Сказано
780 16 февраля 2009 17:46

Владислав Сурков, первый замглавы администрации президента РФ

Никакой кампанейщины в связи с перестановками в руководстве субъектов РФ нет и не будет, заявил первый замглавы администрации президента РФ Владислав Сурков.

"Никакой кампанейщины здесь не будет. Никакого механистического подхода ждать не следует", - сказал В.Сурков в понедельник журналистам, передает "Интерфакс".

Первый замглавы администрации президента подчеркнул, что президент "доверяет губернаторскому корпусу, который формировался в тот период, когда он был главой администрации Кремля, а затем стал президентом".

Комментируя кадровые решения, принятые президентом в понедельник в отношении ряда руководителей субъектов федерации, В.Сурков подчеркнул: "Это не значит, что есть какой-то план (по перестановкам в губернаторском корпусе - ред.), не надо думать, что кто-то находится в какой-то разработке".

Кадровые решения в отношении ряда руководителей субъектов Федерации, принятые в понедельник президентом РФ, следует рассматривать как реализацию установки на повышение качества государственного управления, заявил первый замглавы администрации президента РФ. "Эти новые назначения и досрочные отставки следует рассматривать в контексте установки на повышение качества госуправления в центре и на местах. В условиях финансово-экономического кризиса нужно по-новому посмотреть на качество госуправления", - сказал Сурков.

Как он отметил, "решение о внесении новых кандидатур на пост губернаторов Воронежской и Орловской областей, Ненецкого АО, "следует рассматривать именно в этом ключе". "Ряд ошибок, недочетов в работе властей всех уровней в предыдущий период сглаживался позитивным экономическим трендом, бурным экономическим ростом. Когда стал наблюдаться серьезный спад в ряде отраслей, в социально-экономической ситуации, то недостатки госуправления стали заметными и потребовали оперативных решений", - пояснил В.Сурков.

Кандидаты, предложенные президентом РФ на посты руководителей Воронежской, Орловской областей и Ненецкого автономного округа, являются членами "Единой России", что, прежде всего, свидетельствует о высоком авторитете этой партии, заявил первый замглавы администрации президента РФ Владислав Сурков.

"Новые кандидатуры - члены "Единой России". Это прежде всего говорит о том, что данная партия является самой сильной и доверие к ней со стороны как высшего политического руководства, местных органов власти, так и населения достаточно высоко", - сказал В.Сурков.

Вместе с тем, как подчеркнул В.Сурков,"это конечно не значит, что новые кандидаты будут всегда и в "Единой России". "Среди возможных будущих кандидатов будут, я думаю, и представители от других партий и, наверное, беспартийные кандидаты", - считает первый замглавы администрации президента РФ.

Он напомнил, что во вторник истекает срок полномочий губернатора Владимирской области и президент РФ должен внести кандидатуру на пост главы этого региона. "Завтра это решение главы государства будет обнародовано", - сообщил В.Сурков.

В свою очередь источник в Кремле отметил, что причин для принятия кадровых решений "было несколько". Среди них он в первую очередь назвал "недостатки в экономической и социальной сфере в ряде регионов, наличие в каких-то из субъектов Федерации хронических социально-экономических проблем".

Источник отметил, что "впервые по сути использовалась на практике система оценки эффективности деятельности органов госуправления". "Эта система оценки показала, что, опираясь на нее, можно сделать конкретные выводы", - сказал источник.

Он также отметил, что в ряде случаев "работой местных органов власти заинтересовались правоохранительные органы и не без основания". По его словам, "при внимательном анализе можно рассмотреть в некоторых случаях коррупционную составляющую".

Также, по словам источника в Кремле, при принятии решений "о новых назначениях, досрочных отставках, а где-то непереназначениях руководителей субъектов Федерации учитывается такой критерий, как популярность руководства, доверие к нему населения".

"Губернатор не перестает быть публичной фигурой и должен поэтому оцениваться по такому критерию, как отношение к нему населения. Глава региона должен помнить, что он работает в интересах людей и его работа должна этим людям нравиться", - подчеркнул источник.

