Статья
1703 17 ноября 2009 0:02

Владимир Путин посетил Татарстан

Глава правительства РФ Владимир Путин совершил поездку в Татарстан. На заводе КамАЗ он запустил конвейер по производству дизельных двигателей совместным российско-американским предприятием «Камминз-КАМА».

Владимир Путин заявил, что антикризисная программа, разработанная правительством для «КамАЗа», сработала и предприятие выйдет из кризиса  «Мы выделили дополнительные деньги на закупку автомобилей для госнужд 12,5 млрд (руб.) и дополнительно 3 млрд (руб.), из которых почти половина пошла на закупку КамАЗов», - добавил глава правительства.

Кроме того он сказал: «Мы направили дополнительные деньги в Росагролизинг 25 млрд (руб.), из них 5 млрд (руб.) тоже на закупку техники данного предприятия».

«Дополнительно дали 20 млрд рублей на закупку городских нужд по всей стране и по этой программе КамАЗ тоже продавал свою продукцию», - также напомнил премьер.

«Надеюсь, с вашей помощью и при активной работе руководства предприятия КамАЗ потихонечку выйдет из кризиса», - заявил премьер, общаясь с рабочими.

Главе российского правительства также показали модельный ряд КАМАЗа. Эти автомобили с обновленным дизайном и улучшенными характеристиками должны поступить в продажу уже с начала следующего года. Руководство завода подчеркивало, что все автомобили разрабатывались в течение последнего года и не остановился ни один инвестиционный проект.

Владимир Путин  посетил также ОАО «Нижнекамскнефтехим», строящийся комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов ОАО «ТАНЕКО».

В Нижнекамске председатель правительства провел совещание по вопросу «О мерах по развитию газо- и нефтехимии в России». В ходе совещания, в котором приняли участие представители министерств и ведомств, губернаторы ряда регионов, руководители предприятий нефтехимической и газохимической промышленности, рассмотреои состояние этой отрасли российской экономики, ее основные проблемы и меры по их решению.

Поставщикам и потребителям сырья в нефтехимической области удалось договориться о его ценах, сроках и объемах поставки, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин по итогам совещания в Нижнекамске.

Он добавил, что одной из основных проблем отрасли является монопольное положение отдельных компаний, в первую очередь тех, чья монополия сложилась еще в советское время.

«В ходе сегодняшнего посещения предприятий нам удалось, как мне кажется, решить одну из острейших проблем в отрасли. Я поручаю Игорю Ивановичу Сечину и антимонопольной службе довести до конца и зафиксировать договор. Речь идет о ценах, сроках и объемах поставляемого сырья (на нефтехимические заводы)», - сказал он.

Как уточнил пресс-секретарь председателя правительства РФ Дмитрий Песков, речь идет о разногласиях между СИБУРом и Оргсинтезом по объемам и ценам поставок сырья.

Химический комплекс является базовым сегментом российской промышленности: его доля в объеме отгруженных товаров обрабатывающих производств составляет 10,2%. Около 80% продукции химии производится на базе углеводородного сырья - нефти, природного газа и газовых конденсатов. При этом однако, положение России на рынке нефте- и газохимической продукции не соответствует ее лидирующим позициям в области добычи нефти и газа.

В рамках реализации Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности, а также в контексте антикризисных мероприятий Правительство Российской Федерации приняло ряд решений по поддержке предприятий нефте- и газохимического комплекса. Важнейшее значение для отрасли имеет также государственная поддержка таких основных потребителей продукции комплекса, как строительство (жилищное и дорожное), высокотехнологичное промышленное производство, включая автомобилестроение, и оборонно-промышленный комплекс.

Нефтехимическая отрасль играет важнейшую роль в экономике Татарстана. На долю нефтяной промышленности приходится 33,8% промышленного производства республики. Ежегодно в этом регионе добывается около 30 млн. тонн нефти - 6,7% общероссийской добычи (второе место в стране). В структуре отрасли наибольшую долю занимает производство синтетических смол и пластмасс, полиэтилена, синтетических каучуков и шин, пленок, листов и труб из полимерных материалов, резиновой обуви, лекарственных средств, технического углерода.

Ведущим предприятием нефтехимической промышленности региона является ОАО «Нижнекамскнефтехим». Производственный комплекс компании включает в себя 10 заводов основного производства, семь центров (в т.ч. научно-технологический и проектно-конструкторский), а также вспомогательные цеха и управления.

В ассортименте выпускаемой продукции - более ста наименований. Компания является единственным или доминирующим в СНГ производителем по таким видам продукции, как полипропилен, полиэтилен, простые полиэфиры, этиленгликоли, стирол, полистирол, а также широкого ассортимента синтетических каучуков.Продукция акционерного общества экспортируется более чем в 50 стран Европы, Америки, Юго-Восточной Азии. Доля экспорта в общем объеме продукции составляет около 53 %.

Проект строительства комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов, реализуемый в г.Нижнекамске, состоит из 3-х заводов (нефтеперерабатывающий, завод глубокой переработки и нефтехимический). Мощность предприятия (по сырью) - 7 млн тонн высокосернистой нефти в год, достигаемая глубина переработки - 96,9 %.
В настоящее время в стадии реализации находится первый этап Комплекса, включающий нефтеперерабатывающий завод, рассчитанный на переработку 7 млн тонн смеси девонской и карбоновой нефти в год с глубиной переработки 64%.

