Статья
1960
14 января 2015 20:06
Восстановление военного призыва
12 января, выступая в Верховной Раде, министр обороны Украины Степан Полторак заявил, что в 2015 году планируется призвать на срочную службу в Вооруженные силы Украины (без учета Нацгвардии и погранслужбы — они комплектуются отдельно) 40 тысяч человек и еще 10,5 тысяч – по контракту.Речь идет не о временной мобилизации, как в прошлом году, а именно о призыве на срочную службу (по закону — на 12 месяцев). По мобилизации, в случае необходимости, может быть привлечено еще 53,5 тыс. человек. Правда, 6 января заместитель Генпрокурора Анатолий Матиос заявил о том, что на протяжении 2015 года будут проведены три волны мобилизации, которые охватят 200 тысяч человек.
На срочную службу будут призываться граждане в возрасте 20-27 лет. Первый этап, рассчитанный на призыв 24 тысяч человек, планируется начать 20 января. Предполагается, что мобилизованные будут проходить подготовку в течение 90 дней. В зоне АТО они служить не будут.
В 2015 году запланировано создание новых военных частей и подразделений. Вообще численность украинской армии вырастет с 232 до 250 тысяч человек.
Решение СНБОУ о проведении призыва было принято еще 20 декабря. В 2014 году призыв не проводился, хотя А. Турчинов подписал указ, предполагающий восстановление призыва, еще 1 мая.
В заявлениях Полторака обращает на себя внимание ряд странностей.
Во-первых, с юридической точки зрения провести призыв не получается, поскольку, согласно закону «О воинской обязанности и военной службе», сроки проведения призыва определяются указом президента, который публикуется не позднее чем за месяц до окончания текущего года. То есть информация о январском призыве 2015 года должна была быть обнародована до конца ноября, чего никак быть не могло, поскольку само решение было принято в декабре.
Кстати, по тому же самому закону призывной возраст составляет 18-25 лет, то есть намерения министерства в части призыва молодых людей в возрасте 26-27 лет ему противоречат.
Во-вторых, арифметически 250-232=18, но никак не 50,5. Ранее говорилось о необходимости демобилизовать примерно 20 тысяч человек, набранных в 2014 году.
Еще в прошлом году эксперты сомневались в осуществлении планов хоть какого-то призыва, поскольку для этого отсутствует организационная и имущественная база.
По сообщениям СМИ (Минобороны по этому поводу молчит), в ходе трех волн мобилизации было набрано порядка 100 тысяч человек. Надо учесть, что на начало 2014 года общая численность ВСУ составляла около 168 тысяч человек, в том числе около 125 тысяч военнослужащих. Потеряно, по официальным данным, около 15 тысяч человек в Крыму и около 3,5 тысяч в ходе АТО (с учетом мобилизованных). Таким образом, цифра 100 тысяч выглядит даже преуменьшенной — порядка 20 тысяч человек непонятно откуда взялись — вероятно, это добровольцы из состава батальонов территориальной обороны.
В-третьих, еще в прошлом году эксперты сомневались в осуществлении планов хоть какого-то призыва, поскольку для этого отсутствует организационная и имущественная база.
С организационной точки зрения, не хватает военкоматов и военкомов — ведь последний призыв проводился весной 2013 года и возобновлять его не собирались. В результате сейчас не хватает примерно 2 тысяч военных комиссаров.
С имущественной точки зрения, сокращение армии привело к сокращению военных городков, полигонов и т.п. Сейчас просто нет возможности размещать и обучать новобранцев.
В-четвертых, с финансово-экономической точки зрения правительство Яценюка осуществляет сокращение государственных расходов. Как легко понять, это сокращение плохо сочетается с ростом расходов военных.
Восстановление военного призыва подготовлено слабо и вызывает массу вопросов, на которые украинские власти ответить не могут.
Правда, рост планируется в большей степени относительный, но все равно непонятно, как МВФ отнесется к столь вольной трактовке понятия «сокращение расходов».
В общем, восстановление военного призыва подготовлено слабо и вызывает массу вопросов, на которые украинские власти ответить не могут.
В то же время смысл возобновления призыва есть.
В первую очередь речь идет о создании возможностей для демобилизации. Впрочем, учитывая, что демобилизовать надо не менее 60 тысяч человек, полученных армией по двум первым волнам мобилизации, призывников на это не хватает.
Во-вторых, накануне ожидаемых социальных протестов логично усиливать силовые ведомства. Правда, тут, скорее, преследуется цель «вымывания» социально активной безработной молодежи, которая может составить ядро этих протестов.
В-третьих, необходимо поддерживать в обществе военную истерию. В принципе с этой задачей справляются СМИ и волонтеры, но в условиях перемирия рассказы о «российской агрессии» уже не подтверждаются фактами...
Политолог, политтехнолог, директор Центра политического маркетинга Василий Стоякин специально для «Актуальных комментариев»
1 октября 2024
Колонки
Нисходящая эмоция
Михаил Карягин о главных ресурсах руководства
Украины
30 сентября 2024
Колонки
Последняя надежда Зеленского
Алексей Чеснаков об итогах встречи Зеленского
с Байденом
23 сентября 2024
Колонки
Диагноз Зеленского
Алексей Чеснаков о психологическом портрете
президента Украины