Восстановить доверие к бизнесу
Председатель правительства Владимир Путин принял участие в работе XIX съезда Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
Начиная съезд, премьер коснулся вопроса о новогодних каникулах, предложив сократить их до 7 января, а оставшиеся дни перенести на май. Однако, по словам Путина, это «отвлечение», и разговаривать на встрече с предпринимателями он будет о более серьезных вещах.
Так, в частности, руководитель правительства затронул тему налога на «роскошь». Путин подчеркнул, что этот налог не затронет «средний класс».
«Он должен стать своего рода общественно признанной платой за отказ от инвестиций в развитие - в пользу сверхпотребления и тщеславия. Фискальное значение налога не стоит преувеличивать», - цитирует Путина «Интерфакс».
«Поэтому нам нужно очень четко и корректно определить те принципы, критерии, по которым будет взиматься такой налог. Считаю, что такие критерии должны вырабатываться в открытом диалоге с обществом, предпринимателями. В том числе - с использованием современных механизмов общественных коммуникаций и тестирования государственных решений», - сказал он.
В России становится всё больше ответственных предпринимателей, подчеркнул Путин.
«У нас нуворишей становится всё меньше и меньше, а людей ответственных и деловых, в том числе и среди людей известных и состоявшихся, крупных предпринимателей, людей с ответственным подходом - всё больше и больше», - сказал Путин.
В связи с эти глава правительства отметил, что налог на богатство не носит фискального характера и «его фискальное значение никто не собирается преувеличивать».
По словам Путина, «фискальное значение этой меры минимальное». «Скорее всего, это морально-этическая норма и я хочу, чтобы в предпринимательском сословии это тоже было понято», - заявил премьер.
В ходе своего выступления Путин также заявил о необходимости закрыть тему приватизации 90-х годов, которую общество воспринимает как нелегитимную.
«Кстати говоря, нам эту страницу тоже надо перевернуть. Я и с Григорием Явлинским говорил на этот счет. Здесь он прав, я с ним согласен. Надо нам завершить этот период», - сказал глава правительства.
«Разные варианты предлагаются, надо с обществом, конечно, обсуждать, с экспертным сообществом, но так, чтобы действительно общество приняло эти варианты закрытия проблемы 90-х годов - нечестной, прямо скажем, приватизации, всяких там аукционов», - подчеркнул Путин.
В связи с эти премьер предложил обдумать варианты решения данной проблемы совместно с бизнесом.
«Это должен быть либо разовый взнос, либо еще что-то такое, но вместе с вами нам нужно над этим подумать», - отметил он.
Премьер добавил, что «и общество в целом, и предпринимательский класс в этом заинтересованы в первую очередь». «Эту тему надо закрывать. То, что нам нужно сделать, так это обеспечить общественную легитимность самого института частной собственности», - подчеркнул премьер.
Он добавил, что необходимо восстановить общественное доверие к бизнесу.
«Иначе мы не сможем развивать современную рыночную экономику и, тем более, мы не сможем создать здоровое гражданское общество, которое не разделено противоречиями по таким базовым вопросам как важность частной собственности и экономической свободы», - сказал председатель российского правительства.
Премьер также заявил, что не исключает скорого присоединения России к Всемирной торговой организации.
«Мы планируем это сделать где-то в мае-июне», - сказал Путин, выступая на съезде РСПП.
Он напомнил, что в соответствии с уставом этой международной организации на присоединение нового участника «дается максимум 6 месяцев». «Мы спешить не будем по известным причинам», - подчеркнул премьер.
По его словам, окончательное вступление России в ВТО позволит осуществить «новые подходы в такой чувствительной сфере, как внешнеэкономическая деятельность», передаёт «Интерфакс».
Премьер также заявил, что количество разрешительных процедур в строительстве необходимо сократить почти в десять раз.
«Чтобы попасть в двадцатку лучших стран по условиям инвестклимата, нам нужно сократить число различных разрешительных процедур с 51 до 7, а количество дней, необходимых для получения всех согласований, - с 423 хотя бы до 35. Предлагаю, используя лучшие мировые практики, кардинально упростить все механизмы согласований проектной документации и выдачу разрешений на строительство», - сказал премьер.