В рамках частно-государственного партнерства Инвестиционным фондом Российской Федерации финансируется проектирование и строительство объектов внешней транспортной инфраструктуры комплекса - железнодорожных путей протяженностью 33,8 км, нефтепровода (117,3 км) и продуктопровода (61 км).

* * *

ОАО «КАМАЗ» занимает 11 место среди ведущих мировых производителей тяжелых грузовых автомобилей и восьмое место в мире по объемам выпуска дизельных двигателей. В единый комплекс компании входят 13 крупных специализированных подразделений по разработке, производству, сборке автомобильной техники и автокомпонентов, а также сбыту готовой продукции. Всего в группе компаний 96 предприятий, включая ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов», ОАО  «НефАЗ» (Нефтекамск) и ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» (Ставрополь).

В 2006 г. ОАО «КАМАЗ» и ведущий мировой производитель дизельных двигателей концерн «Камминз» подписали учредительные документы о создании совместного предприятия ЗАО «Камминз Кама» по производству для российского рынка по лицензии фирмы «Камминз» рядных четырех- и шестицилиндровых двигателей рабочим объёмом от 4,0 до 7,0 литров и мощностью 140 - 300 л.с., соответствующих экологическим классам Евро-3, Евро-4, и Евро-5. Доли партнеров в уставном капитале равны - по 50%.

10 ноября 2009 года  предприятие посетил первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов. Он отметил, что несмотря на сложности, которые «КамАЗ» переживал в течение 2009 года, руководство и коллектив предприятия «времени зря не теряли» – осуществляется технологическое перевооружение, закупается новая техника.  «Необходимо отметить и тот факт, что людей, освобождаемых с прежних рабочих мест и желающих самостоятельно заниматься бизнесом, здесь, в Республике Татарстан и в городе Набережные Челны, активно поддерживают. На старых площадях «КамАЗа» были оборудованы специальные помещения для тех, кто желает открыть собственное дело (КИП «Мастер»). Сегодня мы познакомились с этими компаниями, которые успешно работают, даже в условиях «сжатого» спроса», – отметил Игорь Шувалов, сообщает пресс-служба предприятия.

 

Комментарии экспертов

В регионах в настоящее время наблюдается тенденция к преодолению спада, но в машиностроительной отрасли спад наиболее глубокий и затяжной. Если предприятия, которые на первой фазе кризиса были в очень сложном положении и казалось, что они гораздо труднее будут выходить из кризиса, то сегодня они уже адаптировались к изменению спроса и структуре новой экономики. В то эе время автопром, а с ним и машиностроительные регионы оказались не готовы к тому, чтобы быстро перестроиться. 

В целом эта ситуация негативно сказалась на экономическом положении Татарстана. В республике выросла общая задолженность за год. Есть проблема безработицы, потому что часто на этих предприятиях действует так называемый фактор отложенного решения. Руководители считают, что лучше сократить рабочую неделю, лучше ввести административный отпуск,  но ни в кое случае не увольнять до последнего, это мы видели на примере АвтоВАЗа.

Естественно, что эта ситуация нисколько не способствует тому, что предприятие стало более конкурентоспособным и более качественно работало. Поэтому сегодня эта отрасль находится в наименее благоприятном состоянии, и перспективы ее выхода из кризиса пока довольно туманны. Положение очень сложное.

Поэтому скорее всего во время поездки главы правительства в регион речь пойдет о том, чтобы повысить уровень конкурентоспособности продукции завода – для этого и нужны инвестиции.  И возможно Владимиру Путину доложат и о тех разработках качества продукции, которые сейчас ведутся.

Инвестиции не обязательно предполагаются иностранные. Скорее всего, есть некий план вложений - каких и сколько, и какой эффект от них ожидается. Либо можно будет выпускать новую продукцию, либо кардинально повысить конкурентоспособность уже имеющихся товаров. В данном случае это будет связано с автомобильным производством. Инвестиции в отрасль нужны, и КамАЗ можно рассматривать как частный пример. Без инвестиций автопром станет неконкурентоспособным, и не только не сможет самостоятельно выйти из кризиса, но будет также тормозить и развитие экономическое в целом. Вс время требовать продолжения федеральных масштабных финансовых вливаний. Самостоятельного ресурса без перехода на качественно новый уровень у них не будет, а для этого перехода нужны инвестиции.

 

«КамАЗ» находится несколько в лучшем положении, нежели другой российский производитель – «АвтоВАЗ». У последнего много конкурентов внутри страны, много сборочных цехов (и «Форд», и корейские машины, и «Фольксваген»). Государство вынуждено поддерживать и их, потому что они проходят по статусу отечественного производителя, для них субсидируются кредиты, обеспечиваются налоговые льготы и т.д.

Возможно, внимание переключили на «КамАЗ», т.к.с Волжским автозаводом просто пока не знают, что делать. Если следить за всей этой ситуацией, то время от времени (раз в месяц) появлялась какая-то новость, которая была попыткой поиска оптимизма по поводу «АвтоВАЗа: «нет, мы вытащим предприятие, произойдёт то-то и  то-то». А на самом деле многие понимают, что там ситуация тяжёлая.

Поэтому, может быть, не стоит связывать два этих завода. Ясно, что правительство не будет бросать «АвтоВАЗ», потому что это слишком социально большая проблема, почти моногород. С другой стороны, непонятно, что с ним делать, потому что иностранные акционеры, насколько я понимаю, сопротивляются и не хотят помногу отдавать деньги, у них тоже кризис.

Что касается «КамАЗа», то у него меньше конкурентов, и получается, что для него есть ниша на рынке. Может быть, ему поэтому и проще помочь.

 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".