Он отметил, что кадровые решения по руководителям субъектов Федерации, принятые президентом в понедельник, основывались "на одном-двух из этих критериев".

Комментарии экспертов

Я не хотел бы уподобляться американским политологам и искать совсем уж глубокие и невероятные мэсседжи в решении президента. Во-первых, такое решение ни при каких обстоятельствах не могло быть внезапным. Я думаю, что решение об одномоментной замене четырёх губернаторов зрело в течение длительного времени. Причём зрело не только в том смысле, что его обдумывали, но и в том, что оно оказалось очень хорошо организационно подготовлено. На мой взгляд, об этом свидетельствует прежде всего предложение в качестве будущего губернатора Воронежской области господина Гордеева. То есть перед нами комплексное политико-управленческое решение: не только завершает свою карьеру действующий на данный момент губернатор и не только назначается ему преемник, но одновременно начинается реформирование Министерства сельского хозяйства.

Перед нами комплексная ситуация. С одной стороны, Министерство сельского хозяйства расчищается, а, с другой стороны, его кадры не остаются не у дел. С третьей стороны, меняются губернаторы там, где это кажется необходимым. 

Вторая серьёзная вещь, которую надо анализировать – это отставка Егора Строева. Возможно, в противоположность большинству политологов, я скажу, что я не стал бы делать из этого далеко идущих выводов. На мой взгляд, отставка господина Строева не означает вероятной скорой отставки других так называемых «старых» губернаторов. Не означает отставка Строева того, что нависли тучи над Крессом, Росселем, Лужковым, Шаймиевым? Совершенно очевидно, что это аппаратное и политическое поражение Строева. Но у каждого из «старых» губернаторов своя собственная уникальная политическая ситуация, и поражение одного из них, скорее всего, не означает, что эта политическая ситуация и для всех остальных. В том числе и потому, что во всех этих случаях речь идёт о совершенно разных регионах. 

В случае с Шаймиевым, Лужковым, Росселем и Крессом мы имеем дело с относительно передовыми российскими регионами по разным показателям. В случае со Строевым, при всём уважении к нему, мы имеем дело с одним из всегда самых проблемных в экономическом смысле российских регионов. Точно так же, как в случае с назначением Белых губернатором Кировской области, мы имели дело опять-таки с сенсационным решением относительно слабого в экономическом и социальном смысле региона.

Псковская область не столько провальная, сколько очень необычная по экономической структуре. Плюс к тому, там проблема взаимоотношений с прибалтийскими друзьями. Плюс к тому, там проблема взаимоотношений в рамках двух больших по меркам региона городов – Пскова и Великих Лук. И плюс – близость к Петербургу, которая накладывает колоссальный отпечаток, но это как раз с Новгородом скорее общее, нежели различное. Я не готов всерьёз анализировать обстановку в Псковской области, но я бы предположил, что как раз Псковская область может быть частью некоего комплексного решения президента по изменению ситуации в проблемных регионах.

Версией, которая, скорее всего, будет сейчас муссироваться при описании ситуации в Ненецком автономном округе станет версия о вероятном слиянии Архангельской области. Но, в ситуации экономического кризиса не исключено, что все планы серьёзного территориального реформирования будут задвинуты в долгий ящик, потому что изменение территориальных границ регионов, укрупнение регионов – это, помимо всех политических и социальных вещей, просто очень дорого. И совершенно очевидно, что бюджету двух регионов без федеральной поддержки это не потянуть.

НАО - совсем не бедный субъект, если мы посмотрим на численность его населения. Большая часть налогов платится не в нём. То, что на этот регион сам по себе хватает - это факт. То, что там не хватает и не хватит на объединение – это тоже факт. Это не Пермь и Коми-пермяцкий автономный округ, который на деньги Пермского края, честно говоря, и жил всё это время. Это совсем другая ситуация, она очень дорогостоящая. Я абсолютно уверен, что прицел на объединение существует, но я совершенно не уверен, что это ближний прицел.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".