Военный канон в ста главах
Автор разъясняет сто важнейших понятий китайской стратегии, давая читателю возможность получить непосредственное и точное представление о принципах китайской стратегической мысли.
Учебники китайский военной стратегии — средневековый эквивалент нашей современной гуру-литературы. Их структура предсказуема до удовольствия: отдельные небольшие главы абстрактно сформулированных мудростей, максимально удаленных от возможности быть примененными на практике.
Этот труизм, заслуживающий воспроизведения на кухне дома в спальном районе, несмотря на свою популярность, дает нам очень мало представления о том, почему именно этот жанр в китайской литературе обрел такую популярность. Книга Цзе Сюаня «Военный канон в ста главах» сама по себе ответ на этот вопрос тоже не дает. Напротив, она рядовой случай из многотомного собрания непрозрачных и туманных китайских истин в духе Капитана Очевидности вроде: «Противник строит свои планы с расчетом извлечь выгоду для себя». Или «построение войска должно меняться как форма облаков в поднебесье».
Но на счастье читателя, книга была переведена и снабжена предисловием нашего самого известного синолога Владимира Малявина. Предисловие Малявина позволяет нам не только по-новому взглянуть на жанр, но и переосмыслить философию и назначение авторов вроде Стивена Кови или Тома Питерса.
Китайская традиция воспринимает войну и сражение совершенно иначе, чем европейская. Она лишена страсти к испытанию судьбы и немотивированного героизма, требует полной предсказуемости и точности в расчетах, но именно поэтому за управление армией отвечает не какой-то набор технических рекомендаций (которые будут бесполезны в свете множества переменных), а дух и правильный настрой командира. Следовательно, учебник должен в первую очередь воспитывать в полководце соответствующий дух.
В этом случае, Малявин действительно подобрал отличный материал. Трактат Цзе Сюаня относительно небольшой, «новый» (XVII век) и с доступной для понимания логикой текста.
Цзе Сюань, «Военный канон в ста главах», М.: Европа, 2011 — 176 с.