Он поручил Минэкономразвития и Минрегионразвития совместно с Агентством стратегических инициатив, РСПП и другими деловыми организациями подготовить план перехода от разрешительного к уведомительному порядку согласования документов при одновременном повышении репутационной и финансовой ответственности застройщика.
В настоящее время, по словам Путина, Россия находится на одном из последних мест в рейтингах глобальной конкурентоспособности в части получения разрешений на строительство. «Чтобы построить, нужно меньше времени, чем чтобы получить документы», - констатировал глава правительства.
Владимир Путин также заявил на съезде:
Бизнес-омбудсмены будут наделены широким кругом полномочий, в том числе административного характера.
По мере роста спроса мы будем разрабатывать Штокман, и газ придет и в Мурманскую область.
Отметим, что съезд является центральным событием проходящей в Москве ежегодной Недели российского бизнеса РСПП.
В этом году, помимо традиционных для недели бизнеса налоговой, финансовой, социальной и экологической конференций, обсуждения вопросов технического регулирования и инновационного развития, в программу форума вошли транспортная и энергетическая конференции, вопросы развития российской транспортно-логистической инфраструктуры, адаптации российских предприятий к условиям ВТО и стимулирования иностранных инвестиций.
Более двух тысяч представителей делового сообщества России, а также руководители министерств и ведомств, комитетов Госдумы, международные эксперты принимают участие в работе форума, пишет ИТАР-ТАСС.
Что касается налога на роскошь, о котором говорил Владимир Путин, то я с прискорбием должен отметить, что богатство в последние годы является одним из нравственных ориентиров, как ни дико это звучит. Именно возможность стать очень богатыми и позволять себе роскошные машины, дома, яхты и прочее атрибуты роскоши, составляет очень важную мотивировочную часть современной жизни. В конце концов идея успеха заключается в том, что современному гражданину России нужно во что бы то ни стало вырваться из этой нищеты, которая обеспечивалась еще советским образом жизни. Эта идея была своеобразной путеводной звездой для нас в последние 20 лет.
Но чем дальше россияне среднего достатка наблюдают демонстративное потребление своих сограждан, тем жестче они вырабатывают отношение к тем, кто стал богатым не за счет своего тяжелого труда и своих уникальных способностей, крайне важных для государства и его граждан, а просто за счет некой удачи, за счет, может быть, иногда не совсем законных схем приватизации. Этот момент ставит вопрос о социальной справедливости в публичную плоскость. И Владимир Путин ощущает этот прессинг со стороны общества. Идея налогообложения сверхдоходов, чтобы уйти от этой моды демонстративного потребления, вполне укладывается в массовый общественный запрос, который формулируется именно так: богатые должны платить больше за то, что им позволили быть богатыми. Это часть их общественного долга.
Есть, конечно, здесь и мотивация, связанная с чисто экономическими соображениями. Пополнить бюджет за счет дополнительных доходов никогда не плохо. Вот только важно уловить очень тонкую грань между действительно людьми очень богатыми и средним классом. Если, скажем, установить планку в миллион рублей дохода в год, а доход выше уже облагать налогом по какой-то новой схеме, то, я думаю, что это будет слишком опрометчивое решение. Придется сначала достичь некоего общественного консенсуса на этот счет, чтобы четко обозначить грань между сверхбогатыми и просто богатым средним классом. Идея, на мой взгляд, правильная, долгосрочная и вполне реализуемая. Но осторожность должна быть прежде всего.
Что же касается рассуждений о законности приватизации и защиты частной собственности, то эта проблема пока остается одной из нерешенных. Она встает именно в связи с существованием класса сверхбогатых, который получил практически ни за что доступ к самым жирным кускам прежней социалистической собственности: нефти, металлам и вообще ресурсным отраслям. При этом, полагаю, что у абсолютного большинства россиян есть понимание того, что только на основе существования защищенной частной собственности может функционировать нормальная экономика и приносить позитивные результаты для всех ее участников. А вот легитимировать сверхбогатых, собственников, владеющих этими бывшими социалистическими монстрами, огромными предприятиями, приносящими сверхдоходы - вот это очень трудная задача. Тут разные схемы могут применяться, вплоть до того, что эти собственники могут существенный процент от своей прибыли ежегодно вносить в бюджет, для того чтобы рассчитаться за не совсем честные приватизации, осуществленные в середине 90-х.
