая их. С помощью противостояния между проектами Дюрчань пытается выторговать себе побольше преференций. По линии США, который поддерживает «Набукко», и Брюсселя он намеревается получить денежные средства на финансирование венгерской экономики. Напомню, недавно в этих суммах было отказано по линии ЕС. А со стороны России Дюрчань рассчитывает на активные инвестиции в инфраструктурные и энергетические проекты, что, с одной стороны, обеспечит дополнительные вливания в бюджет (сначала за счёт строительства, а потом уже за счёт транзита), а с другой стороны, позволит занять трудоспособное население, которое в кризис активно увольняется. Поэтому здесь Венгрия играет на два фронта. Чем дольше она будет играть, тем больше преференций получит.

Что касается «Газпрома». «Газпрому», конечно же, Венгрия очень нужна. Это связано с целым рядом моментов. Сейчас газовая монополия форсирует договорённости именно по началу строительства транзитных газопроводов по территориям государств-участников проекта, для чего создаются совместные предприятия. Именно они будут выстраивать всю континентальную цепочку. Плюс в каждом регионе «Газпрому» будет необходимо ПХГ (подземное хранилище газа). Без них было бы сложно реализовать проект, потому что газ не только магистрально пойдёт в Европу, но ещё будет разветвлено отходить тем или иным странам. Это заложено в договорённостях по «Южному потоку». Этот механизм позволит сделать транзит очень надёжным – с помощью ПХГ можно будет избежать перебоев поставок, так как подземные хранилища газа в Европе позволят обеспечить потребление газа в течение очень продолжительного времени.

Владимир Путин в очередной раз оказался прав, говоря о перспективах «Южного потока» и покрытия спроса на газ в Европе. Но особенность момента заключается в том, что исходя из норм потребления сейчас (то есть исходя из падения промпроизводства и снижения энергопотребления в Европе, а также исходя из программ энергосбережения), потребление будет расти не так быстро, как предполагалось раньше. Всё это приведёт к тому, что потребление газа через несколько лет будет уже не столь большим. Это и позволит «Газпрому» при ведении шельфовых месторождений, обеспечивать Европу газом. Другое дело, что всё это возможно только в условиях наличия смежных поставок в Европу, прежде всего из Северной Африки и из Норвегии (причём в Норвегии поставки будут снижаться, а в Северной Африке расти). В этом случае газовая монополия сможет продолжительно оставаться на европейском рынке. Другое дело, что «Газпром» всё-таки пытается максимально увеличить своё присутствие непосредственно в Европе, а не заниматься простой продажей газа за границу.

Всё вышесказанное приведёт к тому, что Москва не только будет стремиться долгосрочно привязать европейский континент к российским энергоресурсам, но и максимально интенсифицировать своё участие непосредственно в распределении «голубого топлива» в европейских странах. Кроме того, Россия будет стремиться усилить своё влияние в энергетике, нефтепереработке и смежных бизнесах.

Говоря о российско-венгерском сотрудничестве, я бы прежде всего отметила бы энергетическое направление, поскольку Венгрия была одной из тех стран Восточной Европы, которые особенно пострадали от январского газового конфликта между Россией и Украиной. Поэтому я думаю, что эта тема станет одной из приоритетных на предстоящих переговорах Ференца Дюрчаня с его российскими коллегами. Также возможно, что будет обсуждаться участие Венгрии в газопроводе Nabucco. Проект пока остаётся, в сущности, только на бумаге.

Сейчас венгерское руководство, на мой взгляд, проводит в этом смысле многовекторную политику – с одной стороны, Венгрия в целом лояльна по отношению к России, она не принадлежит к блоку тех восточноевропейских стран, которые наиболее сильно критикуют российскую политику (таких, как Чехия или Польша). Венгрия занимает более сдержанную позицию. С другой стороны, Будапешт всё-таки стремится максимально интегрироваться в трансатлантическое пространство, и это не может не сказываться на российско-венгерских отношениях. Так, Будапешт критически отнёсся к военной операции в Южной Осетии, кроме того, в ходе последнего российско-украинского газового конфликта венгерское руководство позволяло себе достаточно жёсткие словесные формулировки в адрес России.

Следует ожидать, что переговоры будут, с одной стороны, сдержанными, но с другой стороны – более прогрессивными, нежели переговоры на уровне МИД между Россией и Польшей, в диалоге между которыми сохраняется большое количество нерешённых вопросов.

Нынешнее венгерское социал-демократическое руководство ориентировано, конечно, не столько на Россию, но не ориентировано он и на США. Оно стремится занять «центральную» позицию, поскольку пытается извлечь выгоду как от сотрудничества с Россией (прежде всего, в сфере энергетики), так и от сотрудничества со странами Центральной Европы и США. Такое поведение сулит определённые дивиденды как в сфере политики, так и в сфере финансов. Кроме того, сейчас правительство Ференца Дюрчаня испытывает серьёзное давление со стороны правой оппозиции, что вынуждает премьер-министра в большей степени ориентироваться именно на Россию, поскольку Москва, как показывает практика, наиболее удачно выстраивает отношения именно со своими социал-демократическими партнёрами.

Взаимоотношения с восточно-европейскими странами, и Венгрия здесь по большому счёту не исключение, протекают в значительной степени под знаком прошлого участия в восточном блоке. В большинстве этих стран у власти находятся люди, которые до сих пор идеологически мотивированы некоторой неприязнью к России. В своём отношении к ней они опираются на опыт участия своих стран в восточном блоке и на времена Советского Союза. Мне кажется, что в вопросе с Венгрией этот фактор нельзя считать полностью преодолённым.

Формула «стратегическое партнёрство» стала уже настолько заезженной, что не очень понятно, что в неё вкладывается. Например, у нас с Америкой тоже стратегическое партнёрство, но при этом совершенно очевидно, что отношения со Штатами очень сложные, и если партнёрство где-то и есть, то только по ряду очень узких направлений. Каким должно быть стратегическое партнёрство с Венгрией, которая входит в ЕС и НАТО, мне пока не очень понятно. Я думаю, что и сами венгры тоже видят это партнёрство вполне однобоко. Они хотят иметь плюсы от экономического сотрудничества с Россией, а во всём остальном – придерживаться собственной позиции, которая Россию не всегда устраивает.

Но главное - Венгрия сейчас находится в крайне тяжёлой экономической и внутриполитической ситуации. Известно, что именно Венгрия на прошедшем недавно саммите ЕС была главным инициатором выступления стран Восточной Европы единым фронтом, именно она была «застрельщиком» пакета мер, предусматривавшего серьёзную помощь этим странам со стороны экономик-«локомотивов» ЕС. Именно премьер Дюрчань говорил о том, что старая Европа опускает железный занавес между западом и востоком Евросоюза, что жить так нельзя, что протекционизм старой Европы недопустим и что надо спасать Восточную Европу. В ситуации, когда ЕС в действительности не хочет тратить свои деньги на спасение Венгрии, она ищет «запасные варианты» и партнёрство с Россией может приобрести для неё особое значение. Основные направления этого партнёрства – в первую очередь энергетика, но помимо неё есть и другие возможные направления, которые в своё время были свёрнуты в значительной степени по идеологическим соображениям.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".