Разница в благосостоянии между различными группами населения в России достаточно высока. Также очевидно, что есть отрасли, которые налогом недооблагаются, а есть, наоборот, те, которым необходимо создавать стимул для развития. И здоровая налоговая политика – это важнейшее направление деятельности государства на ближайшие несколько лет.
Налог на «роскошь» – вопрос открытый. Возникает проблема, как эту идею правильно реализовать. Например, вопрос недвижимого имущества: новая система предполагает высчитывание рыночной стоимости объекта. Таким образом в сферу объектов роскоши может попасть множество объектов недвижимости, которые, например, расположены в Москве или крупных городах. Если же эту дорогую недвижимость люди не приобрели, а, скажем, унаследовали, то это не характеризует их доходную базу. Таким образом, средний класс, коренные москвичи могут попасть под действие нового налога лишь потому, что стоимость их имущества будет высчитана по рыночной цене. Понятно, что это большие риски. Необходимо внедрить дополнительные системы компенсации для среднего класса. Но, я так понимаю, этот вопрос решается.
Второй вопрос связан с автотранспортом. Это второе основное направление повышения налогов. Вопрос интересен тем, что необходимо все-таки сформулировать требования к средствам передвижения. Необходимо сформулировать единые модели этих оценок. В первую очередь, это необходимо сделать по причине коррупционной составляющей этого процесса.
В общем, снять риски для среднего класса придется. Иначе в результате средний класс может получить непомерное налоговое бремя, что еще более усложнит ситуацию с инвестиционным климатом Российской Федерации.
Причина определенного недоверия общества к бизнесу кроется в девяностых годах, когда крупный бизнес получил очень серьезные финансовые активы и этот процесс не был легализован, легитимизирован в сознании граждан.
До сих пор это расценивается как форма экспроприации. Необходимо легализовать бизнес в глазах общества. Для этого необходимо популяризировать это направление. Сейчас, например, большая часть американских студентов мечтает об открытии собственного бизнеса, в то время как большая часть российских студентов мечтает о работе в госкомпаниях.
Очевидно, что российские люди пока не готовы взять на себя ответственность за разработку бизнес-идей и ведение бизнес-проектов. Следовательно, у них самих складывается соответствующее отношение к бизнес-структурам, как форме такого бесплатного корма. Необходимо менять этот подход кардинально за счет популяризации бизнеса как такового, популяризации индивидуальных форм предпринимательства, малого, среднего бизнеса, поддержки и создания льготных условий для его развития, формирования отдельных образовательных программ, связанных с капитализацией собственных идей и разработок.
Фактически речь идет об ощутимых механизмах внедрения своих бизнес-проектов. Если этой сфере будет придан дополнительный стимул к развитию, тогда отношение к бизнесу как таковому и предпринимательству со стороны граждан будет серьезно изменено. Как следствие, будет меняться отношение власти к бизнесу не как к дойной корове, а как к стратегическому партнеру, с которым можно сделать очень серьезные мощные инвестиционные проекты.
Инициативы по налогу на «роскошь» пока вызывают много вопросов. Во-первых, не понятно, в каких случаях будет платиться налог на роскошь, с какой степени богатства. Путин говорит, что средний класс от этого не пострадает. Отлично. Теперь главное понять - кто у нас, собственно, средний класс, с какого момента это уже не средний класс, а богатые люди. Это очень важный вопрос. Потому что государство может на него ответить очень по-разному. И если за точку отсчета будут взяты самые бедные регионы страны, и если выяснится, что быть богатым человеком - это означает зарабатывать в месяц 150 тысяч рублей, например, то это ударит по среднему классу. Причем, именно по среднему классу в столицах, в первую очередь. В этом скрыта очень серьезная опасность.
В разных регионах и в разных социальных группах очень разные представления о том, что такое быть богатым. Тема налога на роскошь, несмотря на то, что она электорально выигрышна (очень многие люди в стране хотели бы, чтобы налог на роскошь взимался), является очень рискованной. Каким образом избежать этих рисков? Я не уверен, что сегодня кто-то достоверно знает ответ на этот вопрос.
Вопрос же о том, чтобы закрыть тему нечестной приватизации 90-х годов, сейчас, на мой взгляд, не стоит поднимать. Полагаю, что это проблема позавчерашнего дня. Нет в стране сколько-нибудь серьезного возмущения итогами приватизации. Лет 12 тому назад - было, а теперь - нет. Все привыкли к тому, что существует большой частный бизнес. Вопрос, откуда взял Абрамович или другой олигарх свои миллиарды, больше не стоит на повестке дня. Так получилось, что у Абрамовича миллиарды, общество с этим согласилось, в массе. Существуют по этому вопросу непримиримые коммунисты, но их на самом деле немного. Делать ничего не надо, чтобы окончательно легализовать итоги приватизации. Процесс этот развивается по народной поговорке: «стерпится – слюбится». Мы уже наблюдаем результат этого процесса: стерпелось и слюбилось. Это настроение господствует в обществе. Правда, для большого бизнеса, который представлен в РСПП, эти проблемы могут быть более актуальными, чем для остального общества. Поэтому обращение Путина к этой теме именно в этих стенах может быть оправдано.
Сейчас много говорится об улучшении инвестиционного климата и, соответственно, об интересах бизнеса. Но интересы разных сегментов бизнеса весьма различны. В частности, совсем недавно РСПП выступал с заявлением, где критикуются налоговые инициативы другой бизнес-ассоциации - «Деловой России». Фактически РСПП выступает против возложения дополнительной налоговой нагрузки на сырьевой сектор. И здесь политический выбор - за руководством страны.
Пока по каким-то сигналам, по крайней мере, в рамках предвыборной кампании Путин говорит о необходимости поощрения обрабатывающей промышленности и дополнительной нагрузки на сырьевой сектор, и коль РСПП против, значит, необходим определенный диалог. Я думаю, что предметом диалога должно быть улучшение качества государства, потому что в этом заинтересованы все группы и категории бизнеса. И если государство будет налагать дополнительную налоговую нагрузку на крупный экспортно-сырьевой бизнес, то действительно важно делать шаги навстречу в смысле более благоприятного режима администрирования, лучшего качества работы чиновников. Отсюда внимание к критериям оценки их деятельности. Но, в целом, на мой взгляд, не поддаваясь давлению РСПП, нужно выдержать линию на ту налоговую политику, прогрессивную налоговую политику, которая поощряла бы обрабатывающую промышленность и создавала дополнительную нагрузку на сырьевиков. Потому что без такого перераспределения осуществить диверсификацию невозможно.
Что касается вопроса о том, что нужно найти варианты, чтобы закрыть тему нечестной приватизации 90-х годов, надо отметить, что эта тема поднималась на встрече Путина с политологами, в том числе и по моей инициативе. Тогда Путин признал допустимым решением компенсационный налог, то есть единовременный налог, который бы приобретатели приватизаций могли выплатить, компенсируя государству и обществу то, что не было заплачено в 90-е годы. Формы цивилизованного решения этой проблемы вполне возможны. Но при этом очень важно, чтобы это решение было публичным и ориентировалось на общественное доверие. Дело в том, что легитимность крупной собственности – это именно вопрос общественного доверия, и необходим некий негласный факт социальной ответственности крупного бизнеса, который бы закрыл вопрос об итогах приватизации и обеспечил бы легитимность крупной собственности в России.
Эта проблема сейчас, может быть, не находится на острие текущего общественного внимания. Но нечестная приватизация 90-х годов, по сути, открытая узурпация собственности - одна из глубинных центральных претензий социального большинства к постсоветскому государству. И без решения этой проблемы обеспечивать доверие к институтам, в том числе, и к государственному, довольно сложно.